Учетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая тема актуальна в наше время тем, что на практике к формированию учетной политики часто относятся формально, как к одному из требований налоговых органов, ссылаясь на ограниченные требования к ее содержанию. На самом деле действующая нормативная база позволяет с помощью учетной политики решить множество задач.
Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами формирования, раскрытия и изменения учетной политики на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. Учетная политика. Формирование, раскрытие и изменение
учетной политики…………………………………………………………….....5
1.1. Формирование учетной политики……………………………………....6
1.2. Раскрытие учетной политики…………………………………………..13
1.3. Изменения учетной политики………………………………………….15


2. Порядок утверждения учетной политики. Основные элементы учетной политики………………………………………………………………………..17
2.1 Порядок утверждения учетной политики……………………………...17
2.2 Элементы учетной политики……………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая Учетная политика предприятия.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

 

1. Учетная политика.  Формирование, раскрытие и изменение 

учетной политики…………………………………………………………….....5

   1.1. Формирование учетной политики……………………………………....6

   1.2. Раскрытие учетной  политики…………………………………………..13

   1.3. Изменения учетной политики………………………………………….15

 

 

2. Порядок утверждения  учетной политики. Основные элементы  учетной политики………………………………………………………………………..17

   2.1 Порядок утверждения учетной политики……………………………...17

   2.2 Элементы учетной политики……………………………………………20

 

Заключение…………………………………………………………………….34

Список используемой литературы…………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Общепризнанно, что бухгалтерский  учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей. Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии:

- централизованный;

- децентрализованный; 

- смешанный.

       При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

       Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта.

          Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета.

       В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 устанавливаются основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

     Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Целью учетной политики являются:

  - формирование полной и  достоверной  информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

- обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

       Рассматриваемая тема актуальна в наше время тем, что на практике к формированию учетной политики часто относятся формально, как к одному из требований налоговых органов, ссылаясь на ограниченные требования к ее содержанию. На самом деле действующая нормативная база позволяет с помощью учетной политики решить множество задач.

Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами формирования, раскрытия  и изменения учетной политики на предприятии.

 

 

 

 

 

 

1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА. ФОРМИРОВАНИЕ, РАСКРЫТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.

 

Бухгалтерский учет на предприятии  ведется по определенным правилам. Как уже говорилось, разработка этих правил осуществляется тремя путями: централизованным, децентрализованным и смешенным. Первый подразумевает регламентацию ведения учета из единого государственного центра (Министерство Финансов Российской Федерации) и каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выбранным этим центром: отступления от них не допустимы. Второй путь предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого предприятия. И хотя он позволяет предприятию максимально отразить в учете особенности своей хозяйственной деятельности, в современных условиях России он неприемлем.  Третий путь основывается на разумном сочетании элементов первого и второго, когда за централизованным регулированием остается совокупность общих правил и принципов, а конкретизация и механизм выполнения этих правил и принципов разрабатывается самостоятельно каждым предприятием  с учетом условий его хозяйственной деятельности, степени осознания особенностей, квалификации персонала, технической базы управления. Другими словами, согласно Положению о ведении учета и отчетности в Российской Федерации, исходя из общих правил, каждое предприятие само разрабатывает свою учетную политику, то есть правила ведения бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

1.1. Формирование учетной политики.

 

      При выборе учетной политики необходимо учитывать:

  • отраслевую принадлежность организации;
  • форму собственности и организационно-правовой статус;
  • организационную структуру предприятия;
  • объемы деятельности предприятия и др.

 

      При формировании учетной политики следует руководствоваться рядом допущений и требований изложенных в ПБУ 1/98.

      Понятие «допущения» примерно соответствует понятию «основополагающие бухгалтерские принципы» в западном учете. В отечественном учете это понятие относится, по существу, к правилам ведения учета и составления отчетности. При этом указанные в положении по учетной политике допущения не обязательно должны объявляться организацией. Их принятие и следования им подразумевается. Вместе с тем, если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступления от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений.

     Положением по учетной политике установлены следующие допущения: -   инвестиционной обособленности организации;

-   непрерывности  ее деятельности;

- последовательности применения учетной политики и временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

     Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации. Для нашей страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях (особенно в хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников.

    Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявлять об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможности ликвидации организации или сокращения деятельности.

     Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.

      Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами.  Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

     В международной практике наряду с основополагающими используются и другие бухгалтерские принципы (осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов учета и др.)

    В отечественной практике в качестве указанных понятий используют понятие «требования». Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям:

  • полноты;
  • своевременности;
  • приоритета содержания перед формой;
  • непротиворечивости и рациональности.

     Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

     Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

     Требование осмотрительности (осторожности, в западной практике – еще и консерватизма) означает большую часть готовности к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская срытых резервов).

      В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резерв по сомнительным долгам. Следует отметить, что в отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам в коммерческих организациях. Однако они могут создаваться лишь по окончании финансового года на основе проведенной в конце года инвентаризации, не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности. В западной практике указанные резервы можно создавать в момент образования сомнительной задолженности. Принципиальное отличие порядка формирования резервов сомнительных долгов в отечественной и зарубежной учетной практике позволяет сделать вывод о том, что требование осторожности не используется в полной мере в нашей учетной практике.

      Требования приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является не законным. Однако, если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

      Требование непротиворечивости обуславливает необходимость    тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на первое число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а так же показателей отчетности на начало и конец периода. 

      Требование рациональности означает необходимость рационального и экономического ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

        Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и  аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности:

       На основе системы  субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

 

Формы бухгалтерского учета.

      На современном этапе развития новых технологий  основной формой ведения бухгалтерского учета является АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ форма учета. В недалеком прошлом более распространенными были:

  • журнально-ордерная;
  • мемориально-ордерная;
  • упрощенная;

        Это формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а так же формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности:

      Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.

Информация о работе Учетная политика