Организация налогового контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать особенности организации налогового контроля в РФ.
Для достижения поставленной перед нами цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и по различным основаниями провести классификацию налогового контроля;
2. провести анализ налоговой проверки как самостоятельной формы налогового контроля;
3. оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками посредством изучения основных методик эффективности контрольной работы налоговых органов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Характеристика основных форм и методов налогового контроля…………………………………………………………………………..5
1. 1 Понятие и классификация форм и методов налогового контроля………..5
1. 2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля…………12
1. 3 Организация налоговых проверок………………………………................16
Глава 2 Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками ………………………………………………………...22
2.1 Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов…………………………………………………………………………....22
2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования.......25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы ……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Организация налогового контроля в РФ(2).doc

— 183.00 Кб (Скачать)

  И, наконец, разберем методы налогового контроля. В первую очередь отметим, что под методом налогового контроля следует понимать специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

  Что касается метода налогового контроля, то он включает:

  1. Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
  • формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  • юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
  • встречная проверка;
  • оценка правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках;
  • экономический анализ.
  1. Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких способов, как:
  • учет налогоплательщиков;
  • исследование документов;
  • получение объяснений (допрос свидетелей);
  • осмотр помещений (территорий) и предметов;
  • инвентаризация;
  • сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах;
  • экспертиза и экстраполяция.

  Последняя основывается на праве налоговых  органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (государственные внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. 
 

1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

  Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок.

  В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

  Целью камеральной и  выездной налоговых  проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым  агентом законодательства о налогах и сборах.

  Особо следует отметить существование встречных и контрольных налоговых проверок. При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами.

  В качестве основных правил проведения налоговой проверки необходимо выделить следующие:

  • налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;
  • запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки.

  Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

  Если  камеральной налоговой проверкой  выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между  сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

  Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган  пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

  Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (Оформление результатов налоговой проверки). При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

  При проведении камеральной налоговой  проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 87 НК РФ или если представление таких  документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено в целом НК РФ.

  Что касается выездной налоговой  проверки, то она, в  соответствии со ст. 89 НК РФ, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

  В случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая  проверка может проводиться по месту  нахождения налогового органа.

  Решение о проведении выездной налоговой  проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено НК РФ.

  Решение о проведении выездной налоговой  проверки организации, отнесенной в  порядке, установленном статьей 83 НК РФ (Учет организаций и физических лиц), к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

  Самостоятельная выездная налоговая  проверка филиала  или представительства  проводится на основании  решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

  Решение о проведении выездной налоговой  проверки должно содержать следующие  сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

  Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

  Выездная  налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика  может проводиться по одному или нескольким налогам.

  Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов.

  В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

  В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в  рамках соответствующей выездной налоговой  проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

  Налоговые органы не вправе проводить две и  более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

  Налоговые органы не вправе проводить в отношении  одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

  При определении количества выездных налоговых  проверок налогоплательщика не учитывается  количество проведенных самостоятельных  выездных налоговых проверок его  филиалов и представительств.

  Выездная  налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

  Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. 
 

1.3 Организация налоговых проверок

  Истребование  документов. Согласно ст. 93.1 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

  Истребование  документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента), может проводиться  также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании  решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

  В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

  Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

  При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

  В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Информация о работе Организация налогового контроля в РФ