Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Порядок выдачи наличных денег под отчет на предстоящие расходы заключается, как правило, в предварительном обеспечении работников авансом на предстоящие расходы. В исключительных случаях по решению руководителя организации допускается использование личных денежных средств, личных карточек физических лиц для расчетов в интересах организации, с которой они состоят в трудовых отношениях.

Файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

       Приказ  о командировании оформляется на общем бланке организации. Структура  текста приказа не является строго регламентированной, однако в нем  должны обязательно указываться  такие элементы, как цель командировки, пункт назначения (наименование организации, город, страна – если работник командируется за пределы Республики Беларусь), количество дней командировки (дни приезда и отъезда считаются днями командировки), период, на который командируется работник.

       2) командировочное удостоверение  установленной формы с обязательным заполнением всех реквизитов.

       Обязательными реквизитами командировочного удостоверения  являются:

  • фамилия, имя, отчество командируемого работника,
  • место командировки (пункт назначения);
  • количество дней командировки с точным указанием дат,
  • цель командировки;
  • основание командировки;
  • подпись руководителя;
  • отметки об убытии, прибытии в пункты назначения и убытии из них.

       Командировочное удостоверение составляется на основе приказа о командировании, выписывается в одном экземпляре и выдается на руки командированному работнику.

       Фактическое время пребывания в месте служебной  командировки определяется по отметке  в командировочном удостоверении  о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и выбытия делаются в каждом из этих пунктов

       3) доверенность на представление  интересов предприятия при подписании  документов, заключении договоров;

       4) задание по командировке, в котором указываются цель командировки, время нахождения в командировке, план встреч и переговоров с представителями фирм и организаций, а в случае заключения договора (контракта) – предмет договора, условия поставки, форма и вид платежа.

       Задание подписывается руководителем и  командированным работником.

       5) путевой лист на автомобиль – при направлении работников в командировку на служебном или личном транспорте. Заполнение путевого листа производится в соответствии с требованиями Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов служебного легкового автомобиля, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.03.2000 № 31 "Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению" и согласованной с Минтрансом РБ (с изменениями и дополнениями).

       Ответственность за заполнение путевых листов и достоверность указанных в них сведений несет руководитель юридического лица, чьим штампом и печатью они заверены, а также лица, обеспечивающие эксплуатацию служебных легковых автомобилей.

       При служебных командировках наниматель обязан возместить работнику следующие расходы:

  • по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются в размере стоимости представленных подлинных проездных документов.

       Командированному  работнику возмещаются также  расходы по бронированию билетов. В исключительных случаях, при нерегулярном транспортном сообщении в пределах одного административного района, с разрешения нанимателя оплата за проезд может быть компенсирована без представления проездных документов по минимальной стоимости проезда. Подлежат возмещению также расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта. Расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно в плацкартных, купейных или мягких вагонах без представления подтверждающих документов.

  • по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) возмещаются в размере подлинных оплаченных счетов или квитанций и других документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов (кроме тех случаев, когда командированному работнику предоставляется бесплатное помещение).

       Возмещение  расходов за проживание в номерах "люкс" допускается в исключительных случаях с разрешения нанимателя. Командированному работнику также по представлению подтверждающих документов возмещаются расходы по бронированию мест в гостинице [11].

       Без представления подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь.

  • за проживание вне места постоянного жительства возмещаются для покрытия дополнительных личных расходов –  суточные в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Республики Беларусь. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются в тех же размерах, что и за время пребывания в месте служебной командировки.

       На  основании Постановления от 21 декабря 2007 г. № 197 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках» Министерство финансов Республики Беларусь установило следующие размеры возмещения расходов при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь:

  • суточные - 15 000 рублей за каждый день командировки;
  • суточные при однодневных служебных командировках и командировках в такую местность, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, - 7500 рублей;
  • по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов - 4500 рублей.

       При направлении работника в командировку для участия в совещаниях, семинарах, сборах и других случаях, если принимающая  сторона обеспечивает за свой счет питанием, либо эти расходы оплачивает направляющая сторона путем безналичного перечисления, суточные выплачиваются только за время нахождения в пути, если в эти дни питание не было предоставлено. В случае предоставления командированному работнику одноразового питания, суточные выплачиваются в размере 70 процентов, двухразового - 30 процентов установленной нормы.

  • расходы по междугородным телефонным переговорам возмещаются командированному работнику лишь в случаях, когда они производились в интересах выполнения служебного задания на основании соответствующих квитанций (счетов) с подтверждением необходимости этих переговоров нанимателем [11].

       Работники, получившие наличные деньги под отчет  на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее  трех рабочих дней (при использовании  корпоративной пластиковой карточки - не позднее 15 рабочих дней) по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги [13].

       Работники, прибывшие из служебной командировки, представляют в бухгалтерию предприятия:

       1) авансовый отчет об израсходованных суммах. В авансовом отчете указываются произведенные расходы по найму жилого помещения, проезду и сумма суточных за фактические дни нахождения в служебной командировке и другие подлежащие возмещению расходы. К авансовому отчету должны быть приложены оригиналы документов, подтверждающих фактически понесенные работником расходы за время нахождения в служебной командировке: оплаченные счета, квитанции по найму жилого помещения и другим расходам, проездные документы.

       Авансовый отчет составляется по типовой форме  №286 с заполнением всех обязательных реквизитов:

  • дата и номер отчета;
  • фамилия, имя, отчество и должность сотрудника;
  • вид расходов;
  • назначение аванса;
  • сумма и дата получения средств из кассы;
  • израсходованная сумма;
  • остаток средств;
  • корреспонденции счетов;
  • подпись руководителя и бухгалтера.

       В приложении к авансовому отчету указывается:

  • дата и номер документа, по которому уплачено;
  • сумма;
  • подпись подотчетного лица.

       2) командировочное удостоверение  с заверенными отметками о  дне прибытия и дне выбытия  из места командирования. Если  работник командирован в разные  населенные пункты, отметки о  дне прибытия и дне выбытия  делаются в каждом пункте. Отметки о прибытии и выбытии заверяются печатью (штампом) с наименованием организации, в которую был командирован работник;

       3) письменный отчет об итогах  командировки (по требованию нанимателя).

       На  основании представленных в бухгалтерию  предприятия документов производится расчет подлежащих возмещению расходов и оформление командировки.

       Возмещение  суточных осуществляется в размерах, установленных постановлением Минфина РБ. Суточные за время нахождения в пути выплачиваются в тех же размерах, что и за время пребывания в месте служебной командировки.

       Таким образом, можно сделать вывод, что процесс направления в командировку, а также ее оформление, достаточно длительный процесс, затрагивающий не один раздел бухгалтерского учета предприятия.

        Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 ”Расчеты с подотчетными лицами”. В таблице 2.1 представлена схема счета 71: 

       Таблица 2.1 – Схема счета 71 ”Расчеты с подотчетными лицами”                         

       Дебет        Кредит
С-до нач. = наличие дебиторской задолженности  на начало периода С-до нач. = наличие  кредиторской задолженности  на начало периода
Оборот  дебетовый =

= ¯ Кредиторской задолженности

   ­ Дебиторской задолженности

Оборот кредитовый = 

= ­ Кредиторской задолженности

   ¯ Дебиторской задолженности

С-до кон. = наличие дебиторской задолженности на конец периода С-до кон. = наличие  кредиторской задолженности на конец  периода

       Источник: собственная разработка.

       Счет 71 ”Расчеты с подотчетными лицами” - активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного расхода. По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту - суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам (неиспользованные) [16].

       Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет [12, с.416].

       Для учета расчетов с подотчетными лицами при полной журнально-ордерной форме учета ведется журнал-ордер №7, в котором сосредоточен синтетический и аналитический учет.

       При применении сокращенной журнально-ордерной формы учет по счету 71 ведется в  журнале–ордере № 03.

       Суммы остатков, числящиеся за подотчетными лицами, берутся из журнала–ордера №7 за прошлый месяц, суммы выданных авансов записываются по документам, отраженным в журнале–ордере №1. Суммы  сданных в кассу остатков неизрасходованных  авансов записываются на основании приходных кассовых документов, отраженных в ведомости 1 по дебету счета 50 «Касса», а записи по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на основании авансовых отчетов [14, с.96].

       В таблице 2.2 приведены типовые операции по счету 71 Расчеты с подотчетными лицами»:

       Таблица 2.2  — Типовые операции по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»:

Содержание  операции Дебет Кредит
1 2 3
Отражение выданных под отчет денежных средств:
   - из кассы организации 71 50
   - с расчетного счета 71 51
   - с валютных счетов (при нахождении работников в загранкомандировках) 71 52
   - со специальных счетов в банках  по банковским картам 71 55-7
Выдача  под отчет талонов и абонементов  на питание, билетов, путевок, марок  госпошлины, почтовых и вексельных марок 71 50
Списаны с подотчетных лиц по авансовым отчетам:
   - расходы, связанные с приобретением  основных средств, нематериальных активов;  осуществлением доходных вложений в материальные ценности 08 71
       -  расходы, связанные с хозяйственной деятельностью 20,23,25,

26,44,45,97

71
    -  расходы, связанные с заготовкой сырья и материалов 16 71
   - приобретенные подотчетными лицами  материальные ценности 07,10,15,

16,41

71
   -  и одновременно на сумму НДС  18 71
   - оплаченные расходы по работам  и услугам 44-2 71
Приняты к учету командировочные расходы:
   - рабочих основного производства 20 71
   - общепроизводственного персонала 25 71
   - работников администрации и управления 26 71
   - работников торговли 44 71
Задолженность подотчетных лиц на сумму выручки  от реализации товаров (продукции) на рынке 71 90
Возврат подотчетными лицами неизрасходованных  денежных средств, денежных документов, дорожных чеков, банковских карт 50 71
Поступление на счета в банках остатков денежных средств, полученных подотчетными лицами 51, 52,

55-7

71
Отнесение на виновных лиц неправильно израсходованных  либо утраченных сумм, выданных под отчет 73 71
Оплата  услуг сторонних организаций  через подотчетных лиц 76 71
Использование средств на командировочные и  другие расходы за счет целевого финансирования и целевых поступлений 86 71
Невозвращенные  в установленные сроки подотчетные  суммы 94 71
       Окончание таблицы 2.2  
Удержание из заработной платы выданных под  отчет сумм, за которые подотчетные  лица полностью не отчитались 70 71
Списание  на убытки подотчетных сумм при невозможности их взы-скания. Оплата подотчетными лицами расходов по рассмотрению дел в суде; расходов по ликвидации последствий стихийных бедствий 92 71

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами