Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:14, дипломная работа
Целью данной выпускной работы является ответить на вопрос, почему необходимо исполнение бюджета в Республике Таджикистан, что оно собой представляет и как его можно совершенствовать в дальнейшем.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формирование и функционирование Центрального
казначейства Республики Таджикистан…………………………………..6
Теоретические основы становления системы
Казначейства в Республике Таджикистане……………………………….6
Необходимость создания Центрального казначейства.
Структура, задачи и функции Центрального казначейства………….13
ГЛАВА 2. Организация казначейской системы исполнения
бюджета……………………………………………………………………....30
Центральное казначейство и
процесс исполнения бюджета………………………………………….30
Казначейская система исполнения
бюджета по доходам………………………………………………….35
Казначейская система исполнения
бюджета по расходам…………………………………………………47
ГЛАВА 3. Совершенствование казначейской системы исполнения
бюджета……………………………………………………………………...…73
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе Центрального
казначейства…………………………………………………………………...73
Недостатки в деятельности казначейства и их устранение……….85
Заключение………………………………………………………......................93
Список сокращений…………………………………………………………….95
Список литературы…………………………………………………………….96
Приложения…..…………..…………………………………………………….98
Следует более подробно рассмотреть вопрос обоснованности каждого из них и вопрос о необходимости создания казначейской системы.
Во-первых, закономерный и оправданный процесс суверенизации Национального банка Таджикистана предопределил необходимость выполнения какой-то иной системой функций по исполнению государственного бюджета. В этой роли могли бы выступать финансовые органы, но их фактическая подчиненность органам местной власти, а также конституционно закрепленное разграничение сфер ведения между центром и его субъектами в вопросах бюджета, перенесли центр тяжести их внимания на исполнение самостоятельных бюджетов. Все это не позволяет финотделам в полной мере осуществлять контроль правильным и целенаправленным использованием средств государственного бюджета.
Роль же налоговых органов в исполнении государственного бюджета в такой ситуации, при низкой налоговой дисциплине сводится в основном к задаче контроля за выполнением законодательства о налогах.
Осуществление межбюджетного распределения поступающих налогов и фактическое распоряжение доходными счетами государственного бюджета уходит на второй план. 7 Это приводит к низкой оперативности зачисления доходов на счета государственного бюджета и передаче в местные бюджеты отчислений от республиканских налогов. Практически ни одна из вышеперечисленных структур не контролирует использование средств государственных внебюджетных фондов. Эта функция должна быть возложена на Центральное казначейство и его территориальные отделения.
Во-вторых, организация казначейства не изменяет законодательно установленного распределения объема полномочий в области бюджета между центральной властью и властью на местах. Реализуя свои функции, Центральное казначейство не вторгается в сферу, лежащую за рамками республиканских интересов. Именно то, что ответственность и полномочия в исполнении государственного бюджета распылены между многими разнородными структурами, а потому и реализуются неудовлетворительно, принято решение об организации единой системы органов Центрального казначейства.
В-третьих, те средства, которые выделены в бюджете на покрытие расходов по организации казначейства, обернутся многократной отдачей за счет увеличения эффективности бюджетных затрат, появления возможности маневрирования бюджетными средствами в процессе исполнения бюджета, прекращения их нецелевого использования.
И в-четвертых, бюджетные полномочия правительственных учреждений, отвечающих за те или иные сферы деятельности, никак не ущемляются с началом функционирования казначейства. Центральное казначейство не только не претендует на их права по распоряжению средствами бюджета, но напротив, способствует их полноценной и эффективной реализации. В действующих условиях значительная часть аппарата министерств и ведомств занята оформлением платежных документов на перечисление бюджетных средств элементам подведомственной системы, работой с банками по контролю за доведением этих средств по назначению. Формирование Центрального казначейства и выполнение им этих функций, причем с лучшим качеством по оперативности и гарантированности доведения бюджетных средств по указанию все тех же министерств и ведомств, позволяет последним сосредоточиться на вопросах своей непосредственной деятельности. Следует отметить, что при этом объем распорядительных бюджетных прав министерств и ведомств не ущемлен, а управляемость, подконтрольность, защищенность бюджетных средств от несанкционированного использования многократно возрастает.
Таким образом, необходимость создания органов Центрального казначейства связана с решением целого комплекса проблем :
1. Повышение эффективности использования бюджетных средств, появление возможностей маневрирования бюджетными средствами в процессе исполнения бюджета, прекращение их нерационального и нецелевого использования;
2. Повышение оперативности зачисления доходов на счета государственного бюджета;
3. Предоставление центральным органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;
4. Повышение оперативности контроля за процессом перечисления и использования бюджетных средств;
Сегодня система Центрального казначейства сформирована полностью, но тем не менее находится на стадии своего развития. Опыт работы казначейских органов позволяет сделать вывод о положительном влиянии, оказываемом ими на ход бюджетного процесса. В частности, с началом работы органов казначейства территории стали получать более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, программ за счет республиканского бюджета, при которой по всей вертикали средства физически не попадают на счета соответствующих распорядителей, а доводятся до конечных потребителей на основании распорядительных решений их вышестоящих органов через казначейские счета. Если раньше имели место случаи задержки зачисления средств предприятиям, организациям до 30 дней и более, то в настоящее время ассигнования доводятся потребителям бюджета в течении 1-2 дней после их поступления. За счет изменения схемы финансирования сокращено количество денежных транзакций, сократилась цепочка бюджетных счетов. Начиная с 1998 года используются такие специфические инструменты финансирования, как казначейские векселя. Там, где органы казначейства заменили налоговые инспекции по расщеплению налогов, регулирование доходных источников, учет доходов бюджета стал осуществляться не два раза в месяц, а практически ежедневно. А это означает, что финансовые ресурсы не попадают под влияние инфляции и каждый день поступают на счета бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Органами Центрального казначейства принимаются административные и организационные меры по повышению бюджетной дисциплины. Сегодня уже существенно укреплен предварительный и текущий контроль за использованием бюджетных средств, и эта работа только разворачивается.
В условиях кризиса банковской системы, казначейство аккумулирует средства государственного бюджета на своих счетах и выступает гарантом защиты этих средств от возможных негативных последствий этого кризиса.
Расширение объемов финансирования расходов через систему Центрального казначейства поставило под жесткий ежедневный государственный контроль движение и целевое использование средств государственного бюджета, повысило их управляемость и защищенность.
Для того, чтобы предотвратить неконтролируемые колебания обменного курса национальной валюты обеспечивает относительную равномерность финансирования бюджетных расходов и максимальную децентрализацию бюджетных средств при осуществлении выплат.
Таким образом, решение о создании органов Центрального казначейства является полностью обоснованным и своевременным. И сегодня следует ставить вопрос не о целесообразности деятельности казначейства, а о необходимости ускорения его реформирования, формирования материально-технической базы, единой телекоммуникационной системы казначейских органов и повышении эффективности их работы на основе совершенствования отечественного и зарубежного опыта.
За прошедшие 11 лет, с момента принятия решения о создании органов Центрального казначейства на центральном и территориальном уровне была проделана большая работа по формированию единой казначейской системы.
На центральном уровне было создано Управление Центрального казначейства, на базе финансовых органов на местах созданы отделы казначейства и была осуществлена подготовка к переходу на новую систему финансирования.
К концу 1996 года к выполнению своих задач и функций приступило 73 органов казначейства.
Система органов Центрального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (республиканский и местный) имеет свои задачи, функции и специфику. Структура Центрального управления на сегодняшний день представлена в Приложении № 1.
К центральному уровню относится Главное Управление Центрального казначейства Министерства финансов Республики Таджикистан. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства.
К местному уровню относятся главные управления, управления и отделы центрального казначейства, расположенные на всех территориях, входящих в состав Республики Таджикистан.
Органы казначейства, в отличии от многих стран, в том числе и стран бывшего Советского Союза, не имеют статус самостоятельной службы, и не являются юридическими лицами. Исходя из этого они не имеют самостоятельные сметы расходов для выполнения хозяйственных функций. Казначейство включено в структуру Министра финансов Республики Таджикистан.
Территориальные органы казначейства подчиняются вышестоящему органу и руководителю казначейства - Директору Главного Управления центрального казначейства Министерства финансов Республики Таджикистан, который имеет ранг первого заместителя министра финансов.
Главными задачами органов казначейства являются следующие:
- организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
- регулирование
финансовых отношений между государствен
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления Республики Таджикистан отчетности об операциях правительства по государственному бюджету;
- управление и обслуживание совместно с Национальным банком Таджикистана и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Республики Таджикистан;
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета государственной казны Республики Таджикистан;8
В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассмотрим в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции центрального и местных уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.
Особенность функций, возложенных на Главное Управление Центрального Казначейства определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета и финансовое исполнение внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций. В соответствии с этим Главное Управление центрального казначейства: подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
Как центральный орган казначейства, Главное Управление центрального казначейства получает, обобщает и анализирует отчеты местных органов казначейства о проделанной работе и представляет Министерству финансов Республики Таджикистан отчетность о результатах исполнения государственного бюджета и состоянии бюджетной системы Республики Таджикистан.
В целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, Главное управление центрального казначейства в своей работе активно взаимодействует с Национальным банком Таджикистана и другими кредитными организациями, Государственным налоговым комитетом, Государственным таможенным комитетом и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с Национальным банком Таджикистана оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной и монетарной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Республики Таджикистан, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.
Из множества функций, выполняемых Главным управлением центрального казначейства необходимо особо отметить следующую: осуществление управления доходами и расходами государственного бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках , а также осуществляет операции с этими средствами.
Информация о работе Бухгалтерский учет материально-производственных запасов