Содержание
1 Аудит
расчетов с подотчетными лицами 3
1.1 Цель
и задачи аудита расчетов с
подотчетными лицами, источники
информации для проверки 3
1.2 Законодательное
и нормативное регулирование
аудита расчетов с подотчетными
лицами 8
1.3 Типичные
нарушения в учете расчетов
с подотчетными лицами 10
2 Практическая
часть 12
Задача
11 12
Вариант
5 14
Список
используемых источников 19
1 Аудит расчетов с подотчетными
лицами
1.1 Цель и задачи
аудита расчетов с подотчетными
лицами, источники информации для
проверки
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона Российской Федерации «Об
аудиторской деятельности» аудиторская
деятельность, аудит – это предпринимательская
деятельность по независимой проверке
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организации
и индивидуальных предпринимателей.
Проблема правильного
отражения в учете расчетов с
подотчетными лицами остается наиболее
важной в организации бухгалтерского
учета на предприятии, так как
в процессе данных расчетов используется
денежная наличность, которая является
одной из главных основ производственной
деятельности современного предприятия.
Актуальность данной темы
заключается в необходимости
изучения аудита расчетов с подотчетными
лицами, с целью выяснения типичных
ошибок при учете таких расчетов.
Изучение выбранной темы также дает
возможность оценить способы
избежание ошибок, допускаемых при
учете расчетов с подотчетными лицами.
Подотчетными суммами
называются денежные авансы, выдаваемые
работникам предприятия из кассы
на мелкие административно-хозяйственные
и операционные расходы, которые
не могут быть произведены безналичными
расчетами, а также на расходы
по командировкам. Расчеты с подотчетными
лицами имеют место практически
на каждом предприятии и весьма разнообразны:
- приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярских товаров;
- оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
- расходы на командировки по территории РФ и за границу;
- представительские расходы.
Цель аудита расчетов с
подотчетными лицами – установление
правильности и достоверности данных
операций и определение их влияния
на финансовую (бухгалтерскую) отчетность,
установление соответствия применяемой
в организации методики учета
и налогообложения по этим операциям
нормативным документам, действующим
в Российской Федерации.
Достижение поставленной
цели обуславливает решение следующих
задач:
- рассмотреть порядок учета, состав первичных и учетных регистров расчетов с подотчетными лицами в соответствие с действующими правилами бухгалтерского учета и нормативными документами;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по подотчетным суммам;
- проверка порядка проведения инвентаризации расчетов;
- на основании полученных знаний провести аудиторскую проверку расчетов с подотчетными лицами и сделать выводы по ведению учета и осуществлению контроля над расчетами с подотчетными лицами.
Раскрытие информации в рамках
поставленных задач опирается на
соответствующие источники, с помощью
которых аудитор может получить
ответ о предмете проверки.
На ознакомительном этапе
аудитором изучаются документы,
раскрывающие информацию об операциях
с подотчетными лицами. К таковым
относятся учетная политика организации,
где указываются сроки предоставления
отчета об использовании подотчетных
денежных средств. Кроме того, аудитор
на этом этапе знакомится с приказами
и служебными заданиями, выписанными
на сотрудников аудируемого лица,
направляющихся в командировки, а
также другими документами, в
том числе подтверждающими израсходованные
для этих целей суммы денежных
средств.
Основной этап проверки заключается
в проведении соответствующих аудиторских
процедур по операциям, совершенным
на основании первичных учетных
документов, подтверждающих использование
денежных средств, выданных под отчет
сотрудникам организации. Расчеты
с подотчетными лицами возникают
по суммам денежных средств, выданных
работникам предприятия на хозяйственные,
командировочные, представительские
расходы, оплату поставщикам за продукцию
(работы и услуги) и др. Их учет осуществляется
на счете 71 «Расчеты с подотчетными
лицами».
При проверке операций по сету
необходимо проконтролировать следующие
вопросы:
- Наличие приказа руководителя организации, устанавливающего сроки выдачи денежных средств подотчет;
- Существование внутреннего контроля по расчетам с подотчетными лицами;
- Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами допускаются на сумму до 60 тыс. руб. в течение одного дня по каждой сделке;
- Утверждение авансовых отчетов руководителем и наличие подписи главного бухгалтера;
- Ведение регистров учета по расчетам с подотчетными лицами;
- Своевременность отражения операций по расчетам с подотчетными лицами;
- Тождественность записей в учетных регистрах и авансовых отчетов.
Проверка правильности ведения
учета расчетов с подотчетными лицами
производится сплошным образом, так
как в расчетах данного вида задействована
денежная наличность. Источниками информации
для аудиторской проверки учета
расчетов с подотчетными лицами могут
быть как внешними, к ним относят
сообщения третьих лиц о проведении
расчетов с аудируемым предприятием, информация
о курсах иностранных валют, установленных
Центральным банком Российской Федерации,
так и внутренние. К внутренним источникам
относится:
- перечень подотчетных лиц, утвержденный приказом руководителя предприятия на текущий год;
- заявления на имя руководителя организации от подотчетных лиц о выдаче необходимых сумм под отчет;
- приказы руководителя о разрешении выдачи подотчетным лицам необходимых сумм под отчет;
- приказы руководителя предприятия о направлении работников в командировки;
- командировочные удостоверения работников предприятия;
- расходные кассовые ордера (по выданным подотчетным суммам);
- авансовые отчеты и приложенные к ним оправдательные документы (билеты, проездные документы, товарные чеки, счета за гостиницу, кассовые чеки, бланки строгой отчетности и др.);
- отчеты о командировках, предоставляемые работниками по возвращении из командировок;
- акты на списание в производство материалов, купленных за счет подотчетных сумм;
- журнал-ордер №7 или другие аналитические регистры, если же на предприятии автоматизированный учет, то используются аналитические карточки счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- Главная книга организации, счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», обороты, сальдо;
- Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс организации, строки 240, 625; отчет о движении денежных средств строка «Средства, направленные на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов» и т.д.
В результате выявляются факты
оплаты командировочных расходов установленных
норм. Суммы превышения установленных
норм подлежат включению в совокупный
доход работника и обложению
подоходным налогом. Эти суммы не
уменьшают налогооблагаемую прибыль
предприятия, а уплачиваемый по ним
НДС относится за счет чистой прибыли
или фондов.
Особое внимание должно быть
обращено на такие операции, как
расчеты с водителями за приобретение
ими горюче-смазочных материалов,
запасных частей и пр. Списание израсходованных
на эти цели сумм без оправдательных
документов на себестоимость не допускается.
В этом случае необходимо наличие
внутреннего приказа и первичные
бухгалтерские документы, подтверждающие
приобретение ГСМ и запчастей
для транспорта, используемого в
целях производственной необходимости.
Обоснованность произведенных
через подотчетное лицо представительских
расходов должна подтверждаться наличием
оправдательных документов: приказа
о назначении лица, ответственного
за проведение мероприятия, программы
встречи с представителями другого
предприятия; сметы расходов, утвержденной
руководителем; акта с приложенными
документами, подтверждающими расходы;
списка участников встречи. В том
случае, если представительские мероприятия
для организации являются систематическими,
то форму подобных документов рекомендуется
утвердить в учетной политике.
Выявляя факты нарушений,
аудитор регистрирует их в рабочих
документах и определяет сумму заниженной
для налогообложения прибыли, а
также дополнительных платежей в
Пенсионный фонд и подоходного налога.
При проверке правильности
корреспонденции счетов по данному
объекту учета важно исследовать
также сторнированные и другие исправительные
записи, за которыми могут скрываться
отдельные ошибки. Для этого кредитовые
обороты по счету 71 «расчеты с подотчетными
лицами» сверяют с суммами
дебетовых оборотов по счетам учета
материальных ценностей (10), затрат (20,25,
26 и др.), денежных средств (50), расчетов
(60,76 и др.). Дебетовые обороты по счету
71 сверяются с суммами по кредиту счета
50 «Касса».
Все суммы, выданные подотчетному
лицу сверх норм, относятся на уменьшение
чистой прибыли предприятия, остающейся
после налогообложения.
В том случае, если при
проверке подотчетных сумм выявлен
перерасход, то необходимо убедиться
в целесообразности перерасхода, его
необходимости для производственных
нужд предприятия. В этом случае необходимо
проконтролировать наличие дополнительных
внутренних приказов или распоряжений,
обосновывающих целесообразность и
необходимость перерасходов.
1.2 Законодательное
и нормативное регулирование
аудита расчетов с подотчетными
лицами
При аудите учета расчетов
с подотчетными лицами аудитору необходимо
руководствоваться следующими документами:
- Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (ред. От 03.11.2006)
- Закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 № 119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, от 30.12.2008 № 307-ФЗ)
- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. Федеральными законами от 30.12.2008 № 309-ФЗ и от 30.12.2008 № 313-ФЗ)
- Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред.26.11.2008 г.), и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. От 30.12.2008 г.)
- Постановление Правительства РФ №696 от 23.09.02 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (в ред. От 04.07.2003 №405, от 07.10.2004 №532, от 16.04.2005 №228, от 25.08.2006 №523, от 22.07.2008 №557, от 19.11.2008 № 863)
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645)
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н) (в редакции Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) (в редакции Приказ Минфина РФ от 26 марта 2007 г. № 26н).
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.))
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н) (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н)
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров ЦБ РФ № 40 от 22.09.1993 г.) (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.96 № 247).
- Письмо Минфина РФ №15н от 04.03.02 (с изменениями от 02.08.04) Размеры предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран.
1.3 Типичные нарушения
в учете расчетов с подотчетными
лицами