Учетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Оглавление

Введение 3

1.Учетная политика организации и факторы, влияющие на ее выбор 5
1.1.Учетная политика, ее сущность и условия выбора 5
1.2. Влияние учетной политики на финансовые результаты организации 12

2. Особенности учетной политики в агропромышленном комплексе 59

3. Пути повышения эффективности влияния учетной политики на финансовые результаты ООО им. Ленина 70

Заключение 87

Список литературы 91

Приложения

Файлы: 1 файл

диплом учетная политики.doc

— 402.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

 

1.Учетная политика  организации и факторы, влияющие  на ее выбор      5

1.1.Учетная политика, ее сущность и условия выбора    5

1.2. Влияние учетной политики на финансовые результаты организации      12

 

2. Особенности  учетной политики в агропромышленном комплексе     59               

 

3. Пути повышения эффективности влияния учетной политики на финансовые результаты  ООО им. Ленина                                            70      

 

Заключение                  87

 

Список литературы                 91

 

Приложения                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных  условиях хозяйствования и в соответствии с действующим в настоящее  время законодательством учетная политика должна формироваться в трех направлениях:

1) учетная политика для  целей бухгалтерского учета;

2) учетная политика для  целей налогообложения;

3) договорная политика, разрабатываемая  как для целей бухгалтерского  учета, так и для целей налогообложения.

Существование двух первых направлений учетной политики объясняется  необходимостью обособленного ведения  бухгалтерского и налогового учета. Формируя учетную политику, организация, как правило, преследует две понятные цели. Во-первых, никому не хочется платить налоги, и поэтому каждый старается максимально снизить оценку налогооблагаемых баз. Во-вторых, все стремятся привлекательно выглядеть в глазах инвесторов. Хочется, чтобы бухгалтерская отчетность показывала финансовое положение организации таким образом, чтобы акционеры, кредиторы, потенциальные инвесторы захотели дать нашей организации денег, проинвестировать наш проект, который принесет такую же прибыль, какая показана в нашей отчетности.

Однако очевидно, что эти  две цели противоречат друг другу. Действительно, не желая платить много налогов, мы будем выбирать те методы учета, которые дадут минимальную оценку наших активов и прибыли. Вместе с тем показатели нашего финансового состояния станут отнюдь не привлекательными. И наоборот, если мы захотим завысить показатели своего финансового состояния, нам придется доплатить налоги с сумм роста оценки активов и прибыли. Следовательно, если согласно нормативным документам нужно вести только один учет, т.е. правила оценки фактов хозяйственной деятельности для целей бухгалтерского учета и налогообложения совпадают, то нам приходится выбирать одно из двух: либо платить меньше налогов, либо показывать в отчетности радости своего финансового благополучия.

Если же бухгалтерский  и налоговый учет ведется обособленно, мы можем в учетной политике для целей бухгалтерского учета выбирать те методы оценки фактов хозяйственной жизни, которые максимально возможно завысят показатели нашего финансового благополучия, не опасаясь при этом переплатить налоги в казну.

Однако если целью бухгалтерской  учетной политики становится формирование наиболее выгодной для организации  картины ее финансового положения, мы должны помнить о том, что выбираемые методы учета, т.е. конкретные бухгалтерские  проводки, могут изменить показатели бухгалтерской отчетности и результаты ее анализа. Этим вопросам в нашем дипломе отведено особое место.

Третье направление современной  финансовой политики организации должна составлять политика договорная. Сегодня, выбирая вид договора, оформляющего хозяйственные операции организации, мы можем определять и порядок их бухгалтерского учета, и режим их налогообложения. Следовательно, не только от того, какие именно операции осуществляет организация, но и от того, какими договорами они будут оформлены, зависит и картина финансового положения, представляемая в бухгалтерской отчетности, и суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет.

Любое решение в области  учетной политики организации в  действительности представляет собой  трактовку действующих нормативных актов. Это прежде всего бухгалтерское законодательство и те отрасли права, с которыми бухгалтерское законодательство непосредственно связано, т.е. налоговое и гражданское законодательство. Поэтому актуальность выбранной мною темы не вызывает сомнения.

 

 

 

 

 

1.УЧЕТНАЯ  ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЁ ВЫБОР

 

    1. Учетная политика, ее сущность и условия выбора

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

           Учетная политика организации  - это принятая ею совокупность  способов ведения бухгалтерского  учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

          К способам ведения бухгалтерского учета относятся, согласно этому же источнику, способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика любой организации должна строиться на основополагающих принципах и допущениях бухгалтерского учета. К этим базовым экономическим принципам принято относить следующие принципы:

1) принцип целостности,  согласно которому учетные данные  составляют единую систему, обеспечивающую  управление хозяйственными процессами;

2) принцип имущественной  обособленности, подразумевающий что  имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной  организации;

3) принцип непрерывности - бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

4) принцип сплошной  регистрации (требование полноты) - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

5) принцип документирования, согласно которому факты отражаются  в учете на основании соответствующих первичных документов;

6) принцип временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной  деятельности отражаются в учете  в том отчетном периоде, когда  они имели место независимо  от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;

7) принцип количественного  измерения и исчисления фактов  хозяйственной деятельности;

8) принцип верифицируемости - контроля информации;

9) принцип непротиворечивости, предполагающий тождество данных  аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

10) принцип разделения  текущих и капитальных затрат (в бухгалтерском учете организаций  текущие затраты на производство  продукции и капитальные вложения учитываются раздельно);

11) принцип интерпретируемости (учетная информация должна быть  ясной, то есть ее можно подвергнуть  истолкованию и анализу);

12) принцип осмотрительности (готовность к признанию в бухгалтерском  учете в большей степени расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, без допущения создания скрытых резервов);

13) принцип приоритетности  содержания перед формой - отражение  в бухгалтерском учете факторов  хозяйственной деятельности исходя  не столько из их правовой  формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

14) принцип рациональности (рациональное ведение бухгалтерского  учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации).

Некоторые из этих принципов приведены в п.7 разд.II ПБУ 1/98, другие вытекают из теории и многовековой практики учета и закреплены различными концептуальными документами в сфере бухгалтерского учета.

Предполагается  также (п.6 разд.II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, то есть необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.

Разработка  учетной политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.

Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере, однако эта работа не должна быть полностью возложена на них. В разработке отдельных элементов учетной политики, особенно на подготовительном этапе, могут участвовать все подразделения предприятия.

Можно выделить следующие этапы разработки учетной  политики.

I. Комплексная  оценка среды организации

- оценка сложившейся  системы документооборота: эффективность;  быстрота; выполнение графика;

- оценка применяемого  рабочего плана счетов: достаточность;  соответствие нормативной базе;

- анализ форм  применяемых первичных учетных  документов: необходимость; достоверность; наличие необходимых реквизитов; полнота информации; существенность содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость;

- анализ форм  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности: необходимость; достоверность;  полнота информации; существенность содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость;

периодичность составления;

- оценка существующего  порядка проведения инвентаризации  активов и обязательств организации:  полнота информации; периодичность проведения; состав инвентаризационной комиссии;

- экспертиза  методов оценки активов и обязательств: соответствие нормативной базе; соответствие целям организации;  экспертиза системы внутреннего  контроля и аудита; эффективность;  достаточность; оперативность.

II. Разработка  изменений к действующей учетной  политике

III. Контроль  внедрения и применения

Согласно п.9 разд.II ПБУ 1/98, принятая организацией учетная  политика подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения  бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с  п.10 разд.II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная  организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика организации должна в соответствии с п.5 разд.II ПБУ 1/98 формироваться  главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждаться руководителем организации. Она оформляется в виде пакета взаимосвязанных документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью. Учетная политика включает в себя:

- рабочий план  счетов бухгалтерского учета,  содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации;

- методы оценки  активов и обязательств;

- правила документооборота  и технологию обработки учетной  информации;

- порядок контроля  за хозяйственными операциями;

Информация о работе Учетная политика