Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа
Целью данной выпускной работы является ответить на вопрос, почему необходимо исполнение бюджета в Республике Таджикистан, что оно собой представляет и как его можно совершенствовать в дальнейшем.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формирование и функционирование Центрального
казначейства Республики Таджикистан…………………………………..6
Теоретические основы становления системы
Казначейства в Республике Таджикистане……………………………….6
Необходимость создания Центрального казначейства.
Структура, задачи и функции Центрального казначейства………….13
ГЛАВА 2. Организация казначейской системы исполнения
бюджета……………………………………………………………………....30
Центральное казначейство и
процесс исполнения бюджета………………………………………….30
Казначейская система исполнения
бюджета по доходам………………………………………………….35
Казначейская система исполнения
бюджета по расходам…………………………………………………47
ГЛАВА 3. Совершенствование казначейской системы исполнения
бюджета……………………………………………………………………...…73
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе Центрального
казначейства…………………………………………………………………...73
Недостатки в деятельности казначейства и их устранение……….85
Заключение………………………………………………………......................93
Список сокращений…………………………………………………………….95
Список литературы…………………………………………………………….96
Приложения…..…………..…………………………………………………….98
Специфика функций, возложенных на территориальные управления центрального казначейства определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С одной стороны территориальные управления казначейства осуществляют исполнение местного бюджета, а в некоторых случаях организуют работу подчиненных им отделений казначейства и этим выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению центрального казначейства, а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления центрального казначейства и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением бюджета в части сбора доходов республиканского бюджета и финансирования получателей бюджетных средств, находящихся на подведомственной им территории, но финансируемых их республиканского бюджета.
Особенно внимательно следует остановиться на рассмотрении второй функции, которая относится к части республиканского бюджета. Для этого сгруппируем их по трем основным направлениям деятельности казначейства:
1. исполнение бюджета по доходам;
2. исполнение бюджета по расходам;
3. текущий контроль за исполнением бюджета;
Территориальные органы казначейства на соответствующих территориях осуществляют бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета.
При исполнении республиканского бюджета по доходам, органы казначейства местного уровня также выполняют большую группу функций:
- ведут учет средств, поступающих в доход республиканского бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов Республики Таджикистан;
- осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
- обеспечивают по
представлению государственных
- обрабатывают, обобщают
и анализируют всю
- на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход республиканского бюджета;
При исполнении бюджета по расходам органы казначейства отражают всю необходимую информацию о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях: юридические адреса, телефоны их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и многое другое. Учет ассигнований для открытого финансирования ведут на отдельных лицевых счетах по каждому распорядителю кредита, получателю бюджетных средств, виду расходов и целевым статьям экономической классификации.
Территориальные органы казначейства выполняют операции со средствами республиканского бюджета и осуществляют финансирование расходов со счетов казначейства в кредитных учреждениях. Они доводят до получателей средств республиканского бюджета лимиты финансирования, и обеспечивают в соответствии с доведенными до них Главным управлением центрального казначейства установленными размерами ассигнований, целевое финансирование предприятий, учреждений, организаций. А также осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения республиканского бюджета по расходам.9
Другой важной функцией территориальных органов казначейства является осуществление краткосрочного прогнозирования и кассового планирования расходов местного бюджета. Так, они осуществляют прогнозирование и планирование на ближайший период, сумм расходов на финансирование отдельных целевых программ. Например, по выплате компенсаций, делая расчеты на основании информации о льготах, компенсациях и количестве лиц, имеющих на это право.
Наряду с исполнением бюджета по доходам и расходам территориальные органы казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля.
Основной упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на возвратной и безвозвратной основе из бюджета. В частности, территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций.
Раньше круг проверок был очень широк, так как отдел внутреннего контроля был структурным подразделением Главного Управления центрального казначейства, но в 2006 году, при участии Европейской комиссии, начался процесс реформирования внутреннего контроля и в 2007 году в Министерстве финансов Республики Таджикистан создано Управление внутреннего аудита, основные функции которого включают:
- проверки по фактам размещения бюджетных средств на депозитных счетах;
- проверки своевременности
и полноты выплаты заработно
- проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование государственных капитальных вложений;
- проверки целевого использования
средств краткосрочной
В целях повышения оперативности зачисления доходов на счета бюджета и средств бюджета на счета получателей, на органы казначейства возложены функции по контролю за своевременностью совершения банками операций с бюджетными средствами. Они осуществляют проверки своевременности исполнения банками платежных поручений на перечисление налогов и других платежей в государственный бюджет и зачисления бюджетных средств на счета получателей. Также могут проводить другие проверки по письменным указаниям вышестоящего органа казначейства.
При проведении проверок территориальные органы казначейства могут в случае обнаружения нарушений изымать всю ,связанную с ними документацию. А при непредставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих учреждений и организаций. В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы казначейства передают все материалы по ним правоохранительным органам и в необходимых случаях предъявляют иски в суд или арбитражный суд.
В процессе выполнения по исполнению государственного бюджета и контролю за его исполнением, территориальные органы казначейства представляют своему вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной работе; активно взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и финансовыми органами.
Таким образом из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на казначейство возложено большое количество функций. И что по мере реформирования оно будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики республики Таджикистан в целом.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1. Центральное казначейство и процесс исполнения бюджета
Исполнение бюджета - это заключительная стадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения бюджета на соответствующий финансовый год. На ней обеспечивается полное по объемам и своевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных доходов бюджета в целом и по каждому источнику и полное финансирование предприятий, учреждений, организаций и мероприятий в соответствии принятым бюджетом Республики Таджикистан.
Для исполнения бюджета важное значение имеет поквартальная разбивка, необходимая для учета особенностей отдельных кварталов года: сезонности поступлений, неравномерности расходования бюджетных средств и др.
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, является роспись бюджета, то есть распределение доходов и расходов по статьям бюджетной классификации. Она составляется в соответствии с утвержденным бюджетом при необходимой детализации источников доходов и целевого направления расходов, с указанием годовых назначений и их поквартальным распределением.10 Бюджетная роспись служит оперативным планом исполнения бюджета, по которому осуществляется весь процесс финансирования предприятий, учреждений и организаций и контроль за ходом поступления доходов в бюджет. Отчет по росписи расходов представлен в Приложении №2.
Стадия исполнения бюджета включает кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением бюджета понимается организация и осуществление в процессе исполнения бюджета сбора доходов, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности. Отчет по исполнению республиканского бюджета за 2010 год представлен в Приложении № 3.11
Исполнение бюджета является функцией исполнительных органов власти. Правительство Республики Таджикистан организует исполнение государственного бюджета через Министерство финансов Республики Таджикистан и центральное казначейство, которое входит в структуру Министерства финансов Республики Таджикистан. В исполнении бюджета участвуют предприятия, учреждения, организации и население, так как они имеют обязательства по платежам в бюджет или получают ассигнования из него.
Непосредственное исполнение государственного бюджета в основном объеме на сегодняшний день осуществляется органами центрального казначейства. За последние несколько лет, с момента начала создания казначейской системы в процессе исполнения бюджета произошли большие преобразования. В настоящее время они не закончены и продолжаются. Поэтому необходимо остановиться на рассмотрении процесса исполнения государственного бюджета с позиции той ситуации, в которой он находится на данный момент.
В наиболее общем виде с организационной точки зрения, центральное казначейство берет на себя осуществление и учет всех операций со всеми государственными ресурсами, находящимися в ведении Правительства. Казначейство при этом опосредствует осуществление операций с бюджетными средствами в безналичной форме.
Актуальной задачей, которую необходимо рассмотреть, является совершенствование исполнения государственного бюджета по доходам.
В настоящее время по всем регионам Республики Таджикистан изменен порядок расщепления регулирующих налоговых поступлений. Старый порядок расщепления (на уровне налогоплательщика), страдающий неточностью и низкой оперативностью заменен на новый, когда расщепление производится на уровне кредитного учреждения, в частности ГСБ РТ Амонатбанк, но под контролем органов казначейства, более точный и оперативный.
Изменен порядок учета налогов и других платежей, поступающих на доходные счета бюджета. Функции по учету доходов передаются органам казначейства, которые начинают вести детальный учет доходов по видам налогов в соответствии с подразделениями бюджетной классификации.
Также от налоговых органов и учреждений Центрального банка к органам казначейства передаются все другие функции по исполнению доходной части государственного бюджета.
Также актуальной является задача совершенствования исполнения расходной части бюджета.
С организационной точки зрения в настоящее время обеспечен принцип "единства кассы" в отношении всех государственных средств. Все платежи из бюджета осуществляются с «единого казначейского счета» Главного управления центрального казначейства или в случае получения соответствующих распоряжений Главного управления, с расходных счетов территориальных управлений за счет совершения ими операций по перечислению доходов на финансирование расходов республиканского бюджета, и доводятся в основной своей массе до конкретных получателей через счета территориальных органов казначейства.12 Такой механизм перечисления средств непосредственным их потребителям в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов свободной рублевой массы.
Все счета территориальных органов казначейства, опосредствующие движение средств республиканского бюджета, открытые в банковской системе, являются транзитными, то есть не имеют переходящих остатков.
В настоящее время во всех регионах, закрыты счета бюджетных единиц в банках и открыты лицевые счета в системе казначейства.
Казначейство, опираясь на Национальный банк Таджикистана и ГСБ РТ Амонатбанк и их систему, тем не менее освобождает их от функций ведения детального учета средств государственного бюджета и контроля за их целевым использованием.
Информация о работе Бухгалтерский учет материально-производственных запасов