Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:31, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы с позиций правовой науки, с использованием финансово-правовых норм и действующего бюджетного законодательства проанализировать особенности, присущие деятельности органов бюджетного контроля в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие бюджетного контроля и определить его место в системе государственного финансового контроля;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного контроля…...………….…...…....5
1.1. Система органов бюджетного контроля РФ…………………………..…….…5
1.2. Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере……………………………...………………………….……...16
Глава 2. Бюджетный контроль органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)...……………........................…………...30
Глава 3. Проблемы оптимизации и повышения эффективности бюджетного контроля……………………………………...………………………………........38
Заключение………………………………………………………………….……41
Список использованной литературы……………………………………..
Содержание
Введение
Актуальность. Контроль различных сфер общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.
Бюджетный финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Механизм
управления государством посредством
централизованной аккумуляции финансовых
ресурсов и организации процесса
их перераспределения требует
Актуальность темы, выбранной для курсовой работе, объясняется в первую очередь тем, что проблемы бюджетного финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место. Поэтому исследование вопросов организации финансового контроля с точки зрения правового положения контролирующих органов является весьма своевременным.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией системы органов бюджетного контроля всех уровней власти и местного самоуправления в Российской Федерации, а также в процессе осуществления ими своих контрольных полномочий.
Предметом исследования стали нормы финансового, в частности - бюджетного права, устанавливающие и регулирующие деятельность органов бюджетного контроля в Российской Федерации, а также практика применения указанных норм.
Цель исследования состоит в том, чтобы с позиций правовой науки, с использованием финансово-правовых норм и действующего бюджетного законодательства проанализировать особенности, присущие деятельности органов бюджетного контроля в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих основных задач:
-
рассмотреть понятие
-
определить систему органов
-
определить особенности
Структура
представленной работы включает в себя
введение, три главы, заключение и список
использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы бюджетного контроля.
Прежде чем приступить к рассмотрению правовых основ деятельности конкретных органов бюджетного контроля необходимо, определить систему и виды государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит проверка соблюдения бюджетного законодательства1.
Бюджетный контроль осуществляется органами законодательной (представительной) власти - федеральным и региональными парламентами, представительными органами местного самоуправления, и органами исполнительной власти (Правительство РФ, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ и т.д.).
В систему органов бюджетного контроля входят органы всех уровней публичной власти - федеральные, субъектов РФ и местные (муниципальные).
Одни из элементов рассматриваемой системы являются органами общей компетенции, т.е. для них осуществление бюджетного контроля не выступает основным и единственным видом деятельности (например - Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство финансов и др.), а другие являются органами специальной компетенции (например - Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Контрольно-счетная палата Республики Дагестан и др.).
В зависимости от формы осуществляемого бюджетного контроля можно выделить органы, в компетенцию которых в основном входит предварительный, текущий или же последующий бюджетный контроль. Однако здесь следует отметить, что большинство государственных и муниципальных органов - участников финансового контроля в бюджетной сфере - в большей или меньшей степени проводят бюджетный контроль в нескольких формах. Например, Счетная палата РФ, которая имеет статус юридического лица и является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Это контрольно-аналитический орган Парламента в сфере функционирования финансов, находящихся в федеральной собственности.
Практика формирования и организации деятельности Счетной палаты показала необходимость конкретизации и законодательного регулирования порядка ее формирования, предусмотренного в Конституции. Задача состояла в том, чтобы повысить независимость членов высшего контрольного органа страны при осуществлении ими профессиональной деятельности и оградить их от влияния возможных узко корпоративных интересов отдельных депутатов или групп парламентариев при назначении на должность2. В связи с этим в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» в 2004 г. и в 2007 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы теперь назначаются, хотя и также палатами Федерального Собрания, но уже по представлению Президента Российской Федерации.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.
Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов3.
По представлению Президента РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет.
Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.
Для Председателя Счетной
Хотя Счетная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Согласно Федеральному закону от 11.01.2000 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»4 она в процессе осуществления возложенных на нее задач осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (ст. 9 Федерального закона «О Счетной палате»). Тем не менее, основным видом деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность, экспертно-аналитическая, информационная и все иные виды деятельности Счетной палаты РФ являются дополнительными и вспомогательными по отношению к деятельности контрольно-ревизионной.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате РФ» одними из поставленных перед Счетной палатой РФ задач являются:
1)
организация и осуществление
контроля за своевременным
2)
определение эффективности и
целесообразности расходов
3)
оценка обоснованности
4)
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
Процесс реализации возложенных на Счетную палату РФ задач включает в том числе:
1)
экспертизу проектов
2)
анализ и исследование
3)
подготовку и представление
Между тем очевидно, что, для того чтобы представить заключение по исполнению федерального бюджета в палаты Федерального Собрания РФ, необходимо вначале это исполнение проверить. Аналогично анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе нельзя провести, предварительно не выявив эти нарушения в результате контрольно-ревизионных действий. Экспертизу проектов федерального бюджета невозможно провести без информации о выявленных в предыдущие годы нарушениях. В материалах, размещенных на официальном сайте Счетной палаты РФ, указывается, что именно проверки, объединенные в единый комплекс на основе общей тематики, позволили всесторонне изучить различные вопросы и проблемы формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов5.
Таким образом, все виды
Информация о работе Организация и механизмы реализации бюджетного контроля в РФ