Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:33, курсовая работа
Тема курсовой работы является актуальной, так как в современных условиях любое предприятие функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией системы бюджетного контроля на предприятии.
Объектом в курсовой работе является ТОО «Крендель».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Экономическая сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием
1.2 Принципы, методы и функции бюджетного контроля
1.3 Организация бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЕНДЕЛЬ»
2.1 Характеристика предприятия и его учетная политика
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Организация системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ТОО «Крендель» за 2009-2010 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2010 г.
Эта модель предполагает также создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов, переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.
Реформирование бюджетного контроля предлагается осуществить по следующим направлениям, таким как:
- реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Основным принципом бюджетного контроля становится гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств соответствии с целями и ожидаемыми результатами на предприятии.
В ближайшей перспективе разделение бюджета действующих и принимаемых обязательств труднореализуемо, поскольку отсутствует прозрачная методология определения и корректировки (пересчета) объема действующих обязательств при том, что даже по общим оценкам он существенно превышает прогнозируемые ресурсы бюджетов всех уровней, требуя, ежегодно принятия мер по оптимизации и реструктуризации финансовых расходов на предприятии.
В системе регулирования деятельности предприятия одно из ключевых мест занимает финансовый бюджет, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств.
Задачей финансового бюджета является обеспечение строгой экономии финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большая гибкость в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также повышение точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).
Преимуществами внедрения принципов бюджетного контроля являются:
- помесячное планирование бюджетов структурных подразделений даст более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи во внебюджетные фонды);
- в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
- минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
- бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
Бюджет призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказать большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, в бюджетах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи бюджета связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием и т. п..
Таким образом, бюджетирование оказывает воздействие на стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств, и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия.
Бюджет продаж в ТОО «Крендель» должен показывать объем продаж в количественном и стоимостном выражениях. Общий объем продаж может соответствовать, например, точке безубыточности, целевому доходу или плановым продажам. В общем случае, бюджет продаж включает в себя и расчет ожидаемых денежных поступлений от продажи товаров в кредит, который в дальнейшем используется при бюджетировании потока денежных средств.
Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.
Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Для эффективного функционирования, для оценки возможностей и фиксации плановых результатов, по нашему мнению, необходимо составлять и контролировать бюджеты всех технологических цепочек. Причем роль бюджетного планирования должна постоянно возрастать: если сначала финансовый план использовали для того, чтобы получить контрольные цифры на будущий период, то в дальнейшем корпорация может превратить бюджеты в основной инструмент согласования интересов различных служб.
Способом может являься многократное уточнение бюджета с тем, чтобы увязать с предполагаемыми поступлениями денег запросы различных служб. После этого можно использовать финансовый план для делегирования полномочий и распределения ответственности.
В связи с изложенным руководство предприятия должно предоставлять максимум самостоятельности подразделениям, но при этом должно их жестко контролировать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» 02.2007.
2. Дуйсенбаев К. и др. Анализ финансового положения предприятия, Учеб. пос./Каз. Яз. Ал. 2001.
3. Друри К. Введение в производственный и управленческий учет (пер. с англ. под ред. Н.Д. Эрнашвили). М., Аудит, ЮНИТИ, 2000.
4. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. М., 2005.
5. Кеулимжанов К.К. Корреспонденция счетов хозяйственных операций по Генеральному плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Алматы, БИКО, 2007.
6. Николаева О., Шишкова Г. «Управленческий учет». М., 2000.
7. Назарова В.Л., Фурсов Д.А., Фурсова С.Д. Управленческий учет. Алматы, Экономика, 2004.
8. Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств .- М.:Финансы и статистика, 2003.-400с.
9. Управленческий учет. Учебные пособия, разработанное на основе стандартов бухгалтерского учета. Алматы (переработанное), ЮСАЩКАРАНА, 2008.
10. Фурсова С.Д. Управленческий учет. Алматы, Экономика, 2004.
11. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: Управленский аспект / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003, - 416 с.
12. Управленческий учет: учебное пособие. М., ФБК-Пресс, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бухгалтерский баланс
(тыс. тенге)
АКТИВЫ
| код строки | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
I. Краткосрочные активы |
|
|
|
Денежные средства и их эквиваленты | 010 | 56947 | 189301 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 012 | 217883 | 154461 |
Запасы | 013 | 220975 | 461658 |
Итого краткосрочных активов: | 100 | 495805 | 805420 |
|
|
|
|
II. Долгосрочные активы |
|
|
|
Основные средства | 024 | 153167 | 191698 |
Нематериальных активов | 027 | 124 | 167 |
Прочие долгосрочные активы | 029 | 2500 | 3715 |
Итого долгосрочных активов | 200 | 155791 | 195580 |
Баланс ( стр.100 + стр.200) |
| 651596 | 1001000 |
|
|
|
|
III. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
Краткосрочные финансовые обязательства | 030 | 227594 | 442329 |
Обязательства по налогам | 031 | 6293 | -4566 |
Краткосрочная кредиторская задолженность | 033 | 278207 | 390711 |
Прочие краткосрочные обязательства | 035 | 1681 | 2481 |
Итого краткосрочных обязательств | 300 | 513775 | 830955 |
|
|
|
|
IV. Долгосрочные обязательства | - | - | - |
|
|
|
|
V. Капитал |
|
|
|
Выпущенный капитал | 050 | 600 | 600 |
Резервы | 053 | 1587 | 1587 |
Нераспределенный доход (непокрытый убыток ) | 054 | 135634 | 167858 |
Итого капитал | 500 | 137821 | 170045 |
Баланс (стр.300 + стр. 500) |
| 651596 | 1001000 |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
за 2009 год
(тыс. тенге)
Наименование показателей | Код стр. | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
Доход от реализации продукции | 010 | 6 100 077 |
|
Себестоимость реализованной продукции | 020 |
| 5 873 073 |
Валовой доход (стр.010-стр.020) | 030 | 227 004 |
|
Расходы периода всего, в том числе: | 040 |
| 175 655 |
- общие административные расходы | 050 |
| 78 573 |
- расходы по реализации | 060 |
| 93 401 |
- расходы по процентам | 070 |
| 3 680 |
Прибыль (убыток) от основной деятельности (стр.030-стр.040) Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности | 080 | 51 349 |
|
Прибыль (убыток) от неосновной деятельности | 090 | 54 759 |
|
в т.ч. отрицательная курсовая разница |
|
| 343 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения (080+(-)090) | 100 | 106 108 |
|
Расходы по корпоративному подоходному налогу | 110 |
| 43 745 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения (100-110) | 120 | 62 363 |
|
Прибыль (убыток) от чрезвычайных ситуаций | 130 |
|
|
Чистая прибыль (убыток) (стр.120 +(-)стр.130) | 140 | 62 363 |
|