Формирование элементов учетной политики для целей управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ учетной политики организации в целях повышения качества управленческого учета и изучение её составных элементов.
Главными задачами - подробное рассмотрение учетной политики организации (ее содержания, способов (методов) составления); выявление мер, сдерживающих эффективность принятой учетной политики, основных ошибок; оптимизация планирования учетной политики.

Оглавление

Введение… … … … … … … … … ... … … … … … … … … … … …3
Глава 1 Теоретические основы формирования учетной политики
1.1 Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета… … … … … … … …5
1.2 Теоретические аспекты формирования учетной политики… … … …7
Глава 3 Формирование учетной политики в целях эффективного ведения управленческого учета
3.1 Цель формирования учетной политики … … … 25
3.2 Элементы учетной политики для целей управления… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …34
3.3 Совершенствование управленческого учета при помощи положений учетной политики… … … … … … … … … … … … 39
Заключение… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 45
Список использованной литературы… … … … … … … … … … … …47

Файлы: 1 файл

курсовая - УУ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

    Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

    Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.[13]

    Таким образом, учетная политика является одним из основных документов, который  устанавливает, как в организации ведется бухгалтерский учет  и отражающий выбранные организацией способы ведения бухгалтерского, управленческого и налогового учета.

    3 Формирование учетной политики в целях эффективного ведения управленческого учета

    3.1 Цель формирования учетной политики  

    Чтобы максимально упростить работу бухгалтера, была разработана специальная таблица, которая может послужить основой технологии формирования эффективной учетной политики предприятия. В таблицу включены только те элементы, которые способны оказывать влияние на финансовые результаты и отчетность. Главному бухгалтеру необходимо определиться только с целью формирования учетной политики и затем сформировать учетную политику из тех элементов, которые соответствуют данной цели. Ведь больше всего времени у бухгалтеров при составлении учетной политики уходит на то, чтобы обосновать свой выбор, поэтому часто они идут по пути наименьшего сопротивления и выбирают те элементы, которые больше им знакомы и наименее трудозатратны, но при этом предприятие теряет возможность управлять учетными данными и, следовательно, своими финансовыми результатами, величиной начисленных налогов и данными отчетности.

    Таблица 3.1 - Технология формирования эффективной  учетной политики

№ № Элементы  учетной политики Цели  формирования учетной политики
Рационализация денежных потоков Снижение трудоемкости учета Формирование

привлекательной отчетности

Согласование  с МСФО
1 2 3 4 5 6
1 Переоценка  основных средств Не проводить  дооценку, проводить уценку Не проводить Проводить дооценку Проводить как  уценку, так и дооценку, в зависимости от изменения рыночной цены
2 Амортизация основных средств Метод уменьшаемого остатка, метод суммы чисел лет.

Применять повышающие коэффициенты

Линейный способ Линейный способ, метод уменьшаемого остатка без  повышающего коэффициента Метод уменьшаемого остатка; линейный способ;

Пропорционально объему продукции

3 Списание основных средств стоимостью менее 20 тыс. руб. Списывать Если влияние  незначительное, то по усмотрению руководителя, если значительное - не списывать Если влияние  незначительное, то по усмотрению руководителя, если значительное - не списывать Не списывать
4 Установление  лимита отнесения к основным средствам 20 тыс. руб. Исходя  из технологических особенностей предприятия Лимит не устанавливается
5 Учет ремонта  основных средств По фактическим  затратам. Ремонтный фонд По фактическим  затратам.

Путем создания резерва на проведение ремонта

По фактическим  затратам.

С использованием счета расходов будущих периодов

любой
6 Порядок включения  в состав основных средств объектов

недвижимости,

подлежащих

государственной регистрации

Не включать в состав основных средств до окончания  регистрации Включать Не включать Включать
7 Начисление  амортизации

нематериальных  активов

Линейный способ. Способ начисления стоимости пропор­ционально объему продукции (работ) Линейный способ Линейный способ. Метод

уменьшаемого  остатка

Линейный способ. Способ уменьшаемого остатка. Пропорционально  объему продукции
8 Порядок списания ТЗР Упрощенные  способы Любой Любой Любой
9 Оценка списываемых  материально-производственных запасов По себестоимости  каждой единицы По средней  себестоимости По средней  себестоимости ФИФО, по средней  себестоимости
10 Варианты исчисления себестоимости единицы запаса Любой Себестоимость единицы запаса включает только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант) Себестоимость единицы запаса включает все расходы, связанные с приобретением запаса любой
11 Порядок списания отклонения фактической себестоимости  от нормативной На финансовые результаты На финансовые результаты Пропорционально готовой продукции любой
12 Порядок списания спецодежды со сроком использования  менее 12 мес. Единовременно любой любой любой
13 Оценка

приобретаемых

товаров

По покупным ценам.

По продажным  ценам (для организаций розничной  торговли)

По покупным ценам По фактической

себестоимости

приобретения.

По продажным  ценам (для организаций розничной  торговли)

любой
14 Классификация затрат на производство Завышать косвенные  расходы, занижать прямые Установить  одинаковую методику для бухгалтерского и налогового учета Завышать прямые расходы, занижать косвенные любой
15 Оценка

незавершенного

производства

По стоимости  сырья, материалов и полуфабрикатов.

По прямым статьям затрат

По стоимости  сырья, материалов и полуфабрикатов По фактической  или нормативной

(плановой)

Производственной  себестоимости

любой
16 Срок списания затрат на НИОКР минимальный 5 лет Максимальный-5 лет Ожидаемый срок использования, но не более срока  деятельности организации
17 Списание управленческих расходов и расходов на продажу Прямое списание на себестоимость Прямое списание на себестоимость Распределять  между себестоимостью проданной  продукции, товарами и остатком на складе Любой
18 Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную любой любой Не переводить переводить
19 Метод включения дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов Единовременное  отнесение в состав прочих расходов Единовременное  отнесение в состав прочих расходов Учет в составе  дебиторской задолженности с  последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения заемных обязательств Любой
20 Способ

формирования

первоначальной

стоимости

финансовых

вложений

В случае

несущественности  величины затрат на приобретение финансовых вложений эти затраты признаются прочими операционными расходами

В случае

несущественности  величины затрат на приобретение финан­совых  вложений эти затраты признаются прочими операционными расходами

В первоначальную стоимость финансовых вложений, приобретенных  за плату, включаются суммы фактических затрат на их приобретение Любой
21 Порядок отражения  суммовых разниц в стоимости финансовых вложений Не учитывать  в формировании первоначальной стоимости, а относить на операционные расходы Любой Учитывать

суммовые  разницы при формировании первоначальной

стоимости

финансовых

вложений

Любой
22 Способы оценки выбывающих ценных бумаг, по которым  не определяется текущая рыночная стоимость По средней

себестоимости

ФИФО ФИФО  
23 Создание резервов по сомнительным долгам Создавать Не создавать Не создавать Создавать
24 Создание резервов

предстоящих

расходов

Любой Не создавать Создавать Создаются по

усмотрению

организации

25 Метод учета  поступлений государственной помощи Любой По поступлении По начислении По поступлении
26 Отражение в  отчетности отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обяза-тельств(ОНО) Любой Сальдированная (свернутая) сумма ОНО и ОНА Отражение ОНА  в качестве внеоборотных активов  и ОНО в качестве долгосрочных обязательств любой

    Ориентация  на снижение трудоемкости в бухгалтерском учете проявляется в принятии наиболее простых и доступных для понимания способов ведения бухгалтерского и налогового учета, в сведении к минимуму их различий.

      Разработка учетной политики, направленной  на рационализацию денежных потоков  и увеличение инвестиционных  возможностей, необходима, когда предприятие  осваивает новые рынки сбыта,  осуществляет инвестиции, изыскивает  дополнительно финансовые ресурсы.  В таких условиях целесообразно применять ускоренные методы амортизации, оптимизировать налогообложение, высвобождать дополнительные финансовые ресурсы.

      Что касается согласования с  МСФО, то совсем устранить различия  между отечественными и международными  стандартами и избежать процедуры трансформации невозможно, но вполне реально значительно снизить затраты труда и времени.

      Учетная политика, направленная  на формирование привлекательной,  с точки зрения инвестирования, отчетности, должна обеспечить подготовку  наиболее привлекательной финансовой отчетности в части финансовых коэффициентов. Такой подход обусловлен стремлением привлечь дополнительные источники финансирования - как собственные, так и заемные.

    Итак, на основании таблицы 3.1 рассмотрим учетную политику ООО 2009 года, чтобы выявить какую цель преследует организация при формировании данного документа, как это отражается на формировании статей отчетности и выявить недостатки и преимущества данной учетной политики.

    Таблица 3.2 – Анализ учетной политики

Элемент учетной  политики Способ, сформулированный в учетной политике ООО «Коммунар» Цель  формирования учетной политики
1 Переоценка  основных средств Не проводить Снижение трудоемкости учета
2 Амортизация основных средств Линейный способ Снижение трудоемкости учета
3 Списание основных средств стоимостью менее 20 тыс. руб. Списывать Рационализация  денежных потоков
4 Установление  лимита отнесения к основным средствам 20 тыс. руб. Рационализация  денежных потоков
5 Учет ремонта  основных средств - -
6 Оценка списываемых материально-производственных запасов По себестоимости  каждой единицы Рационализация  денежных потоков
7 Варианты исчисления себестоимости единицы запаса Себестоимость единицы запаса включает все расходы, связанные с приобретением запаса Формирование

привлекательной отчетности

8 Порядок списания отклонения фактической себестоимости  от нормативной Пропорционально готовой продукции Формирование

привлекательной отчетности

9 Порядок списания спецодежды со сроком использования  менее 12 мес. - -
10 Оценка приобретаемых

товаров

По покупным ценам Снижение трудоемкости учета
11 Классификация затрат на производство Завышать косвенные  расходы, занижать прямые Рационализация  денежных потоков
12 Оценка

незавершенного  производства

По фактической  или нормативной

(плановой)

Производственной  себестоимости

Формирование

привлекательной отчетности

13 Списание управленческих расходов и расходов на продажу Распределять  между себестоимостью проданной  продукции, товарами и остатком на складе Формирование

привлекательной отчетности

14 Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную Не переводить Формирование

привлекательной отчетности

15 Метод включения  дополнительных затрат, связанных с  получением займов и кредитов Единовременное  отнесение в состав прочих расходов Рационализация  денежных потоков;

Снижение  трудоемкости учета

16 Создание резервов по сомнительным долгам Не создавать Снижение трудоемкости учета;

Формирование

привлекательной отчетности

17 Создание резервов

предстоящих

расходов

Не создавать  
Снижение трудоемкости учета
18 Отражение в  отчетности отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств(ОНО) - -

    В результате проделанной работы можем  сделать следующие выводы:

    Четкая  цель при формировании учетной политики не ставилась, в основном были выбраны такие способы ведения бухгалтерского учета, чтобы снизить трудоёмкость работы и сформировать привлекательную отчетность. Общество исчисляет полную фактическую производственную себестоимость продукции и распределяет управленческие расходы между реализованной и оставшейся на складе готовой продукцией; организация использует для учета затрат на производство счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и т.д.

    На основании данных пояснительной записки за 2007-2009гг. рассмотрим изменение учетной политики за те же годы.

    Итак, значительных изменений не наблюдалось  за весь период исследования:

    • Бухгалтерский учет в организации осуществлялся бухгалтерией управляющей организации;

    • Срок полезного использования по основным средствам определялся на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 (последние изменения произошли от 24.02 2009г. под №165);

    • Начисление амортизации по основным средствам производилось линейным способом;

    • Активы, которые отвечают критериям основных средств, стоимостью не более 10 000 руб. (а с 1 января 2008г. – 20 000 руб.) учитывались в составе материально-производственных запасов и списывались в расходы по мере их отпуска в эксплуатацию;

    • Ежегодная переоценка основных средств не проводилась;

    • При списании оценка материально-производственных запасов производилась по средней себестоимости;

    • Косвенные расходы, собираемые по дебету счетов 23,25,26 распределялись между видами продукции пропорционально  прямым материальным затратам, а с 1 января 2008г. – пропорционально заработной плате основных рабочих;

    • Общество не создавало резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам.

    Из  приказа № 636 от 29.12.2007 года видим, что  изменения в учетной политике 2008 года по сравнению с учетной политикой 2007 года произошли в пунктах:

    1. «Порядок проведения инвентаризации», а именно указано, что инвентаризация материально-производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей проводить один раз в год по состоянию не ранее 1 октября;

    2. «Порядок признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете»: Учет затрат на производство вести с подразделением на прямые, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство» и косвенные, отражаемые по дебету счетов 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». (…) Следует калькулировать полную фактическую производственную себестоимость продукции. Счет 44 «Коммерческие расходы» признавать в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. Учет готовой продукции осуществлять по нормативной (плановой) себестоимости на счете 43 «Готовая продукция», учет её выпуска организовать с использованием счета 40 «Выпуск продукции»;

    3. «Учет основных средств», а именно – основные средства учитывать по первоначальной стоимости, амортизацию начислять линейным способом, переоценку не производить;

    4. «Учет выручки в целях исчисления налога на добавленную стоимость»: Вести раздельный учет продаж на внутренний рынок и на экспорт (…). Учет авансов для целей исчисления НДС вести в аналитическом учете по счетам-фактурам.

    5. А также добавлен пункт «Учет дебиторской, кредиторской задолженности».

    В 2008 году в учетную политику ООО «Коммунар» на 2009 год было внесено небольшое количество изменений (приказ № 1055 от 29.12. 2008 года):

    • В пункте «Порядок проведения инвентаризации» указано, что инвентаризацию наличных денежных средств и денежных документов в кассе проводить один раз в квартал по состоянию на 1 число следующего квартала.

    • Пункт «Учет создания и использования резервов» не отражать.

    Далее следует подробнее рассмотреть  элементы учетной политики ООО «Коммунар» в соответствии с целями управленческого учета. 

    3.2 Элементы учетной политики для целей управления 

    Бухгалтерский учет на ООО ведется бухгалтерией управляющей организации на основании  ФЗ от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете», налоговый учет ведется на основании Налогового Кодекса РФ.

    Предприятие ведет учет с использованием компьютерной техники, использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана  счетов, утвержденного приказом Минфина  России от 31.12.2000г. №94 Н, представляет отчетность в объеме и по формам, предусмотренным Приказом Минфина России от 22.07.2003г. №67 Н в тысячах рублей без десятичных знаков.

    Хозяйственные операции в обществе в бухгалтерском  учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно. Налоговый учет ведется в регистрах основанных на регистрах бухгалтерского учета, разработанных предприятием самостоятельно.

    Учетные документы хранятся на предприятии  в течение пяти лет.

    Инвентаризация  основных средств проводится один раз в три года по состоянию на 1 октября. Инвентаризация материально-производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей – один раз в год по состоянию не ранее 1 октября. Инвентаризация наличных денежных средств и денежных документов в кассе – один раз в квартал по состоянию на 1 число следующего квартала.

    Так как ООО «Коммунар» относится  к отрасли машиностроения, начнем с учета затрат на производство в  ООО «Коммунар».

    Учет  затрат на производство ведется с  подразделением на прямые, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство» и косвенные, отражаемые по дебету счетов 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода косвенные расходы включаются в себестоимость продукции в результате распределения: Дебет счета 20 – Кредит счетов 23, или 25 или 26 по принадлежности. Калькулируется полная фактическая производственная себестоимость продукции (п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Косвенные расходы, собираемые по дебету счетов 23, 25, 26 распределяются между видами продукции – объектами калькулирования пропорционально заработной плате основных рабочих. Счет 44 «Коммерческие расходы» признаются в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

    Учет  готовой продукции осуществляется по нормативной (плановой) себестоимости  на счете 43 «Готовая продукция». Учет выпуска  готовой продукции организуется с использованием счета 40 «Выпуск продукции».

    Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы  в бухгалтерском учете распределяются между видами продукции пропорционально  заработной плате основных рабочих. Оценка НЗП в бухучете производится по полной фактической производственной себестоимости.

    Далее рассмотрим учет основных средств и  материально-производственных затрат, осуществляемый в Обществе.

Информация о работе Формирование элементов учетной политики для целей управления