Органы бюджетного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о бюджетном контроле, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
- отразить теоретические аспекты бюджетного контроля;

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………………….2-3
2.Понятие бюджетного контроля ……………………………………….……...…..3-4
3.Система бюджетного контроля…………………………………………………..…4-7
4. Органы бюджетного контроля их задачи и функции…………………………………………………………………………………..……….7-17
5.Ревизия-ведушая форма бюджетного контроля……………………….17-23
6.Заключение………………………………………………………………………………...23-24
7.Список литературы……………………………………………………………………..24-26

Файлы: 1 файл

Курсовой Органы БК для ок.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

     v проводить  контрольные обмеры, запуски сырья  и материалов в производство, анализы сырья, материалов и  готовой продукции;

     v приглашать  специалистов для консультаций  и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии  или проверки;

     v ставить  перед руководством ревизуемого  или проверяемого учреждения  вопросы о принятии мер по  устранению нарушений и недостатков;

     v вносить  предложения о наложении дисциплинарных  взысканий, об освобождении от  работы и о возмещении материального  ущерба;

     v проверять  жалобы и заявления работников  проверяемого учреждения, связанные  с программой ревизии;

     v разрабатывать  предложения по результатам ревизии  или проверки и осуществлять  контроль за их выполнением;

Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в  административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц  и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным положением в корыстных  целях, и т. д. 

Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы  на местах.

 В соответствии  с Постановлением Совета Министров  – Правительства РФ “Об утверждении  положения о Федеральном казначействе”  от 27.08.93. №864 (с последующими изменениями),  основная задача казначейства - организация,   осуществление и контроль   за   исполнением федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют  (совместно другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные ораны государственной власти и управления о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по учету государственной казны.

Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой  дисциплины казначейству даны следующие  права:

     Ø производить  в министерствах, ведомствах,  на  предприятиях, в учреждениях и  организациях, в банках и иных финансово-кредитных  учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,  планов,  смет  и  иных документов, связанных  с  зачислением,  перечислением  и  использованием средств федерального бюджета Российской  Федерации, а  также получать необходимые   объяснения,   справки   и   сведения   по вопросам, возникающим  при проверках;

     Ø получать от банков, иных финансово-кредитных  учреждений справки о состоянии  счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих  средства  республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а  также внебюджетные (федеральные) средства;

     Ø приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки  и иные   финансово-кредитные  учреждения), использующих средства   республиканского бюджета Российской Федерации,  государственных (федеральных) внебюджетных фондов и   внебюджетные (федеральные) средства, в случаях  непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным  лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

     Ø налагать  на банки или иные финансово-кредитные  учреждения штраф в  случаях несвоевременного   зачисления   ими средств, поступивших  в доход федерального бюджета  Российской Федерации и в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и  указанных фондов на счета получателей.

     Ø взыскивать в бесспорном порядке бюджетные  и внебюджетные средства,  полученные предприятиями,  учреждениями и организациями  в случаях использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей  учетной ставки  Центрального банка  РФ;

     Ø требовать  от руководителей и других должностных  лиц проверяемых  органов  государственного  управления, предприятий, учреждений и  организаций устранения выявленных нарушений  порядка исполнения федерального бюджета РФ и контролировать их устранение.

     Ревизия-ведущая  форма бюджетного контроля.

Ревизия – наиболее распространенная и ведущая форма  бюджетного контроля, представляет собой  комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов  по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов  документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и  экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения  бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения государственной  собственности, достоверности ведения  учета и отчетности в целях  выявления недостатков и нарушений  в деятельности ревизуемого объекта.

Основными задачами ревизии являются:

1)  соблюдение  финансовой дисциплины;

2)  экономическое  и целевое использование бюджетных средств.

3)  выявление резервов  роста доходной базы бюджета и собираемости налогов;

4)  сохранность  материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

5)  своевременное  и правильное прохождение всех  этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

6)  правильность  ведения бухгалтерского учета, составление отчетности;

7)  пресечение  фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов нарушений.

Объектами ревизии  выступают:

     è государственные  и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

     è производственно-коммерческие и акционерные предприятия и  организации с государственным  участием;

     è предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов,  ссуды;

     è общественные неправительственные организации  и учреждения;

     è внебюджетные социальные фонды;

     è предпринимательские  структуры и физические лица в  части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов  и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Важное теоретическое  и практическое значение имеет правильная классификация ревизии по определенным однородным признакам. Она позволяет  качественно и эффективно организовать и провести ревизию, унифицировать  терминологию, провести сравнительный  анализ результатов ревизионной  работа и оценить наиболее приемлемые ее виды с точки зрения максимальной отдачи. 

В специальной литературе проводится несколько признаков, по которым классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из них:

· ведомственная  принадлежность ревизуемых органов;

· полнота  охвата деятельности ревизуемого объекта;

· глубина проведения ревизии;

· степень охвата данных;

· характер материала;

· отношение к плану проведения ревизии;

· очередность исследования одних и тех же документов.

По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта  различают полные, частичные, комплексные  и тематические ревизии.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная – отдельных сторон или участков этой деятельности, либо определенных статей затрат.

Самые распространенные и прогрессивные – комплексные  ревизии, включающие все участки  и стороны деятельности ревизуемых предприятий. Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятий, взаимосвязь между  финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров, с бюджетом и внебюджетными  фондами, сохранность и эффективность  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние  бухгалтерского учета, достоверности  отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы. В случае необходимости  для проверки узкоспециальных вопросов привлекаются эксперты. Этим достигается  наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности ревизии.

Тематические ревизии  проводятся для проверки определенного  участка (темы) деятельности ревизуемого  предприятия, организации. Проверяя однородные темы, ревизии дают представление  о состоянии определенного участка  деятельности не только одного ревизуемого  объекта, но и других типичных объектов, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений  в целом по всем однотипным участкам хозяйствующих субъектов.

По глубине проведения ревизии отличаю  сквозные и локальные. При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной экономики, управлений, трестов, акционерных  обществ, фирм и им подчиненных хозяйственных  организаций, филиалов, представительств. Она проводится одновременно на вышестоящих  и нижестоящих предприятиях по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные  же ревизии проводятся только на одном  предприятии, или на нескольких только по различным и не взаимосвязанным программам.

По отношению  к плану выделяют плановые и неплановые ревизии. Первые предусматриваются  в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при наличии данных о  нарушениях финансово-хозяйственной  деятельности предприятий  и финансовой дисциплины, злоупотреблений, а также  по требованию правоохранительных и других властных органов.

По степени  охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и  комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные  на определенном участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии  подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по расчетному, валютному  и другим расчетам. При выборочных ревизиях проверяются часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени. Обычно берут периоды наиболее интенсивных и ответственных  моментов совершения хозяйственно-финансовых операций: в последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в  бюджетном процессе, время выплаты  отпускных учителям и другим служащим в летний период, сезон посева и уборки урожая и т.д.

Сплошная ревизия  дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет  полнее выявить недостатки  и  нарушения, чем выборочная. Но такая  ревизия очень дорогая и трудоемкая, поэтому там, где совершаются  крупные операции большой документооборот, может проводиться комбинированная  ревизия. При этом участки подвергаются сплошной проверке, а другие – выборочной. В ходе выборочной ревизии может  возникнут необходимость перехода к сплошному методу проверки ревизуемого  участка, если выявляются факты нарушений  и недостатков, хищений, подлога и т. д.

По очередности  исследования одних и тех же вопросов принято различать превечные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным  относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.

Дополнительные и  повторные ревизии назначаются  в том случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все  вопросы программы, или их результаты не четко отражены в акте проверки они признаются недоброкачественными, либо по требованию следственных органов  для подтверждения фактов отраженных в итоговом документе первичной ревизии.

По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на документальные и фактические.

Документальная ревизия  проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и  расчетов к ним и другой документации.

Ведущий прием документальной ревизии – формальная и арифметическая проверка документов, при которой  выясняют точность заполнения бланков  и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов,  а также подсчитываются суммы  и итоги. Таким образом, определяется правильность документов и отражаемых ими хозяйственных операций. В  противном случае проводят проверки с использованием других приемов контроля.

В процессе проведения ревизии встречаются случаи, когда  после формально-арифметической проверки возникают неточности и сомнения в правильности или законности разрешенных  операций. Тогда прибегают к встречным  проверкам документов путем сверки и сличения  данных, отраженных в  документах и записях, имеющихся  в ревизуемых организациях, с данными  второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных  документах, находящихся в проверяемой  или иных организациях, с которыми вступила в хозяйственную связь  ревизуемая организация.

Нормативная проверка в бюджетном контроле – основная из приемов документальной ревизии. Суть ее заключается в сопоставлении  фактических расходов с нормативными (плановыми). Это прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений  и при  сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете  и расходной части бюджета, правильности списания расходов по статьям затрат.

Информация о работе Органы бюджетного контроля