Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
Рассматривая проблемы аудита заработной платы, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки. . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
- проверка соблюдения законодательства о труде;
- проверка документального оформления трудовых соглашений;
- проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом, в том числе по прочим операциям с персоналом и расчетам по возмещению материального ущерба и операциям займа;
- проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
Ведение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
1.1 Теоретические аспекты аудита операций по оплате труда………………..5
1.2 Программа аудита……………………………………………………............5
1.3 Методы получения аудиторского заключения…………………….............18
Глава 2
2.1 Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы…..29
2.2 Аудит начислений и распределения средств на оплату труда…………….35
2.3 Аудит удержаний…………………………………………………………….39
2.4 Типичные ошибки………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………...…….50
Подготовка рабочей документации аудита. Цель подготовки рабочих документов – это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (п. 2.1б) предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов. На аудит операций по оплате труда составим описание аудиторских процедур (Таблица 3).
Таблица 3
Описание использованных аудиторских процедур и их результатов
№ п/п | Перечень аудиторских процедур | Объем информации | Техника исполнения | Характер возможных нарушений |
1. | Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании |
| Последовательно просматривают все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании | Отсутствует коллективный договор |
2. | Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда |
| Последовательно просматривают все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой, и выясняют: а) имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера; б) в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены обязанности письменным распоряжением руководителя предприятия, нет ли платежных ведомостей с подписями этих лиц более раннего (позднего) срока, чем дата их назначения | Отсутствуют приказы на замещение первых лиц |
3. | Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу предприятия и выплаты пособий |
| Последовательно сверяют льготы, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из работников в проверяемом периоде | Отсутствуют заявления работников о предоставлении им льгот |
4. | Проверка наличия справок-вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах |
| Последовательно просматривают табели рабочего времени за проверяемый период и дни отпуска по учебе сверяют с наличием справок-вызовов из учебных заведений, затем проверяют начисленную оплату в расчетно-платежных ведомостях и отражение в учете этих операций | Необоснованное списание на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения расходов на обучение, подготовку и переподготовку кадров при отсутствии: договоров с образовательными учреждениями; лицензии у организации, оказавшей услуги образовательного характера; акта о выполненных работах |
5. | Проверка регистрационных документов в фондах социального страхования |
| Проверить расчеты с фондами социального страхования, соответствие данных в них Главной книге и наличие подписей уполномоченных лиц при сдаче расчетов в фонды | Организация не зарегистрирована в фонде социального страхования РФ |
Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетности до 5 процентов является незначительным, а более 10 процентов – материальным (существенным).
Существенность выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют выявить ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователей.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой вероятностью будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Для расчета уровня существенности возьмем для примера предприятие. Сначала необходимо определить показатели, значение которых будет влиять на расчет уровня существенности (Таблица 4).
Таблица 4
Определение уровня существенности
Наименование базового показателя | Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, тыс. руб. | Доля, | Значение, применяемое |
Балансовая прибыль | 984 | 5% | 49,2 |
Валовый объем реализации без НДС | 19 105 | 2% | 382,1 |
Валюта баланса | 5 110 | 2% | 102,2 |
Собственный капитал | 5 040 | 10% | 504 |
Общие затраты предприятия | 5 139 | 2% | 102,8 |
Так как значения балансовой прибыли и собственного капитала значительно отклоняются, отбросим их при расчете уровня существенности. Следовательно, в расчет уровня существенности войдут такие числовые значения как:
валовый объем реализации – 382,1 тыс. руб.;
валюта баланса – 102,2 тыс. руб.;
общие затраты предприятия – 102,8 тыс. руб.
Средняя величина этих показателей составляет 195,7 тыс. руб. Округлим данную величину до 230 тыс. руб., что и будет являться уровнем существенности для МУП «КЦР».
Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Различают два основных метода оценки аудиторского риска: интуитивный и расчетный.
Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания деятельности клиента, определяют риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций и используют эту оценку в планировании аудита. Интуитивная оценка риска проводится также по данным устного опроса (тестирования) администрации, специалистов и бухгалтерского персонала экономического субъекта.
Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и решения специальной факторной модели относительных величин.
Аудиторский риск – вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки, а также искажения после подтверждения аудитором ее достоверности.
В соответствии с российскими стандартами аудитору следует дать оценку состояния бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Четко отлаженная система внутреннего контроля существенно снижает аудиторский риск при проведении как внешнего, так и внутреннего аудита. Если в результате проверки системы внутреннего контроля аудитор установит ее эффективность, то может в достаточной степени доверять информации и, следовательно, сократить объем собственной работы. Для каждой аудиторской процедуры разрабатываются несколько тестов средств контроля.
Составим несколько тестов средств контроля на примере. Данные тесты оформим в Таблице 5.
Таблица 5
Тесты средств контроля
№ | Содержание | ДА | НЕТ |
1. | Применяются ли унифицированные первичные документы по учету личного состава: |
|
|
а) | личные карточки на работающих (№ Т-2) |
|
|
б) | приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (№ Т-6) |
|
|
в) | приказ о переводе на другую работу (№ Т-5) |
|
|
г) | приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (№ Т-8) |
|
|
1.1. | Ведутся ли на работающих трудовые книжки |
|
|
2. | В документах, не являющихся унифицированными, имеются ли обязательные реквизиты: |
|
|
а) | наименование документа |
|
|
б) | дата составления |
|
|
в) | наименование составившей его организации |
|
|
г) | содержание хозяйственной операции |
|
|
3. | Заполнены ли обязательные реквизиты в документах |
|
|
4. | Имеются ли незаверенные исправления в документах |
|
|
5. | Существует ли приказ руководителя о перечне лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов |
|
|
6. | Имеются ли все документы, подтверждающие правильность начисления заработной платы (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных |
|
|
7. | Правильно ли составлено штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию |
|
|
8. | Правильны ли удержания из зарплаты |
|
|
9. | Правильно ли используются тарифы, расценки, разряда и др. при начислении оплаты труд |
|
|
10. | Обоснованны ли начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных; имеются ли подтверждающие эти начисления документы (решения, приказы) |
|
|
11. | Достоверны ли и правильно ли составлены первичные документы |
|
|
12. | Не включены ли в табель и другие документы вымышленные лица |
|
|
13. | Не было ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам |
|
|
14. | Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок |
|
|
15. | Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета |
|
|
16. | Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы |
|
|
17. | Сопоставимы ли записи аналитического учета по счетам 70, 76 в части расчетов по исполнительным листам депонированной зарплате |
|
|
| Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими |
|
|
| Применяются ли ПК при расчете заработной платы и удержаний из нее |
|
|
В процессе проверки аудитор должен составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольной форме. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте, краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:
- метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либо объем проверенной документации;
- замечания по результатам проверки;
- перечень первичных и других документов, не представленных к проверке;
- иные выявленные несоответствия действующему законодательству;
- мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;
- другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности клиента.
Кроме того, в рабочих документах должна быть описана система внутрихозяйственного контроля клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства
и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.
В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение о достоверности этой отчетности. Различают четыре варианта аудиторского заключения: безоговорочно положительное мнение, мнение с оговоркой, отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и отрицательное мнение.
Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
1.3 Методы получения аудиторских доказательств
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:
- проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
- устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
- проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
Подготовка рабочей документации аудита.
Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Информация о работе Аудит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда