Организация налогового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать особенности организации налогового контроля в РФ.
Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и по различным основаниями провести классификацию налогового контроля;
2. провести анализ налоговой проверки как самостоятельной формы налогового контроля;
3. оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками посредством изучения основных методик эффективности контрольной работы налоговых органов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика основных форм и методов налогового контроля…………………………………………………………………………..5
1. 1 Понятие и классификация форм и методов налогового контроля………..5
1. 2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля…………12
1. 3 Организация налоговых проверок………………………………................16
Глава 2 Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками ………………………………………………………...22
2.1 Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов…………………………………………………………………………....22
2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования.......25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы ……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Организация налогового контроля в РФ(2).doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Характеристика основных форм и методов налогового контроля…………………………………………………………………………..5

1. 1 Понятие и классификация форм и методов налогового контроля………..5

1. 2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля…………12

1. 3 Организация налоговых проверок………………………………................16

Глава 2 Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками ………………………………………………………...22

2.1 Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов…………………………………………………………………………....22

2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования.......25

Заключение……………………………………………………………………...30

Список  литературы ……………………………………………………………32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Конституция РФ закрепила обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.

  Значимость  налогового контроля заключается в  том, что посредством  его достигается  упорядоченность  налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

  Все вышеуказанное определяет актуальность и важность темы настоящего исследования.

  Цель  курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать  особенности организации налогового контроля в РФ.

  Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать понятие и по различным основаниями провести классификацию налогового контроля;
  2. провести анализ налоговой проверки как самостоятельной формы налогового контроля;
  3. оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками посредством изучения основных методик эффективности контрольной работы налоговых органов;
  4. и, наконец, предложить полезные пути и способы повышения качества и эффективности налогового администрирования.

  При написании настоящего исследования использовался целый ряд различной по своему роду литературы. Основой курсовой работы являются источники, представляющие наибольшую ценность. К таковым относятся: Учебники Г. Г. Нестерова «Налоговый контроль»; А. С. Титова «Налоговое администрирование и контроль: Проблемы законодательного закрепления и правоприменения»; О. А. Ногина «Налоговый контроль: вопросы теории»; А. И. Пономарева «Налоги и налогообложение в Российской Федерации»; В. В. Искры «Налоговый контроль: Формы и методы проведения»; А. З. Дадашева «Налоговый контроль в Российской Федерации»; А. В. Сердюкова «Налоги и налогообложение»; И. И. Кучерова «Теория налогов и сборов» и труды многих других ученых. Нормативной основой работы является, безусловно, Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 (в редакции от 19.07.2011). Весь материал был осмыслен и в переработанной форме использован для осуществления курсового проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1 Характеристика основных форм и методов налогового контроля

  1. 1 Понятие и классификация форм и методов налогового контроля

  В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса  РФ, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным кодексом.

  Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

  В теории и на практике очень часто происходит смешение форм, методов и видов налогового контроля. Так, часто предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля.

  Важнейшим, с теоретической точки зрения, является вопрос о форме контроля. В науке налогового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды – в зависимости от времени осуществления контрольных действий. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.

  А. С. Титов полагает, что следует признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы налогового контроля, как:

  • Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля;
  • проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности;
  • надзор (наблюдение, мониторинг) производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.

  Что касается классификации  налогового контроля, то она может быть осуществлена по различным основаниям.

  1. В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяют предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль:
    • Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.
    • текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется Межрегиональной государственной налоговой инспекцией;
    • последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.
  1. По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический:
    • Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности;
    • тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.
  1. По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный):
    • Плановый контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.
  1. Кроме этого, налоговый контроль можно также определить как сплошной и выборочный:
    • Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.
  1. Также налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной. Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.
  1. Принимая во внимание источники данных, предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический:
    • Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. При помощи фактического контроля достигается всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов.
  1. В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на:
    • контроль налоговых органов;
    • контроль таможенных органов;
    • контроль органов государственных внебюджетных фондов;
    • контроль финансовых органов;
    • контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
  1. Налоговый контроль подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.
  1. По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

    Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

  1. Наконец, отдельные специалисты стали выделять такой вид, как внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым экспертом организации-налогоплательщика. В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета.

Информация о работе Организация налогового контроля в РФ