Таким
образом, на сегодняшний день одна из
самых актуальных тем в сфере государственных
финансов – реформирование бюджетного
процесса, который предполагает эффективное
и рациональное использование бюджетных
средств не только при разработке стратегических
государственных программ, но и в первую
очередь при их реализации участниками
бюджетного процесса. Организация рационального
и эффективного расходования бюджетных
ресурсов необходима в любом современном
обществе, поскольку существенно влияет
на достижение оптимальных параметров
функционирования экономики решение стоящих
перед государством приоритетных задач.
Теоретически любое общество стремится
использовать свои ресурсы максимально
эффективно. Следовательно, необходимость
оценки результативности и эффективности
расходования бюджета продиктована требованиями
общества. Возникает вопрос: что такое
эффективность? На законодательном уровне
это понятие не утверждено. Принимая во
внимание мнение специалистов в области
государственных финансов, можно сделать
вывод о том, что под эффективностью расходования
бюджетных средств следует понимать достижение
поставленных целей и задач в рамках реализации
государственных программ путем соотношения
полученного результата и произведенных
затрат. Следовательно, критерии эффективности
характеризуют объем произведенных расходов
на предоставленные государством услуги
(выполненные работы).
Заключение
Проведенное
исследование позволило сформулировать
нам следующие выводы и предложения.
1.
Счетная палата РФ является
высшим органом бюджетного контроля.
Основным видом деятельности
Счетной палаты РФ является контрольно-ревизионная
деятельность. Экспертно-аналитическая,
информационная и все иные виды деятельности
Счетной палаты РФ являются дополнительными
и вспомогательными по отношению к ней.
2.
Счетная палата РФ может осуществить
проверку физического лица или индивидуального
предпринимателя в случае предоставления
им налоговых и таможенных льгот.
3.
Федеральное казначейство РФ
является основной государственной
структурой, осуществляющей предварительный
и текущий контроль за исполнением
федерального бюджета. Помимо норм Бюджетного
кодекса РФ, ежегодно принимаемого закон
о бюджете и Положения о Федеральном казначействе,
статус данного органа определяется Инструкцией
«О порядке применения органами федерального
казначейства мер принуждения к нарушителям
бюджетного законодательства РФ», а также
актами самого казначейства.
4.
В настоящий момент нельзя
с уверенностью сказать, что
все финансовые ресурсы государства
находятся под контролем органов
Федерального казначейства. На наш
взгляд, необходимо расширить контрольные
полномочия органов казначейства. Например,
в целях повышения уровня последующего
бюджетного контроля целесообразно, чтобы
информация, полученная органами казначейства
при осуществлении превентивного контроля,
своевременно доводилась ими до органов,
осуществляющих последующий контроль.
5.
Достаточно спорным представляется
вопрос издания Росфиннадзором
актов, дающих толкование каким-либо
нормам права.
6.
Представляется важным законодательно
определить роль и место Росфиннадзора
в отношениях со Счетной палатой РФ.
Полномочия двух органов во многом схожи
как по контролируемым субъектам и по
видам их деятельности, так и по формам
проводимых контрольных мероприятий.
Постоянные столкновения и противостояние
двух этих органов отражаются на эффективности
финансового контроля.
7.
Необходимо создать Единую концепцию
и систему государственного финансового
контроля. Принятие соответствующего
законодательного акта позволило
бы унифицировать порядок проведения
финансового контроля, разграничить
и четко определить полномочия различных
органов, избежать как пробелов в осуществлении
финансового контроля, так и дублирования
полномочий различных органов. Нужно сказать,
что эффективное взаимодействие необходимо
с органами финансового контроля как федерального,
так регионального и местного уровня.
Должны развиваться взаимоотношения и
с иными органами в системе органов государственной
власти.
8.
Следовало бы наделить контрольно-счетные
палаты субъектов РФ (в том
числе - Контрольно-счетную палату Республики
Дагестан) правом законодательной инициативы
по вопросам их компетенции. Это позволило
бы органам бюджетного контроля более
активно участвовать в устранении недостатков
существующего регионального
бюджетного законодательства.
Список
использованной литературы
- Комментарий
к Федеральному закону «Об общих
принципах организации органов
местного самоуправления в Российской
Федерации» / Под ред. В.И. Шкатуллы.
- М.: Юстицинформ, - 2006.
- Брайчева
Т.В. Государственные финансы России. СПб:
Питер, 2002.
- Артемов Н.М.
Понятие финансового контроля // Финансовое
право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой.
- М.: Юристъ, - 2010.
- Грачева Е.Ю.,
Хорина Л.Я. Государственный финансовый
контроль: Курс лекций. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, - 2005.
- Зарубин В.Н.
Государственный финансовый контроль
/ Государственные и муниципальные финансы:
Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. -
М.: Изд-во РАГС, - 2003.
- Родионова
В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль:
Учебник. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2009.
- Петренко
И.Н. Экономическая безопасность России:
денежный фактор. - М.: Маркет ДС, 2008.
- Парыгина
В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс:
Учебник. - М.: Эксмо, 2005.
- Кучеров И.
И. Бюджетное право России: курс лекций.
- М., 2002.
- Крутякова
Ю.А. Денежное обращение, финансы и кредит.
- М.: Приор-издат, 2010.
- Крохина
Ю.А. Финансовое право России: Учебник
для вузов. - М.: Норма, 2009.
Периодические
издания
- Васильев
А.А. Актуальные проблемы правового регулирования
государственного бюджетного контроля
в Российской Федерации // Адвокат. - 2011.
- № 4.
- Грачева
Е. Ю. Финансовый контроль — подотрасль
финансового права // Финансовое право.
- 2008. - № 2.
- Грачева
Е.Ю. Проблемы правового регулирования
государственного финансового контроля.
- М.: Юриспруденция, - 2009.
- Данилевский
Ю.А., Овсянников Л.Н. Финансовый контроль:
основные направления развития //
Бухгалтерский учет. – 2011. - № 24.
- Джагарян
А.А., Шевченко Н.В. Представительные начала
в природе контрольного органа муниципального
образования // Конституционное и муниципальное
право. - 2011. - № 11.
- Ермилов
В.Г. К теории государственного финансового
контроля // Финансы. 2011. № 2.
- Коробкина
Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора как орган государственного финансового
контроля // Финансовое право. 2011. - № 5.
- Павленко
С.Ю. Финансово-бюджетный надзор: состояние,
задачи и наши действия // Бюджет. - 2011. -
№ 10.
- Косолапов
С.В. Контрольно-ревизионная деятельность
Счетной палаты РФ // Финансовое право.
- 2011. - № 5.
- Пансков
В.Г. О некоторых вопросах государственного
финансового контроля в стране // Финансы.
- 2011. - № 5.
- Профессия:
государственный финансовый контроль
(интервью с заместителем руководителя
Росфиннадзора Николаем Малаковым) // Бюджет.
- 2011. - № 10.
- Полномочия
Федерального казначейства в бюджетном
процессе // Советник бухгалтера социальной
сферы. - 2011. - № 2.
- Скачкова
А.Е. Бюджетный контроль представительного
органа муниципального образования //
Налоги. - 2011. - № 1.
Интернет
ресурсы
- Официальный
сайт Счетной палаты РФ: http://www.ach.gov.ru/results/reports/2004-3.php.
- Официальный
сайт Министерства финансов РФ: http://www1.minfin.ru/
- Информационное
агентство «Финмаркет»:
- http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=566713.