Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа
Рассматриваемая тема актуальна в наше время тем, что на практике к формированию учетной политики часто относятся формально, как к одному из требований налоговых органов, ссылаясь на ограниченные требования к ее содержанию. На самом деле действующая нормативная база позволяет с помощью учетной политики решить множество задач.
Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами формирования, раскрытия и изменения учетной политики на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Учетная политика. Формирование, раскрытие и изменение
учетной политики…………………………………………………………….....5
1.1. Формирование учетной политики……………………………………....6
1.2. Раскрытие учетной политики…………………………………………..13
1.3. Изменения учетной политики………………………………………….15
2. Порядок утверждения учетной политики. Основные элементы учетной политики………………………………………………………………………..17
2.1 Порядок утверждения учетной политики……………………………...17
2.2 Элементы учетной политики……………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………...35
Согласно статье 9 Закона «О бухгалтерском учете», каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:
Порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств:
Инвентаризация имущества и обязательств проводится для того, чтобы проверить, насколько достоверны данные бухгалтерского учета. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» проводить инвентаризацию необходимо в следующих случаях:
Также в
учетной политике организации
используются следующие
При формировании учетной политики, организация по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика
подлежит оформлению соответствующей
организационно-
Способы ведения бухгалтерского учета,
избранные организацией при формировании
учетной политики, применяется с первого
января года, следующего за годом утверждения
соответствующего организационно-
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
1.2. Раскрытие учетной политики
Организация должна раскрыть избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относится:
- амортизация основных средств, нематериальных и иных активов;
- оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
- признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае опубликования бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация в учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Годовая бухгалтерская отчетность содержит:
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
1.3. Изменения учетной политики.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать:
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Изменение учетной политики организации может производится в случаях:
Не считается изменением учетной политики утверждения способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в первые в деятельности организации.
Изменения учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. 1.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативного акта по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующие законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достоверной точностью.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся.
________________________
1 Кондаков «Бухгалтерский учет»
2. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Порядок утверждения учетной политики.
Порядок утверждения и применения определенной учетной политики для целей налогообложения установлен в главах 21 (статья 167), 25 (статья 313) и 26 (пункт 2 статья 339) Налогового Кодекса Российской Федерации, да и то косвенно. Учетная политика, как уже было сказано, утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Никакой "жесткой" формы такого приказа нет, поэтому не важно, как будет закреплена учетная политика - в тексте приказа или как приложение к нему.
Ввиду разрозненности элементов учетной политики и отсутствия единого подхода законодателя к этому вопросу мы сталкиваемся с тем, что глава 21 Кодекса содержит одни указания по утверждению учетной политики, глава 25 - другие, а в остальных главах вообще нет упоминания об этом.
Срок утверждения учетной политики для вновь созданных организаций прямо установлен только для целей исчисления Налога на добавленную стоимость (НДС) - не позднее окончания первого налогового периода (пункта 12 статьи 167 Налогового Кодекса Российской Федерации). Впрочем, глава 25 Кодекса содержит обязанность налогоплательщика определить и закрепить в учетной политике, для целей налогообложения, принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми.
Изначально предполагается, что учетная политика организации сопровождает ее деятельность с момента создания и до момента ликвидации и изменяется только в исключительных случаях. То есть, как указано в статье 313 Налогового Кодекса Российской Федерации, применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Здесь же законодатель указал и два момента, когда такое изменение возможно:
- в случае изменения
- в случае изменения
Изменения в учетной политике для целей налогообложения принимаются:
- с начала нового налогового периода (со следующего года) при изменении применяемых методов учета;
- не ранее момента вступления
в силу изменений норм
Все сказанное выше относится к налогу на прибыль организаций.
Изменение учетной политики применительно к Налогу на добавленную стоимость возможно только с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. То есть раз в год. Других вариантов глава 21 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусматривает.
Есть элементы учетной политики, которые вообще не подлежат изменению по воле налогоплательщика. Например, глава 26 Кодекса содержит такой элемент учетной политики, как метод определения количества добытого полезного ископаемого. Выбранный организацией метод применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого (может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии добычи полезных ископаемых).
Обязанность ведения налогового учета определена только в главе 25 Кодекса. Данный учет необходим для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для других налогов, установленных Кодексом, такой обязанности нет.
Таким образом, утвердить учетную политику для целей налогообложения необходимо в первую очередь для налогоплательщика, так как ее отсутствие повредит ему самому.
Во-первых, учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах корректировать налоговые платежи.
Во-вторых, она выполняет функцию доведения до сведения налоговых органов информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты сумм налога.