Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
Рассматривая проблемы аудита заработной платы, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки. . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
- проверка соблюдения законодательства о труде;
- проверка документального оформления трудовых соглашений;
- проверка расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом, в том числе по прочим операциям с персоналом и расчетам по возмещению материального ущерба и операциям займа;
- проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
Ведение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
1.1 Теоретические аспекты аудита операций по оплате труда………………..5
1.2 Программа аудита……………………………………………………............5
1.3 Методы получения аудиторского заключения…………………….............18
Глава 2
2.1 Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы…..29
2.2 Аудит начислений и распределения средств на оплату труда…………….35
2.3 Аудит удержаний…………………………………………………………….39
2.4 Типичные ошибки………………………………………………………….…47
Заключение………………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………...…….50
- суммы, израсходованные по авансовым отчетам и возмещенные работникам, не подтвержденные документально, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13%;
- стоимость возмещения работникам личных расходов ( например, по оплате коммунальных услуг, обслуживанию мобильных аппаратов), которое осуществляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации, облагается налогом на доходы физических лиц;
При проверке удержаний по налогу на доходы физических лиц аудитор должен убедиться в правильности предоставления работникам соответствующих налоговых вычетов – стандартных, социальных, имущественных и профессиональных.
Особое внимание аудитор должен уделить стандартным налоговым вычетам, поскольку они касаются большей части налогоплательщиков. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3000, 500 и 400 руб. за каждый месяц налогового периода отдельным категориям налогоплательщиков, указанным в ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из них.
Независимо от предоставления указанных стандартных вычетов работникам организации, имеющим детей, предоставляется стандартный налоговый вычет на их содержание в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или учащегося дневной формы обучения в возрасте до 24 лет.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход указанного работника, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода и в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%, превысил ( 280 000 на ребенка и 40000 на себя.) руб.
Работнику организации стандартный налоговый вычет на содержание детей предоставляется на основании его письменного заявления по установленной форме. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы: свидетельство о рождении ребенка – для детей в возрасте до 14 лет; паспорт – для детей в возрасте 14 – 18 лет; справка учебного заведения – для учащихся дневной формы обучения; справка органа попечительства и надзора – для детей, опекуном которых является работник организации. Таким образом, аудитору необходимо проверить наличие указанных документов в бухгалтерии организации. Уменьшение дохода работника на соответствующий налоговый вычет без представления работником письменного заявления либо при отсутствии подтверждающих документов является нарушением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Такие факты аудитор должен отразить в пояснительной записке и, кроме того, потребовать от бухгалтерской службы произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц с конкретных работников либо обязать их представить соответствующие документы.
Аудитор должен также проверить, ведутся ли бухгалтерской службой налоговые карточки по доходам, полученным физическими лицами от работодателя. Налоговые карточки проверяются выборочно по нескольким работникам организации, как правило, получающим разные доходы. В налоговых карточках должны найти отражение все доходы, полученные работниками, независимо от того, подлежат они налогообложению или же освобождены от него, а также от ставки налога, применяемой к ним. После проверки карточек аудитору следует убедиться в том, что суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие удержанию и перечислению в бюджет, отражаются в лицевых счетах рабочих и служащих, которые ведутся бухгалтерией организации.
В заключение аудитору следует проверить достоверность сведений, которые организация предоставляет в налоговые органы, о выплаченных физическим лицам доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах налога на доходы физических лиц.
Выявленные в ходе проверки недочеты и нарушения аудитор должен отразить в пояснительной записке к аудиторскому заключению [10].
Аудит прочих обязательных удержаний
На данном этапе аудитору необходимо проверить:
- наличие соответствующих исполнительных документов в организации. В частности, к числу исполнительных документов относятся исполнительные листы, выдаваемые судебными органами, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и т.п.;
- порядок учета и движения документов. Поступившие в организацию исполнительные документы регистрируются и не позднее следующего дня после их поступления передаются в бухгалтерию под расписку ответственному лицу, которое назначается приказом (распоряжением) руководителя организации. В бухгалтерии они заносятся в специальный журнал или картотеку. Аудитору необходимо убедиться в ведении такого журнала с занесением в него соответствующих записей;
- правильность начисления и взыскания сумм, удерживаемых с доходов работников организации, их соответствие действующему законодательству, согласно которому общая сумма удержаний не может превышать 50% суммы оплаты труда. В исключительных случаях (при удержании алиментов на несовершеннолетних детей) размер удержаний может составлять 70% суммы оплаты труда и приравненных к ней платежей и выдач. Кроме того, аудитору следует удостовериться, что администрация организации соблюдает требования законодательства об освобождении отдельных доходов работников от удержаний. Так, алименты на несовершеннолетних детей не должны удерживаться с сумм государственного социального страхования, выплачиваемых работникам организации в возмещение вреда, причиненного их здоровью. Удержание с пособий по временной нетрудоспособности производиться только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов.
Аудиторская проверка удержаний по инициативе организации
Проверка учета и удержания подотчетных сумм предусматривает проведение комплекса работ.
В первую очередь аудитор должен убедиться в наличии и ознакомиться с приказом (распоряжением) руководителя организации об утверждении списка лиц, которым разрешено получение наличных денежных средств из кассы организации. В дальнейшем аудитор должен руководствоваться им при проведении проверки выдачи денежных средств из кассы организации. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке работников, утвержденном приказом руководителя организации, является нарушением установленных правил учета.
Далее аудитор проверяет сальдо на начало проведения аудиторской проверки по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» за каждый проверяемый месяц. Указанная сумма должна соответствовать данным Главной книги.
При проверке правильности выдачи денежных средств из кассы аудитор должен убедиться в том, что к расходным кассовым ордерам приложены заявления работников о выдаче денег из кассы. Одним из наиболее часто встречающихся нарушений является выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам. На это обстоятельство следует обращать особое внимание. Аудитор должен проверить соответствие приведенных в регистрах бухгалтерского учета выданных и полученных денежных сумм путем сличения данных за каждый месяц.
При проверке представленных в бухгалтерию организации авансовых отчетов аудитору необходимо:
- убедиться в правильности их оформления. В обязательном порядке к авансовому отчету должны быть приложены документы, подтверждающие произведенные расходы (товарные, кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок и т.п.);
- проверить, соответствуют ли суммы в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах;
- проверить своевременность представления в бухгалтерию отчета об израсходованных подотчетных суммах. Сроки, на которые выдаются денежные средства и по истечении которых подотчетное лицо должно отчитаться за произведенные расходы, утверждаются приказом (распоряжением) руководителя организации.
В дальнейшем аудитор должен убедиться в том, что неиспользованные денежные средства возвращены в кассу и списаны с отчитавшегося в них работника путем проверки записей в кассовой книге и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. При проверке аудитору следует обратить внимание на соответствие сроков отражения в бухгалтерском учете сумм, израсходованных по представленным авансовым отчетам, дате их утверждения и дате возвращения неизрасходованных сумм, а также на правильность отражения на счетах бухгалтерского учета израсходованных подотчетных сумм по направлениям произведенных расходов. Для этого необходимо сопоставить записи в оборотных ведомостях по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на определенную дату с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов (10, 20, 26, 41 и др.).
В случае если денежные средства выдавались работнику организации на служебную командировку, аудитор проверяет наличие приказов о направлении соответствующих работников в командировку и их командировочные удостоверения с отметками о месте пребывания, правильность их оформления и наличие всех необходимых реквизитов.
Если в организации ведется журнал регистрации авансовых отчетов, аудитору следует удостовериться, что в нем зарегистрированы все представленные в проверяемом периоде авансовые отчеты. При отсутствии отдельных записей аудитору необходимо затребовать объяснения у лиц, ответственных за ведение журнала.
Удержание своевременно не возвращенных подотчетных сумм производится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации, с которым должно ознакомиться лицо, с которого производиться удержание. Аудитор проверяет наличие такого приказа и подписи в нем подотчетного лица. В большинстве случаев подобного рода удержания производятся из сумм начисленной работнику за месяц оплаты труда. Поэтому аудитор обязан проверить расчетную ведомость, где должны быть отражены суммы удержаний, и соответствующий регистр бухгалтерского учета, где списывается задолженность работника (дебет счета 71, кредит счета 70).
Если работник добровольно возмещает сумму долга путем внесения наличных денежных средств в кассу организации, то аудитор проверяет, правильно ли оформлен приходный кассовый ордер и оприходована ли указанная денежная сумма в кассу организации (по кассовой книге). Если с согласия руководителя организации работник взамен невозвращенной денежной суммы предоставляет организации какое-либо имущество, то аудитор путем сличения оборотных ведомостей по счету 71 и счета учета предоставленного имущества определяет, списана ли задолженность с подотчетного лица.
Проверка удержаний за причиненный материальный ущерб. Часто на практике удержания за причиненный организации материальный ущерб администрация организации производит на основании заключенного с работником письменного договора о полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, преданных ему на хранение или для других целей. При этом, если при ограниченной материальной ответственности за причиненный организации ущерб работники несут ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не выше своего среднемесячного заработка, то при полной материальной ответственности работник обязан возместить причиненный ущерб в полном размере без каких-либо ограничений.
При проведении проверки аудитору следует обратить внимание на законность привлечения работника к полной материальной ответственности. Так, в соответствии с действующим трудовым законодательством письменный договор о полной материальной ответственности заключается с работником при следующих условиях:
- работник достиг 18-летнего возраста;
- работник занимает должности или выполняет работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.
Осуществляя проверку, аудитору необходимо убедиться в наличии договора о полной материальной ответственности с работником, проверить правильность его заполнения и наличие всех необходимых реквизитов сторон. Если с работником, привлекаемым к возмещению причиненного ущерба в полном размере, договор о полной материальной ответственности не заключен либо он заключен с работником моложе 18 лет, то в этом случае работник должен нести ограниченную материальную ответственность.
Помимо договора о полной материальной ответственности аудитору следует также удостовериться в наличии соответствующего приказа (распоряжения) руководителя, необходимого для того, чтобы произвести удержания за подписью руководителя или уполномоченных на то лиц. Приказ об удержании с доходов работника причиненного по его вине ущерба передается в бухгалтерскую службу организации, которая определяет размер причиненного ущерба по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета, т.е. при повреждении (порче) имущества к ущербу должны быть отнесены все расходы, которые организация понесла для исправления его повреждения либо ликвидации. Аудитору необходимо проверить правильность определения размера причиненного ущерба. Так, если в общую сумму фактических затрат, подлежащих удержанию с доходов работника, отнесены недополученные доходы организации, аудитору следует внимание на это обстоятельство внимание работников, производивших определение размера ущерба, и должностных лиц организации, поскольку удержание с виновных работников недополученных вследствие причиненного ущерба доходов организации является нарушением трудового законодательства Российской Федерации и ущемлением прав работающих граждан.
Кроме того, на данном этапе проверки аудитору следует ознакомиться с актами на списание объектов основных средств и иного имущества, пришедших в негодность по вине отдельных работников, привлеченных к материальной ответственности. Размер причиненного ущерба должен быть уменьшен на стоимость оприходованных в результате демонтажа оборудования отдельных запасных частей, использование которых в производственном процессе в дальнейшем возможно и экономически целесообразно.
При проверке аудитору следует учитывать то обстоятельство. Что если размер ущерба, причиненного работником, не превышает его среднего месячного заработка, то он возмещается по распоряжению администрации организации. Аудитору необходимо убедиться в том, что указанное распоряжение (приказ) сделано не позднее чем через две недели со дня обнаружения ущерба и обращено к исполнению не ранее чем через семь дней со дня сообщения работнику. Если же размер ущерба, причиненного работником, оказывается выше размера его среднего месячного заработка, то возмещение причиненного ущерба не может производиться по распоряжению администрации. Ущерб взыскивается с виновного путем предъявления администрацией иска в суд. В этом случае аудитору необходимо проверить наличие в организации решения суда о взыскании с работника сумм причиненного материального ущерба.
Информация о работе Аудит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда