Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:28, реферат
Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.
Целью данной работы является анализ и рассмотрение понятия, классификации и органов бюджетного контроля.
Введение
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности.
Контроль как процесс
проверки, анализ оценки качества выполнения
поставленных задач, эффективности
тех или иных методов управления
и формирования на этой основе необходимых
мер регулирования и
Целью данной работы является анализ и рассмотрение понятия, классификации и органов бюджетного контроля.
Глава 1. Понятие бюджетного контроля
Бюджетная деятельность государства объективно обусловливает наличие в ней элементов контроля. Государственный бюджет является составной частью экономической категории «финансы». Финансы имеют контрольную функцию. Значит она присуща и бюджету, т.е. бюджет наряду с распределительной выполняет и контрольную функцию.
Бюджетный контроль – составная
часть финансово-экономического контроля,
и рассматривается как
Бюджетный контроль как правовая категория, основанная на контрольной функции бюджета, регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений установленных Законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств.
Требования соблюдения законности в этой сфере имеет конституционную основу. В Конституции Республики Беларусь это закреплено в гл. 4 ст. 56. В литературе по бюджетному праву бюджетный контроль рассматривается обычно как составная часть стадии - исполнение бюджета. Это сужает сущность бюджетного контроля1.
Бюджетный контроль охватывает все стадии бюджетного процесса, а рассмотрение бюджета можно понимать только как контроль за разработчиками проекта бюджета на предмет соблюдения ими законодательства вообще, а не только норм, относящихся к бюджетному праву. Поэтому под бюджетным контролем следует понимать деятельность государственных органов по осуществлению контроля за выполнением всеми участниками бюджетных правоотношений их полномочий относительно бюджета.
Бюджетный контроль имеет свои особенности. Основное содержание бюджетного контроля в отношениях, регулируемых бюджетным правом, заключается в следующем:
Бюджетный контроль относится к государственному вневедомственному контролю. Ему присущи те же формы, что и в целом финансовому контролю: предварительный, текущий и последующий. По методам он также аналогичен финансовому контролю: обследования, анализ, проверки, ревизии, заслушивание отчетов. Относительно стадий бюджетного процесса бюджетный контроль по формам его осуществления можно соотнести следующим образом: составление проекта бюджета - предварительный, рассмотрение - текущий, исполнение - последующий. Однако каждая из этих форм может присутствовать на любой из стадий бюджетного процесса.
В бюджетном контроле исключительно важная роль принадлежит организационной и процессуальной сторонам его осуществления. Поэтому совершенствование форм и методов бюджетного контроля есть процесс постоянный. Это закрепляется в ведомственных нормативных актах.
Глава 2. Классификация бюджетного контроля
Бюджетный контроль имеет свою классификацию. В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:
По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:
Глава 3. Органы бюджетного контроля
Состав и структура
органов бюджетного контроля определяются
государственным устройством
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.
В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.
В целях осуществления
контроля Правительство Республики
Беларусь и местные исполнительные
и распорядительные органы вышестоящего
территориального уровня вправе в процессе
исполнения бюджета потребовать
от местных исполнительных и распорядительных
органов нижестоящего территориального
уровня, государственных налоговых
органов, других органов управления,
юридических лиц и
Бюджетный контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти общей компетенции, но решающая роль принадлежит финансовым органам. Их права и обязанности в этой сфере установлены в законе о бюджетной системе, постановлениях Совета Министров, Положении «О Министерстве финансов Республики Беларусь» и других нормативных актах. Контрольные функции в области бюджета занимают важное место в функциях и работе нейтрального контрольного ведомства Республики - Комитета государственного контроля.
Разграничение полномочий между представительной и исполнитель ной властями обусловливает их участие в осуществлении контроля за исполнением бюджета. Первая принимает законы, наделяющие соответствующие контрольные органы полномочиями по осуществлению бюджетного контроля, контролирует деятельность органов исполнительной власти по исполнению бюджета. Так, Совет Министров периодически заслушивается на сессиях Парламента по вопросу о ходе исполнения бюджета за определенный период года. Аналогично местная исполнительная власть отчитывается о своей работе по выполнению бюджетов.
Таким образом, полномочия представительной власти в этой области можно подразделить на полномочия по организации контроля и собственно контрольные полномочия.
В первом случае - это определение организационных форм контроля, установление порядка и сроков предоставления соответствующими органами исполнительной власти информации о ходе исполнения бюджета. Во втором - истребование любой информации, связанной с исполнением бюджета. Такие требования являются обязательными для органов исполнительной власти.
Президентский контроль за
соблюдением бюджетно-