Бюджетный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:28, реферат

Краткое описание

Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.
Целью данной работы является анализ и рассмотрение понятия, классификации и органов бюджетного контроля.

Файлы: 1 файл

Бюджетный контроль.docx

— 36.31 Кб (Скачать)

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый контроль. Именно посредством финансового контроля государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового  контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности.

Контроль как процесс  проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности  тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых  мер регулирования и координации  всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей  системы.

Целью данной работы является анализ и рассмотрение понятия, классификации и органов бюджетного контроля.

Глава 1. Понятие бюджетного контроля

Бюджетная деятельность государства  объективно обусловливает наличие в ней элементов контроля. Государственный бюджет является составной частью экономической категории «финансы». Финансы имеют контрольную функцию. Значит она присуща и бюджету, т.е. бюджет наряду с распределительной выполняет и контрольную функцию.

Бюджетный контроль – составная  часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании  денежных фондов Республики Беларусь, субъектов Республики и местных  органов самоуправления, выявлении  резервов увеличения поступлений доходов  в бюджет, улучшении бюджетной  дисциплины.

Бюджетный контроль как правовая категория, основанная на контрольной функции бюджета, регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений установленных Законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств.

Требования соблюдения законности в этой сфере имеет конституционную основу. В Конституции Республики Беларусь это закреплено в гл. 4 ст. 56. В литературе по бюджетному праву бюджетный контроль рассматривается обычно как составная часть стадии - исполнение бюджета. Это сужает сущность бюджетного контроля1.

Бюджетный контроль охватывает все стадии бюджетного процесса, а  рассмотрение бюджета можно понимать только как контроль за разработчиками проекта бюджета на предмет соблюдения ими законодательства вообще, а не только норм, относящихся к бюджетному праву. Поэтому под бюджетным контролем следует понимать деятельность государственных органов по осуществлению контроля за выполнением всеми участниками бюджетных правоотношений их полномочий относительно бюджета.

Бюджетный контроль имеет свои особенности. Основное содержание бюджетного контроля в отношениях, регулируемых бюджетным правом, заключается в следующем:

  • проверка выполнения субъектами бюджетных отношений их полномочий относительно бюджета;
  • проверка выполнения государственными органами и юридически 
    ми лицами их обязательств по формированию доходной части бюджета;
  • проверка выполнения получателями бюджетных ассигнований обязанностей по их эффективному и целевому использованию;
  • выявление и устранение фактов, наносящих вред бюджетной системе Республики Беларусь;
  • проверка работы финансовых органов по составлению и исполнению соответствующих бюджетов.

Бюджетный контроль относится  к государственному вневедомственному контролю. Ему присущи те же формы, что и в целом финансовому контролю: предварительный, текущий и последующий. По методам он также аналогичен финансовому контролю: обследования, анализ, проверки, ревизии, заслушивание отчетов. Относительно стадий бюджетного процесса бюджетный контроль по формам его осуществления можно соотнести следующим образом: составление проекта бюджета - предварительный, рассмотрение - текущий, исполнение - последующий. Однако каждая из этих форм может присутствовать на любой из стадий бюджетного процесса.

В бюджетном контроле исключительно  важная роль принадлежит организационной и процессуальной сторонам его осуществления. Поэтому совершенствование форм и методов бюджетного контроля есть процесс постоянный. Это закрепляется в ведомственных нормативных актах.

Глава 2. Классификация  бюджетного контроля

Бюджетный контроль имеет  свою классификацию. В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

  • государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
  • ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует отметить, что в пореформенные годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически бесконтрольно. Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово – хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной,  сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально – денежных средств и ценностей и т. д.;
  • общественный контроль  осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
  • независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
  • внутрихозяйственный контроль финансово – экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;
  • правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно – бухгалтерской экспертизы и т. д.;
  • гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют   на:

  • предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного,  расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий и страны в целом;
  • текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально – экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;
  • последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Органы бюджетного контроля

Состав и структура  органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми  государством на том или ином этапе  своего развития.

Контроль за исполнением  республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом  государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов  и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам  и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные  финансовые, налоговые и таможенные органы.

В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета  контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги  исполнения доходов и расходов бюджета  докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.

В целях осуществления  контроля Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы вышестоящего территориального уровня вправе в процессе исполнения бюджета потребовать  от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, государственных налоговых  органов, других органов управления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, любую информацию, связанную с исполнением бюджета  и использованием бюджетных средств.

Бюджетный контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти общей компетенции, но решающая роль принадлежит финансовым органам. Их права и обязанности в этой сфере установлены в законе о бюджетной системе, постановлениях Совета Министров, Положении «О Министерстве финансов Республики Беларусь» и других нормативных актах. Контрольные функции в области бюджета занимают важное место в функциях и работе нейтрального контрольного ведомства Республики - Комитета государственного контроля.

Разграничение полномочий между  представительной и исполнитель  ной властями обусловливает их участие  в осуществлении контроля за исполнением  бюджета. Первая принимает законы, наделяющие соответствующие контрольные органы полномочиями по осуществлению бюджетного контроля, контролирует деятельность органов исполнительной власти по исполнению бюджета. Так, Совет Министров периодически заслушивается на сессиях Парламента по вопросу о ходе исполнения бюджета за определенный период года. Аналогично местная исполнительная власть отчитывается о своей работе по выполнению бюджетов.

Таким образом, полномочия представительной власти в этой области можно подразделить на полномочия по организации контроля и собственно контрольные полномочия.

В первом случае - это определение  организационных форм контроля, установление порядка и сроков предоставления соответствующими органами исполнительной власти информации о ходе исполнения бюджета. Во втором - истребование любой информации, связанной с исполнением бюджета. Такие требования являются обязательными для органов исполнительной власти.

Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой  дисциплины служит важным элементом  государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь и  путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания республиканских законов и т. д.

Информация о работе Бюджетный контроль