Органы бюджетного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о бюджетном контроле, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
- отразить теоретические аспекты бюджетного контроля;

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………………….2-3
2.Понятие бюджетного контроля ……………………………………….……...…..3-4
3.Система бюджетного контроля…………………………………………………..…4-7
4. Органы бюджетного контроля их задачи и функции…………………………………………………………………………………..……….7-17
5.Ревизия-ведушая форма бюджетного контроля……………………….17-23
6.Заключение………………………………………………………………………………...23-24
7.Список литературы……………………………………………………………………..24-26

Файлы: 1 файл

Курсовой Органы БК для ок.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение……………………………………………………………………………………….2-3

2.Понятие бюджетного контроля ……………………………………….……...…..3-4

3.Система бюджетного контроля…………………………………………………..…4-7

4. Органы бюджетного  контроля их задачи и функции…………………………………………………………………………………..……….7-17

5.Ревизия-ведушая  форма бюджетного контроля……………………….17-23

6.Заключение………………………………………………………………………………...23-24

7.Список литературы……………………………………………………………………..24-26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

Бюджетная система  в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной  самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в  настоящее время изменения в  практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение  надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами.

В настоящее время  правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает  особую актуальность, что обусловлено  масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления  и развития рыночных отношений в  России.

Контроль как процесс  проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности  тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых  мер регулирования и координации  всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.

Цель  данной курсовой работы – дать общее представление о бюджетном контроле, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.

В соответствии с  поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

- отразить теоретические  аспекты бюджетного контроля;

- охарактеризовать  государственный бюджетный контроль;

- дать общую характеристику  бюджетному контролю в Российской Федерации.

Объектом изучения  работы является бюджетный контроль. 

Предмет изучения – сущность бюджетного контроля, его система, задачи и функции.

     Понятие бюджетного контроля.

Бюджетный контроль - вид государственного финансового  контроля, осуществляемый в сфере  бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как  совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности  действий в образовании, распределении  и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов  и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений  доходов в бюджет, улучшении бюджетной  дисциплины <1>. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку  именно право регулирует контрольные  отношения в сфере бюджетной  деятельности.

В Бюджетном кодексе  РФ контролю в сфере бюджетных  отношений посвящен раздел о государственном  и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений  является частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный  контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.

Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.  

По содержанию бюджетный  контроль включает контроль над исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Установление признаков  контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно  определять организации, которые могут  подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов . Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

     Система бюджетного контроля.

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих  элементов:

Ø субъект контроля;

Ø объект контроля;

Ø предмет контроля;

Ø принципы контроля;

Ø методика контроля;

Ø техника и технология контроля;

Ø процесс контроля;

Ø сбор и обработка  исходных данных для проведения контроля;

Ø результат контроля;

Ø принятие решения  по результатам контроля;

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно – ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.

     Объектом  бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях  бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных  администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный  контроль, различают:

·     государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

·     ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует отметить, что в пореформенные годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово – хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной,  сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально – денежных средств и ценностей и т. д.;

·     общественный контроль  осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;

·     независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;

·     внутрихозяйственный контроль финансово – экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;

·     правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно – бухгалтерской экспертизы и т. д.;

·     гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

 По времени  проведения бюджетный контроль  подразделяют   на:

·     предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного,  расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий и страны в целом;

·     текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально – экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;

·    последующий  контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода. 

Органы  бюджетного контроля, их задачи и функции.

Состав и структура  органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми  государством на том или ином этапе  своего развития. Разработка и осуществление  совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов  на социально-экономические процессы в обществе. При этом остро встает вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику.  Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.

ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬТСВО.

Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой  дисциплины служит важным элементом  государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ и путем издания  указов по финансовым, бюджетным и  налоговым вопросам, подписания федеральных  законов и т. д.

Информация о работе Органы бюджетного контроля