Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 13:38, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть аудит денежных средств и расчетов с подотчетными лицами. Задачи – раскрыть теоретические аспекты аудита денежных средств и расчетов с подотчетными лицами, а также описать проведение аудиторских проверок по учету денежных средств и расчетов с подотчетными лицами.
ВВЕДЕНИЕ
1 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1 Правовые основы аудиторской деятельности
1.2 Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
1.3 Характеристика основных положений федерального закона «Об аудиторской деятельности»
1.4 Субъекты обязательного аудита
2 ЧАСТЬ: АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Второй этап (с декабря 1993 года до принятия в августе 2001года Федерального закона «Об аудиторской деятельности») – период становления Российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли «Временные правила аудиторской деятельности», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2263, постановление Правительства Российской Федерации от 6.05.94 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряда других документов.
Принятие Федерального закона от 7.08.01 г. № 119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля.
Таблица 1.1.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России
Уровни регулирования аудита |
Виды и наименования нормативных документов |
Область применения |
Степень разработанности |
1-й уровень |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08.№ 307-ФЗ |
Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита |
Закон принят |
2-й уровень |
Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности |
Регулирование аудиторской деятельности. |
Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» |
3-й уровень |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности |
Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами |
Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита |
4-й уровень |
Правила (стандарты) саморегулируемых организаций аудиторов |
Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности. |
Разрабатываются само регулируемыми организациями аудиторов для осуществления контроля |
5-й уровень |
Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты) |
Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг - |
Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами |
Принятие и вступление в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предполагает новую фазу развития аудита в условиях ухудшения экономической конъюнктуры. Этот закон знаменует новый этап развития аудита в Российской Федерации, это последовательное, поступательное движение, развитие аудиторского рынка, аудиторской профессии, аудиторского дела в России. Именно с такой точки зрения следует рассматривать данный федеральный закон.
1.3 Характеристика основных
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
1. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящий аудит;
2. исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4. отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих, либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
5. осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1. предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2. передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
3. обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4. исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг
Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1. требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
2. получить от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
3. осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1. содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
2. не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
3. своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
4. исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Обязательный аудит - это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и учета ряда субъектов хозяйственной деятельности, которая проводится ежегодно в соответствии стандартам аудиторской деятельности и федерального закона "Об аудиторской деятельности". В частности, в названном нормативном акте указано, какие организации подлежат обязательному аудиту:
По результатам проверки, заказчик услуги обязательного аудита получает развернутый отчет о проделанной аудиторской группой работы (акт проверки) с подробным изложением обнаруженных ошибок и искажений отчетности. Также дается официальное аудиторское заключение с мнениями аудиторов о корректности, полноте и качестве финансового учета и отчетности предприятия.
Цель проверки аудита операций с денежными средствами — формирование мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности, характеризующих денежные средства, и соответствии ведения бухгалтерского учета этих операций требованиям законодательства Российской Федерации. Источниками используемой информации при аудите операций с денежными средствами являются: — государственные нормативные акты; — внутрифирменные положения по планированию, учету и контролю операций с денежными средствами, принятые и утвержденные руководством аудируемого лица; — договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность; — заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих операции с денежными средствами, следующий:
. Перечень типовых форм первичных учетных документов, которые должны быть использованы для операций с денежными средствами следующий : КО-1 «Приходный кассовый ордер» КО-2 «Расходный кассовый ордер» КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» КО-4 «Кассовая книга» При аудите операций с денежными средствами проверяются бухгалтерские счета: — по которым непосредственно отражаются операции с денежными средствами, 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»; — проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Для проведения аудита операций с денежными средствами необходимо подготовить план и программу. При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание: — деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в частности в отношении операций с денежными средствами; — риск и существенность; — характер, временные рамки, объем аудиторских процедур; — значимость операций с денежными средствами для проведения аудита; — наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих операций; — необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала; — форму и сроки предоставления аудиторского заключения. Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций с денежными средствами, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах. Таблица 2.1 Пример программы аудиторской проверки кассовых операций
Продолжение таблицы 2.1
Продолжение таблицы 2.1
Таблица 2.2 Пример общего плана аудиторской проверки учёта кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка правильности ведения кассовых операций аудиторской фирмой производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), кассовые документы подвергаются сплошной проверке. При этом используются все документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; кассовая книга; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами; журналы-ордера по кредиту счетов «Касса», «Расчетный счет», «Специальные счета в банках», «Денежные документы», «Переводы в пути», «Краткосрочные кредиты банков», «Долгосрочные кредиты банков», «Кредиты банков для работников»; ведомости к соответствующим журналам-ордерам, ведущиеся по дебету счетов, а также машинограммы при механизированной обработке учетной документации.
Согласно порядка ведения кассовых операций в ходе осуществления контроля денежных средств в первую очередь следует выявить фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе предприятия путем инвентаризации. Проводится ревизия кассы с полным полистным пересчетом денег и других ценностей, находящихся в кассе, по результатам которой составляется акт. Если установлена недостача или излишек денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.
Закончив инвентаризацию кассовой наличности, аудитор тщательно проверяет соблюдение во всем объеме Порядка ведения кассовых операций, наличие договора об обслуживании банковского счета.
Прежде чем приступить непосредственно к проверке кассовых документов и записей, необходимо установить, ведут ли в хозяйстве по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций, ведение кассовой книги. Необходимо установить, действительно ли только одну кассовую книгу ведут в данном хозяйстве, как это предусмотрено инструкцией Центробанка.
При ревизии приема наличных денег, полученных в учреждении банка, следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, корешках чеков и выписках банка. При установлении фактов неоприходования по кассе полученных в банке наличных денег следует составить промежуточный акт, для привлечения в установленном порядке к ответственности виновных лиц и взыскании с них причиненного хозяйству материального ущерба.
Для выявления полноты оприходования по кассе денег, полученных в учреждении банка, необходимо тщательно изучить сложившуюся в хозяйстве практику получения, учета и хранения чековых книжек, а также выписки чеков при поездке кассира в банк. При наличии каких бы то ни было отступлений от действующего порядка, об этом делают запись в общем акте ревизии и дают указания главному бухгалтеру хозяйства об их немедленном устранении.
При проверке расходных кассовых документов общим требованием является определение правильности списания и законности расходования наличных денег по кассе хозяйства. Основным направлением такого движения денежных средств является их выдача в оплату труда. Поэтому в первую очередь следует проверить расчетно-платежные ведомости и расходные кассовые ордера.
Как приходные, так и расходные кассовые документы проверяют, также, с точки зрения правильности их заполнения (должны быть заполнены шариковой ручкой без каких-либо подчисток, помарок, исправлений), или выписаны на машине (пишущей, вычислительной).
Аудитору следует обратить внимание, чтобы в приходных и расходных кассовых ордерах указывалось основание для их составления и перечислялись прилагаемые к ним документы. Иногда на документах могут отсутствовать номер, дата и другие реквизиты, что позволяет их повторное использование. Приходные и расходные кассовые ордера должны в течение отчетного года иметь раздельную нумерацию, выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции и регистрироваться в специальном журнале. При обнаружении пропуска в нумерации указанных ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов либо другими злоупотреблениями.
При проверке соблюдения кассовой дисциплины уточняют: не превышали ли остатки наличных денег в кассе установленного банком лимита, и использовалась ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм; использовались ли полученные из банка наличные деньги по целевому назначению; своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, услуг, товарно-материальных ценностей и других поступлений. При проверке соблюдения установленного лимита остатка денег в кассе сопоставляют их фактические остатки на отдельные даты и в среднем за месяц с лимитом остатка. Фактические остатки определяются с учетом наличных денег в дни выплаты заработной платы, премий, пособий, пенсий, стипендий и др. Оперативный контроль за остатками денег в кассе ведется на основании кассовых отчетов.
Использование наличных денег проверяется путем сопоставления данных о полученных в банке средствах с их расходованием в соответствии с целевым назначением.
Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных средств проверяют путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на соответствующий счет по данным выписок банка с датой окончания выплаты премий, пособий, пенсий и др., указанной в разрешительной надписи на платежных ведомостях, депонированной зарплаты и других ранее невыплаченных сумм, а также с датой и суммой оприходования денег в кассу по прочим поступлениям. При этом тщательно анализируются полнота и своевременность оприходования в кассу денежных средств, полученных из банка путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. При этом следует иметь в виду, что чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» должны храниться подклеенными к корешкам чеков.
Информация о работе Аудит денежных средств и расчетов с подотчетными лицами