Организация бухгалтерского учета на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В новых экономических условиях от бухгалтера требуется высочайшая квалификация в финансовых вопросах, доскональное знание бухгалтерского учета, владение налоговым законодательством, хорошее знание своих прав, обязанностей и ответственности. Требуется умение вести дискуссию, твердость характера, владение этикой взаимопонимания.

Оглавление

Введение. 3
1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2. Организация бухгалтерской службы и структура бухгалтерии. 8
3. Права и обязанности главных бухгалтеров. 11
4. Организация и техника ведения бухгалтерского учета. 14
5. Документооборот и его организация. 19
6. Планирование работы учетного аппарата. 24
7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и незаконность совершаемых операций. 27
Выводы. 29
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

Организация бухгалтерского учета на предприятии.docx

— 56.05 Кб (Скачать)

Ответственность за организацию хранения первичных  учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

  Согласно статье 13 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ организации вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности документов. Организация в праве самостоятельно выбирать, где ей хранить документы – можно выделить специальные помещения в офисе или хранить документы можно в частном архиве. В зависимости от степени секретности бумаг частные архивы бывают открытого и закрытого типа. Так же фирма может заключить договор по хранению документов с Государственным архивом.

В случае ликвидации организации все ее документы, касающиеся его работников (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и т. д.), плюс документы, по которым еще не истек срок хранения, а также все учредительные документы нужно обязательно сдать в Государственный архив по месту расположения организации. При подготовке документации к хранению кассовые документы, авансовые отчеты, выписки банков и другие документы необходимо подобрать в хронологическом порядке.

Статьей 23 Закона № 125-ФЗ устанавливается, что при реорганизации негосударственных организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами. Этой же статьей определено, что при ликвидации организации их документы, включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу, а также документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между вышеуказанными сторонами. Подготовить бумаги к сдаче в архив могут сотрудники бухгалтерии, но без специальных навыков и знаний это будет сделать достаточно сложно. Поэтому лучше данную работу поручить архивариусам.

 

  1.  Планирование работы учетного аппарата.

Учетный аппарат, который организует и ведет бухгалтерский  учет, является самостоятельным структурным  подразделением и не может входить  в состав других отделов предприятий и их объединений. Возглавляется главным бухгалтером, а на тех предприятиях, где по штату должность главного бухгалтера не предусмотрена - старшим бухгалтером. Учетный аппарат обязан организовать и вести весь бухгалтерский учет, составлять отчетность, контролировать все хозяйственные операции с точки зрения их законности и хозяйственной целесообразности, осуществлять контроль за соблюдением сметной и финансовой дисциплины и т.д.

Одним из важных элементов планирования работы учетного аппарата является составление  должностных инструкций. Планирование учетной работы должно идти по пути создания должностных инструкций, отражающих специфику работы конкретного работника. При этом сотруднику должно быть поручено выполнение такой работы, по которой он мог бы самостоятельно решить и осуществлять все то, что входит в его компетенцию. При таком порядке обеспечивается правильная расстановка сил, при которой каждая работа находит соответствующего ей исполнителя. Когда нет такого твердого распределения по исполнителям, неминуемо возникает обезличивание ответственности и параллелизм в работе, появляются потери рабочего времени. Должностная инструкция создает преемственность в работе и ликвидирует положение, когда работник узнает свои обязанности лишь из личного опыта работы. В должностные инструкции  работникам бухгалтерии включены следующие позиции:

  • Общие положения, где отражено то, кому подчиняется работник бухгалтерии, чем он руководствуется в своей работе, какими вопросами он должен владеть и т.д.;
  • Функции и должностные обязанности работника;
  • Права и ответственность.

      Важным условием рациональной организации учета на предприятии является правильная расстановка кадров на отдельных участках учетного процесса, установление такой структуры аппарата бухгалтерии, которая лучше всего отвечала бы конкретным условиям работы предприятия. 
       Численность учетного аппарата и его структура в достаточной степени зависит от объема учетных и контрольных работ, от формы организации и автоматизации учета, а также от таких факторов, как масштабы производства и структура управления им. Наиболее распространена такая структура аппарата бухгалтерии, когда в ее составе выделяют группы по учету материальных ценностей, работы и заработной платы, затрат на производство, готовой продукции и ее реализации, а также обобщение всех данных учета и составления отчетности.

Важным этапом планирования работы учетного аппарата является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии. Основным назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работы, намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.

 Планирование работы учетного аппарата определяется принятой на предприятии формой учета, а так же наличием или отсутствием видов деятельности, требующих специальных видов учета и отчетности. Исходя из вышеупомянутых параметров, на предприятии определяются периодичность, состав отчетности, предоставляемой внешним организациям, как государственным, так и, при необходимости, вышестоящим органам управления в самой организации – например, собранию акционеров или органу внутрикорпоративного управления более высокого уровня.

Еще одним немаловажным фактором, определяющим плановые параметры функционирования учетного аппарата, является глубина  аналитического учета, применяемая  на предприятии. Чем выше уровень  аналитики при ведении первичных  учетных операций, тем в более  ранние сроки должны начинаться операции синтеза для своевременного составления, выверки и предоставления соответствующих форм отчетности.

 7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и незаконность совершаемых операций.

В соответствии с IV главой 18 статьей Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»  ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации. Однако главный бухгалтер не является сторонним наблюдателем при совершении финансовых нарушений руководителем.

Главному бухгалтеру запрещается  принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких  документах главный бухгалтер должен письменно сообщить руководителю организации. При получении от него письменного  распоряжения о принятии указанных  документов к учету главный бухгалтер  исполняет его. Только в этом случае всю полноту ответственности  за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

Руководители организаций и  другие лица, ответственные за организацию  и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения  бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование  бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской  отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной  ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       К главному бухгалтеру не могут быть применены меры административной ответственности в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством к ответственности должен быть привлечен руководитель предприятия. Но в ряде случаев и бухгалтер, и руководитель предприятия равным образом могут быть привлечены к административной ответственности за одни и те же нарушения.

Главный бухгалтер наравне с руководителем несет ответственность за:

  • нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
  • нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. В указанном пункте речь идет о разграничении ответственности организации и ее должностных лиц, когда ненадлежащие действия этих лиц могут рассматриваться двояко, а именно: как действия собственно должностных лиц и как действия организации в целом. В первом случае такие действия образуют объективную сторону административного правонарушения, субъектом которого является должностное (физическое) лицо, а во втором — налогового правонарушения, субъектом которого является организация.

Выводы.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что поставленная цель курсовой работы – изучить основы организации бухгалтерского учета на предприятии достигнута.

В ходе работы я ознакомился с  основными принципами бухгалтерского учета, среди которых главенство принадлежит принципу двойной записи на двух взаимосвязанных счетах.

При проработке Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ я рассматривал взаимосвязь между объемом учетной работы и осуществлением бухгалтерского учета организации. Были рассмотрены основы возможных структур бухгалтерии: иерархической, линейно-штабной и функциональной; возможные формы ведения учета – централизация или децентрализация учета. Были обозначены важнейшие принципы разделения полномочий, ответственности и сфер деятельности внутри бухгалтерии.

На основе Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» я изучил права и обязанности главных бухгалтеров, технику приемо-сдаточных работ и возможные санкции в случае нарушений законодательства допущенных в ходе бухгалтерской деятельности.

В ходе работы были разобраны наиболее важные аспекты техники ведения  бухгалтерского учета на предприятии, а именно формы ведения бухгалтерского учета, инвентаризация и ее важнейшие  элементы, техника обработки данных – неавтоматизированная и автоматизированная; рассмотрен План счетов, его суть и назначение. В курсовой работе показана роль документооборота и хранения архивов на предприятии; отражены наиболее важные факторы, влияющие на планирование работы учетного аппарата; описано несение ответственности за ведение бухгалтерского учета.

В итогах, важно отметить, что грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет, обеспечить сохранность имущества, обеспечить эффективность управления ресурсами, вычислить финансовый результат деятельности, определить налоговые обязательства.

Таким образом, бухгалтерия предприятия  должна придерживаться определенных принципов  учета и существующей законодательной  базы и нормативных документов. Не менее важен вопрос контроля правильности и законности проведения расчетных операций. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует улучшению финансового состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

В результате проделанной работы можно сделать  вывод, что поставленная цель курсовой работы – изучить основы организации бухгалтерского учета на предприятии, достигнута.

На сегодняшний  день организация бухгалтерского учета  на предприятии является необходимым и обязательным условием функционирования организации в целом, поэтому полнота и точность ведения учета необходимы для эффективной деятельности предприятия. Правильное ведение бухгалтерского учета в высокой степени зависит от того, насколько корректно используются основные принципы бухгалтерского учета. Основные принципы бухгалтерского учета изложены в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. N 34н и обязательны к исполнению всеми предприятиями.

Для реализации учета на предприятии необходима специализированная структура –  бухгалтерия. Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и, на их основе, составление отчетности. Аппарат бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности.

Ответственным за деятельность бухгалтерии является главный бухгалтер, для которого действующим законодательством определены права и обязанности. На главного бухгалтера возлагается ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерских операций, своевременное достоверное и полное представление бухгалтерской отчетности.

Без должного документооборота не может функционировать  ни одно предприятие, поэтому правильная организация документооборота имеет большое значение для всей бухгалтерской работы. Документооборот - движение документа от момента его составления, через все стадии учетной обработки, до передачи на хранение в архив.

Для достижения наибольшей эффективности  работу учетного аппарата необходимо планировать. В планирование входит составление должностных инструкций, расстановка кадров, определение графиков работ, расчет численности бухгалтерского аппарата и другие немаловажные факторы.

       Организация бухгалтерского  учета на предприятии предполагает  несение ответственности за ведение  учета. В соответствии с IV главой 18 статьей Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»  ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.

     Таким образом, бухгалтерия предприятия должна придерживаться установленных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов. Рациональная организация контроля состояния расчетов способствует улучшению финансового состояния предприятия.

Список использованной литературы.

  1. «О бухгалтерском учете» ФЗ № 129 от 21.11.96 г.
  2. Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 № 125-ФЗ.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено МФ РФ № 34н от 29.07.98 г. с дополнениями и изменениями.
  4. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» с дополнениями и изменениями. Утверждено МФ РФ № 60н от 09.12.98 г.
  5. «Об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ». Постановление Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг №03-33/ПС от 16.07.2003 г.
  6. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению». Утверждён МФ РФ №94н от 31.10.2000 г.
  7. «Некоммерческие организации в России», №6 / 2004
  8. О. Горшенина, эксперт ПБ, Интернет-журнал "Практическая бухгалтерия", 24.01.2006.
  9. Интернет-ресурс «БУХ.1С».

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятии