Организация налогового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать особенности организации налогового контроля в РФ.
Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и по различным основаниями провести классификацию налогового контроля;
2. провести анализ налоговой проверки как самостоятельной формы налогового контроля;
3. оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками посредством изучения основных методик эффективности контрольной работы налоговых органов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика основных форм и методов налогового контроля…………………………………………………………………………..5
1. 1 Понятие и классификация форм и методов налогового контроля………..5
1. 2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля…………12
1. 3 Организация налоговых проверок………………………………................16
Глава 2 Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками ………………………………………………………...22
2.1 Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов…………………………………………………………………………....22
2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования.......25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы ……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Организация налогового контроля в РФ(2).doc

— 183.00 Кб (Скачать)

  Оценка  результатов контрольной работы производится ежеквартально по показателям  форм статистической налоговой отчетности управлений ФНС России по субъектам РФ.

  Всем  перечисленным методам  присущи некоторые  недостатки:

  • Нечеткое определение терминов и понятий;
  • сложность практической реализации предложенных теоретических разработок;
  • недоступность полного объема информации для проведения расчетов;
  • несмотря на все положительные моменты рейтинговых методик, их существенным недостатком является способ установки баллов. «Вес» показателей, используемых при оценке эффективности работы, «спускается сверху»; таким образом, вопрос, как определить значимость того или иного показателя, остается открытым;
  • для оценки работы налоговых органов ФНС России используются данные форм статистической налоговой отчетности, в которых невозможно отразить региональные особенности;

  Частое  изменение налогового законодательства затрудняет анализ некоторых показателей эффективности работы налоговых органов, связанных с налоговыми поступлениями, налоговой базой и т.д., не позволяет выявить временную динамику.

  Очевидно, что построение единой системы оценки деятельности налоговых органов с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств проблематично. Типовая методика должна представлять собой модель, учитывающую вариабельность признаков, возможность исключения или добавления необходимых элементов в зависимости от уровня оценки. 
 

2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования

  Задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ по созданию конкурентоспособной, инновационной  экономики, переходу на более высокие  социальные стандарты для граждан  требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы.

  Для выполнения задач, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральная налоговая служба должна постоянно повышать качество налогового администрирования.

  Поступление администрируемых доходов и работа с задолженностью

  В последние годы, несмотря на сложную  ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются. Для сравнения: если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных руб., то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС России, составили 8,4 трлн. руб.

  В 1-ом квартале 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило около 1,8 трлн. руб. Это на 330 млрд. руб., или в среднем на 23 %, больше, чем в 1-ом квартале 2009 года.

  Основной  рост поступлений в бюджет (44 %) — поступления от уплаты НДПИ, то есть за счет увеличения цен на нефть на мировом рынке. Еще 45 % прироста произошло за счет улучшения положения в экономике и за счет инфляции. А остальные (11 %) – за счет налогового администрирования.

  На  сегодняшний день одним из приоритетных направлений работы налоговых органов остается контрольная работа. Сегодня налоговое законодательство РФ является одним из самых либеральных в мире. В результате законодательных изменений полномочия налоговых органов были серьезно ограничены. Например, установлены жесткие сроки взыскания задолженности, увеличивающие риски потери права на бесспорное взыскание, а при неоднозначной трактовке налогового законодательства судами, как правило, принимается позиция налогоплательщика.

  Таким образом, процесс налогового администрирования усложнился, и к налоговым органам предъявляются повышенные требования. Однако и в таких сложных условиях из года в год наблюдается рост доначислений по результатам налоговых проверок. В то же время процент взыскания не превышает и половины, а за I квартал 2010 года он составил 39 %. Имеют место факты некачественного проведения проверок, несоблюдения всех процедур, установленных законодательством, неполный сбор доказательств налоговых правонарушений, не учитывается сложившаяся арбитражная практика. Все эти недостатки влияют на принятие судом и вышестоящим органом решений по искам и жалобам налогоплательщиков в их пользу. А после вступления в силу с 1 января 2009 года обязательного досудебного порядка обжалования решений по проверкам выросло число рассмотренных в досудебном порядке жалоб налогоплательщиков, особенно в части наиболее сложной категории жалоб – на решения по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Их доля в общем количестве жалоб составляет более 60%. Например, по сравнению с 2007 годом количество представленных налогоплательщиками возражений увеличилось в 1,7 раза, а жалоб – в 1,8 раза. Соотношение количества жалоб на стадии досудебного аудита по сравнению с исками в суде составляет почти 2 к 1.

  Одним из резервов повышения качества контрольной  работы является более эффективное  использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. Ближайшая  задача — модернизация данных ресурсов, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой.

  Также необходимо поговорить про работу ФНС по регистрации. Деятельность ФНС России в сфере регистрации в значительной степени ограничена. Это касается:

  • перечня оснований для отказа в государственной регистрации;
  • возможности проверки представляемых в ходе регистрации сведений;
  • отсутствия ответственности за представление ложных сведений и ответственности банков за открытие счетов по фиктивным документам.

  Кроме того, недоработан механизм исключения из государственных реестров фактически не действующих субъектов предпринимательства. Недостатки законодательства создают  почву для действий, направленных как на уклонение от уплаты налогов путем создания фирм-однодневок, так и для рейдерства – процесса завладения чужой собственностью. А в реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически уже не существует.

  Поскольку вопросы изменения законодательства до сих пор не урегулированы, ФНС России необходимо улучшить работу в рамках действующих нормативных правовых актов.

  • во-первых, в целях обеспечения полноты и актуальности сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов, следует повысить эффективность количественного и качественного анализа такой информации.
  • во-вторых, продолжить деятельность по исключению недействующих юридических лиц из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре. Активизировать работу с учредителями и руководителями организаций, долгое время не отчитывающихся и имеющих задолженность.

  Что касается имущественных  налогов, то они в значительно меньшей степени, чем ресурсные платежи или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Особенно ярко это проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов.

  Однако  доля доходов от имущественных  налогов не слишком  велика:

  • в бюджетной системе РФ – около 7 %;
  • региональных бюджетах – до 14 %;
  • бюджетах муниципальных образований – до 18 %.

  Около 70 % всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог – 17 %, транспортный налог с организаций и физических лиц – более 11 %. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 3 %.

  В качестве основных путей  совершенствования  имущественного налогообложения и повышения собираемости имущественных налогов целесообразно назвать следующие.

  • Во-первых, вовлечь в налоговый оборот максимально возможное количество объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками;
  • во-вторых, ввести единое налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.
  • И наконец, в-третьих, следует предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество организаций высокотехнологичного оборудования в целях стимулирования инновационного развития предприятий всех отраслей экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  В данном исследовании мы рассмотрели  особенности организации налогового контроля в РФ. В заключении хотелось бы сделать ряд очень важных выводов.

  Прежде  всего, отметим, что налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

  Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка нацелена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

  Зачастую эффективность налогового контроля зависит от целесообразного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи следует отметить, что успех контрольной деятельности в сфере налогообложения во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования должностными лицами налоговых органов.

  Архиважную  роль в налоговом контроле играет выбор методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Сегодня идеальной методики не существует. Каждая имеет свои отрицательные и положительные стороны. Построение единой и целостной системы оценки деятельности налоговых органов является проблематичным. Типовая методика должна представлять собой модель, учитывающую вариабельность признаков, возможность исключения или добавления необходимых элементов в зависимости от уровня оценки.

  Задачи  по созданию конкурентоспособной, инновационной  экономики, переходу на более высокие  социальные стандарты для граждан  требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата  в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы. Для выполнения задач ФНС должна постоянно повышать качество налогового администрирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Дадашев А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации. М., С. 2009.
  2. Еналеева И. Д. Налоговое право России. М., 2006.
  3. Искра В. В. Налоговый контроль: Формы и методы проведения. Изд-е 3-е, перераб. и доп. СПб., 2009.
  4. Кашин В. А. Налоги и налогообложение. М., 2010.
  5. Кучеров И. И. Теория налогов и сборов. М., 2009. Миронов О. А. Налоговое администрирование. М., 2010.
  6. Миронов О. А. Налоговое администрирование. М., 2010.
  7. Налоги и налогообложение / Под ред. Черника Д. Г. М., 2010. Кашин В. А. Налоги и налогообложение. М., 2010.
  8. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов / Под ред. Романовского М. В., О. В. Врублевской О. В. СПб., 2009.
  9. Нестеров  Г. Г. Налоговый контроль. М., 2009.
  10. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. Изд-е 3-е, перераб. и доп. СПб., 2002.
  11. Овчинникова Н. О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М., 2010.
  12. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. Люберцы, 2010.
  13. Пономарев А. И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2008.
  14. Сердюков А. В. Налоги и налогообложение. СПб., 2009.
  15. Титов А. С. Налоговое администрирование и контроль: Проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М., 2007.
  16. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998. Часть I. № 146-ФЗ (в ред. От 19.07.2011) // СЗ РФ. № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

Информация о работе Организация налогового контроля в РФ