Организация и механизмы реализации бюджетного контроля в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы с позиций правовой науки, с использованием финансово-правовых норм и действующего бюджетного законодательства проанализировать особенности, присущие деятельности органов бюджетного контроля в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие бюджетного контроля и определить его место в системе государственного финансового контроля;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного контроля…...………….…...…....5
1.1. Система органов бюджетного контроля РФ…………………………..…….…5
1.2. Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере……………………………...………………………….……...16
Глава 2. Бюджетный контроль органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Республики Дагестан)...……………........................…………...30
Глава 3. Проблемы оптимизации и повышения эффективности бюджетного контроля……………………………………...………………………………........38
Заключение………………………………………………………………….……41
Список использованной литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

копия Мантакова Джамиля курсовая работа .doc

— 212.00 Кб (Скачать)

  Федеральное казначейство относится к числу  федеральных служб, обладающих расширенными функциями17. Применительно к федеральному бюджету можно выделить две основные функции Федерального казначейства: 1) кассовое исполнение федерального бюджета; 2) осуществление финансового контроля за расходованием средств федерального бюджета.

  Рассматривая  работу органов Федерального казначейства, большинство авторов в основном акцентируют свое внимание на их деятельности в области исполнения федерального бюджета РФ и управления доходами и расходами бюджета. Вместе с тем казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля.

  В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль доходов и контроль расходов государства. Причем полномочия в сфере контроля исполнения доходной части бюджета значительно уже по сравнению с полномочиями при контроле за расходной частью. При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

  Федеральное казначейство осуществляет контроль над:

  1) непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

  2) непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами  источников финансирования дефицита  федерального бюджета между администраторами  источников финансирования дефицита  федерального бюджета, над утвержденными  им бюджетными ассигнованиями;

  3) непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств  федерального бюджета, над доведенными  до них лимитами бюджетных  обязательств и (или) бюджетными  ассигнованиями;

  4) непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

  5) соответствием содержания проводимой  операции коду бюджетной классификации  Российской Федерации, указанному  в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

  6) наличием у получателя средств  федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии  с порядком санкционирования  расходов, установленным Министерством  финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств18.

  Однако  функциональные возможности казначейского  контроля в РФ используются не в  полной мере. Анализируя развитие и  современное функционирование казначейских служб иностранных государств, где  данный орган власти используется еще и как «финансовый менеджер», специалисты в области бюджетного права и процесса предлагают постепенно внедрять в российскую практику аналогичные задачи и дополнительные функции органов Федерального казначейства, способствующие повышению эффективности использования бюджетных средств за счет более эффективного управления поступающих в федеральный бюджет доходов19.

  К числу проблем, затрагивающих непосредственное функционирование службы Федерального казначейства, авторы справедливо относят  обеспечение данной структуры квалифицированными кадрами; отсутствие технологий, обеспечивающих четкую связь различных ведомств по горизонтали в процессе их совместной деятельности по контролю за исполнением федерального, а в перспективе и остальных бюджетов20.

  Помимо  норм Бюджетного кодекса РФ и Положения о Федеральном казначействе, порядок осуществления процедур бюджетного контроля и привлечения к ответственности нарушителей устанавливается Инструкцией «О порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ»21, а также актами самого Казначейства, например - письмом от 06.02.2006 г.  № 42-7.1-15/5.1-50 «О полномочиях органов Федерального казначейства по проведению дополнительного контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещения заказов для государственных нужд»22.

    Еще одним источником норм, регулирующих  статус Федерального казначейства  как органа бюджетного контроля, является ежегодно принимаемый  закон о бюджете. Так, в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»23, при установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях счетов в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и счетов в валюте Российской Федерации для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными учреждениями), Федеральному казначейству и его территориальным органам предоставлено право направлять в учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций на указанных счетах в порядке, установленном Министерством финансов РФ24.

  Порядок приостановления органами федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях  Центрального банка РФ и кредитных  организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержден Приказом Министерства финансов России от 11.12.2006 г. № 171н25. Им регламентировано взаимодействие органов федерального казначейства и кредитных организаций по вопросу приостановления операций на счетах бюджетных учреждений, открытых в учреждениях Банка России и кредитных организациях.

  Таким образом, Федеральное казначейство РФ является основной государственной  структурой, осуществляющей предварительный  и текущий контроль за исполнением федерального бюджета. Организация действенного казначейского контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью является из главных приоритетов современной экономической политики российского государства.

  Однако  в настоящий момент нельзя с уверенностью сказать, что все финансовые ресурсы  государства находятся под контролем органов Федерального казначейства и что существующий контроль обеспечивает полную защиту средств государства. На наш взгляд, необходимо расширить контрольные полномочия органов казначейства, причем в области осуществления предварительного и текущего казначейского контроля. Это позволит стать казначейству основным государственным органом текущего контроля и одним из основных в вопросе предварительного казначейского контроля. В целях повышения уровня последующего контроля целесообразно, чтобы информация, полученная органами казначейства при осуществлении превентивного контроля, своевременно доводилась ими до органов, осуществляющих последующий контроль. Таким образом, можно будет говорить о системе, включающей все формы государственного финансового контроля.

  Еще одним органом, осуществляющим бюджетный  контроль, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (далее – ФСБН, Росфиннадзор). Она была образован в ходе административной реформы на базе Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих территориальных органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных органов валютного контроля). Цели данной реорганизации состояли в разделении нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций в системе органов исполнительной власти, а также в сокращении численности работников этих органов.

  Действительно, отделение органов, осуществляющих финансовый контроль, представляется прогрессивным шагом в целях более эффективного осуществления контрольно-надзорных мероприятий. Однако нельзя забывать, что ФСФБН находится в ведении Министерства финансов РФ, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности. В связи с этим нередко возникает вопрос о степени независимости ФСФБН и самостоятельности реализации ее функций.

    Некоторые авторы полагают, что  ФСФБН осуществляет внутриведомственный  контроль по отношению к государственному  сектору экономики и организациям, получающим бюджетные средства. С нашей точки зрения, такая позиция необоснованна, так как Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, обладающим определенным кругом полномочий, собственной организационной структурой, и осуществляет функции по контролю и надзору за различными субъектами правоотношений, связанными с финансовой деятельностью государства. Кроме того, согласно определению, данному в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г., органы внутреннего финансового контроля должны создаваться внутри органа государственной власти и проверять лишь деятельность данного государственного органа.

    Действительно, внутренний финансовый  контроль существует и внутри ФСФБН, однако это представляется важным для любой организации, основная же деятельность Службы связана с проведением внешнего финансового контроля. Нет оснований для того, чтобы говорить о внутреннем финансовом контроле, когда речь идет о проведении контрольных мероприятий вне рамок самого Росфиннадзора.

  В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 08.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора» Росфиннадзор был наделен контрольно-надзорными функциями в финансово-бюджетной сфере, а также полномочиями по валютному контролю. Полномочия и вопросы организации деятельности Службы получили отражение в постановлении Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

  В результате дальнейшей работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования ФСФБН был подписан Приказ Министерства финансов РФ от 11.07.2005 г. № 89н «Об  утверждении Положения о территориальных  органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»26. Данное Положение регулирует как полномочия, так и организационные основы деятельности территориальных органов Росфиннадзора, возникших на месте соответствующих контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов РФ.

  Важнейшим законодательным актом, регулирующим основы деятельности Росфиннадзора  как органа государственного финансового  контроля, является Бюджетный кодекс РФ.

    Статья 164 БК РФ относит ФСБН  к участникам бюджетного процесса  на федеральном уровне, а в  соответствии со статьей 268 она осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

  Также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением  органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

  Надо  заметить, что данные нормы БК РФ предлагают рамочное регулирование, обозначают лишь основные направления деятельности и предполагают принятие дополнительных нормативных актов в целях более подробной регламентации деятельности Росфиннадзора. К настоящему моменту не существует достаточного правового регулирования этих вопросов, не уточнены формы и порядок осуществления указанных полномочий. Таким образом, необходимо как можно скорее провести масштабную работу по разработке необходимых законодательных и подзаконных актов, наличие которых позволило бы усовершенствовать систему проводимых мероприятий, придать ей черты законности27.

  Обратим внимание на некоторые важные организационные аспекты деятельности Росфиннадзора, урегулированные в подзаконных актах различного уровня. В Положении о ФСФБН закреплено, что деятельность Службы осуществляется непосредственно и через ее территориальные органы. Что касается организации деятельности самой службы, то необходимо отметить, что ее возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Круг его прав и обязанностей, персональная ответственность также регламентируются Положением о ФСФБН. Структуру центрального аппарата ФСФБН составляют управления (согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 198 их может быть не более 10), каждое из которых, в свою очередь, состоит из нескольких отделов. Наименования управлений позволяют составить представление о содержании деятельности Службы.

Информация о работе Организация и механизмы реализации бюджетного контроля в РФ