Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 13:20, реферат
аудит расчетов с подотчетными лицами
АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
3
1.1. Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами, источники информации для проверки
3
1.2. Законодательное и нормативное регулирование аудита расчетов с подотчетными лицами
7
1.3. Типичные нарушения в учете расчетов с подотчетными лицами
8
2. ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
10
2.1. Расчет уровня существенности
10
2.2. План аудита
11
2.3. Программа аудита
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
14
. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ
ЛИЦАМИ
1.1. Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными
лицами, источники информации для проверки
В соответствии со ст. 1 Федерального закона
Российской Федерации «Об аудиторской
деятельности» аудиторская деятельность,
аудит – это предпринимательская деятельность
по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации и индивидуальных предпринимателей.
Проблема правильного отражения в учете
расчетов с подотчетными лицами остается
наиболее важной в организации бухгалтерского
учета на предприятии, так как в процессе
данных расчетов используется денежная
наличность, которая является одной из
главных основ производственной деятельности
современного предприятия.
Актуальность данной темы заключается
в необходимости изучения аудита расчетов
с подотчетными лицами, с целью выяснения
типичных ошибок при учете таких расчетов.
Изучение выбранной темы также дает возможность
оценить способы избежание ошибок, допускаемых
при учете расчетов с подотчетными лицами.
Подотчетными суммами называются денежные
авансы, выдаваемые работникам предприятия
из кассы на мелкие административно-хозяйственные
и операционные расходы, которые не могут
быть произведены безналичными расчетами,
а также на расходы по командировкам. Расчеты
с подотчетными лицами имеют место практически
на каждом предприятии и весьма разнообразны:
· приобретение запасных частей, материалов,
топлива за наличный расчет, канцелярских
товаров;
· оплата мелкого ремонта оргтехники,
транспортных средств;
· расходы на командировки по территории
РФ и за границу;
· представительские расходы.
Цель аудита расчетов с подотчетными лицами
– установление правильности и достоверности
данных операций и определение их влияния
на финансовую (бухгалтерскую) отчетность,
установление соответствия применяемой
в организации методики учета и налогообложения
по этим операциям нормативным документам,
действующим в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели обуславливает
решение следующих задач:
- рассмотреть порядок учета, состав первичных
и учетных регистров расчетов с подотчетными
лицами в соответствие с действующими
правилами бухгалтерского учета и нормативными
документами;
- подтверждение своевременности погашения
и правильности отражения на счетах бухгалтерского
учета расчетов по подотчетным суммам;
- проверка порядка проведения инвентаризации
расчетов;
- на основании полученных знаний провести
аудиторскую проверку расчетов с подотчетными
лицами и сделать выводы по ведению учета
и осуществлению контроля над расчетами
с подотчетными лицами.
Раскрытие информации в рамках поставленных
задач опирается на соответствующие источники,
с помощью которых аудитор может получить
ответ о предмете проверки.
На ознакомительном этапе аудитором изучаются
документы, раскрывающие информацию об
операциях с подотчетными лицами. К таковым
относятся учетная политика организации,
где указываются сроки предоставления
отчета об использовании подотчетных
денежных средств. Кроме того, аудитор
на этом этапе знакомится с приказами
и служебными заданиями, выписанными на
сотрудников аудируемого лица, направляющихся
в командировки, а также другими документами,
в том числе подтверждающими израсходованные
для этих целей суммы денежных средств.
Основной этап проверки заключается в
проведении соответствующих аудиторских
процедур по операциям, совершенным на
основании первичных учетных документов,
подтверждающих использование денежных
средств, выданных под отчет сотрудникам
организации. Расчеты с подотчетными лицами
возникают по суммам денежных средств,
выданных работникам предприятия на хозяйственные,
командировочные, представительские расходы,
оплату поставщикам за продукцию (работы
и услуги) и др. Их учет осуществляется
на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
При проверке операций по сету необходимо
проконтролировать следующие вопросы:
Проверка правильности ведения учета
расчетов с подотчетными лицами производится
сплошным образом, так как в расчетах
данного вида задействована денежная
наличность. Источниками информации
для аудиторской проверки учета
расчетов с подотчетными лицами могут
быть как внешними, к ним относят
сообщения третьих лиц о
· перечень подотчетных лиц, утвержденный
приказом руководителя предприятия на
текущий год;
· заявления на имя руководителя организации
от подотчетных лиц о выдаче необходимых
сумм под отчет;
· приказы руководителя о разрешении выдачи
подотчетным лицам необходимых сумм под
отчет;
· приказы руководителя предприятия о
направлении работников в командировки;
· командировочные удостоверения работников
предприятия;
· расходные кассовые ордера (по выданным
подотчетным суммам);
· авансовые отчеты и приложенные к ним
оправдательные документы (билеты, проездные
документы, товарные чеки, счета за гостиницу,
кассовые чеки, бланки строгой отчетности
и др.);
· отчеты о командировках, предоставляемые
работниками по возвращении из командировок;
· акты на списание в производство материалов,
купленных за счет подотчетных сумм;
· журнал-ордер №7 или другие аналитические
регистры, если же на предприятии автоматизированный
учет, то используются аналитические карточки
счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
· Главная книга организации, счет 71 «Расчеты
с подотчетными лицами», обороты, сальдо;
· Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский
баланс организации, строки 240, 625; отчет
о движении денежных средств строка «Средства,
направленные на оплату приобретенных
товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных
активов» и т.д.
В результате выявляются факты оплаты
командировочных расходов установленных
норм. Суммы превышения установленных
норм подлежат включению в совокупный
доход работника и обложению подоходным
налогом. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую
прибыль предприятия, а уплачиваемый по
ним НДС относится за счет чистой прибыли
или фондов.
Особое внимание должно быть обращено
на такие операции, как расчеты с водителями
за приобретение ими горюче-смазочных
материалов, запасных частей и пр. Списание
израсходованных на эти цели сумм без
оправдательных документов на себестоимость
не допускается. В этом случае необходимо
наличие внутреннего приказа и первичные
бухгалтерские документы, подтверждающие
приобретение ГСМ и запчастей для транспорта,
используемого в целях производственной
необходимости.
Обоснованность произведенных через подотчетное
лицо представительских расходов должна
подтверждаться наличием оправдательных
документов: приказа о назначении лица,
ответственного за проведение мероприятия,
программы встречи с представителями
другого предприятия; сметы расходов,
утвержденной руководителем; акта с приложенными
документами, подтверждающими расходы;
списка участников встречи. В том случае,
если представительские мероприятия для
организации являются систематическими,
то форму подобных документов рекомендуется
утвердить в учетной политике.
Выявляя факты нарушений, аудитор регистрирует
их в рабочих документах и определяет
сумму заниженной для налогообложения
прибыли, а также дополнительных платежей
в Пенсионный фонд и подоходного налога.
При проверке правильности корреспонденции
счетов по данному объекту учета важно
исследовать также сторнированные и другие
исправительные записи, за которыми могут
скрываться отдельные ошибки. Для этого
кредитовые обороты по счету 71 «расчеты
с подотчетными лицами» сверяют с суммами
дебетовых оборотов по счетам учета материальных
ценностей (10), затрат (20,25, 26 и др.), денежных
средств (50), расчетов (60,76 и др.). Дебетовые
обороты по счету 71 сверяются с суммами
по кредиту счета 50 «Касса».
Все суммы, выданные подотчетному лицу
сверх норм, относятся на уменьшение чистой
прибыли предприятия, остающейся после
налогообложения.
В том случае, если при проверке подотчетных
сумм выявлен перерасход, то необходимо
убедиться в целесообразности перерасхода,
его необходимости для производственных
нужд предприятия. В этом случае необходимо
проконтролировать наличие дополнительных
внутренних приказов или распоряжений,
обосновывающих целесообразность и необходимость
перерасходов.
1.2. Законодательное и нормативное регулирование
аудита расчетов с подотчетными лицами
При аудите учета расчетов с подотчетными
лицами аудитору необходимо руководствоваться
следующими документами:
Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ
от 21 ноября 1996 г. (ред. От 03.11.2006)
Закон РФ «Об аудиторской деятельности»
от 7 августа 2001 № 119-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ,
от 30.12.2008 № 307-ФЗ)
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №
197-ФЗ (в ред. Федеральными законами от
30.12.2008 № 309-ФЗ и от 30.12.2008 № 313-ФЗ)
Налоговый кодекс РФ часть первая от 31
июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред.26.11.2008 г.), и часть
вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред.
От 30.12.2008 г.)
Постановление Правительства РФ №696 от
23.09.02 «Об утверждении Федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности»,
Федеральные правила (стандарты) аудиторской
деятельности (в ред. От 04.07.2003 №405, от 07.10.2004
№532, от 16.04.2005 №228, от 25.08.2006 №523, от 22.07.2008
№557, от 19.11.2008 № 863)
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ
(Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н)
(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 №
107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007
№ 26н, с изменениями, внесенными решением
Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645)
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом
Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н) (в редакции
Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов»
ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня
2001 г. № 44н) (в редакции Приказ Минфина
РФ от 26 марта 2007 г. № 26н).
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы
организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина
РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) (с изменениями от
30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.))
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы
организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина
РФ от 6 мая 1999 г. № 33н) (с изменениями от
30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий (Приказ Минфина
РФ от 31 октября 2000г. № 94н) (в ред. Приказов
Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н)
Порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденный решением совета
директоров ЦБ РФ № 40 от 22.09.1993 г.) (в ред.
Письма ЦБ РФ от 26.02.96 № 247).
Письмо Минфина РФ №15н от 04.03.02 (с изменениями
от 02.08.04) Размеры предельных норм возмещения
расходов по найму жилого помещения при
краткосрочных командировках на территории
зарубежных стран.
1.3. Типичные нарушения в учете расчетов
с подотчетными лицами
Нередко в организациях допускаются ошибки
в учете расчетов с подотчетными лицами
вследствие небрежного ведения бухгалтерского
учета и отсутствия контроля за учетом
расчетов данного вида. Данные ошибки
значительно влияют на налогообложение
организации, следует их избегать.
Основные нарушения – злоупотребления,
хищения, ошибки, несоответствия установленному
порядку в области расчетов с подотчетными
лицами могут быть классифицированы следующим
образом:
1. Нарушения порядка выдачи подотчетных
сумм;
1.1 Выдача денежных средств лицам, которым
в соответствии с приказом руководителя
предприятия могут быть выданы деньги
на хозяйственно-операционные расходы;
1.2 Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся
в срок по ранее полученным авансам;
2. Нарушения при оформлении командировочных
расходов:
2.1 Отсутствие приказов (распоряжений)
о направлении работников в командировку;
2.2 Отсутствие командировочных удостоверений
с отметками в месте пребывания в командировке;
2.3 Несоблюдение установленных норм командировочных
расходов;
2.4 Отсутствие аналитического учета командировочных
расходов в пределах норм и сверх норм.
3. Нарушения порядка налогообложения
при оформлении командировочных расходов:
3.1 Нарушение порядка удержания подоходного
налога с сумм превышения командировочных
расходов сверх установленных норм;
3.2 Некорректное выделение налога на добавленную
стоимость в суммах командировочных расходов.
4. Нарушения при приобретении материальных
ценностей, оплате работ, услуг подотчетными
лицами:
4.1 Выделение сумм НДС расчетным путем
от стоимости материальных ценностей,
приобретенных за наличный расчет в розничной
торговой сети;
4.2 Списание на затраты сумм налога на
добавленную стоимость от стоимости материальных
ценностей, приобретенных через подотчетных
лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
5. Нарушения порядка учета представительских
расходов:
5.1 Несоответствие фактического размера
представительских расходов утвержденной
смете;
5.2 Отсутствие аналитического учета представительских
расходов в пределах норм и сверх норм.
6. Нарушения порядка ведения синтетического
учета расчетов с подотчетными лицами
6.1 Некорректное составление бухгалтерских
проводок по операциям расчетов с подотчетными
лицами;
6.2 Неправильное выведение остатков на
конец отчетного периода;
6.3 Несоответствие записей в авансовых
отчетах и журнале-ордере № 7 «Расчеты
с подотчетными лицами» или других регистрах.
Выявленные в ходе проверки существенные
и несущественные нарушения действующего
законодательства отражаются в рабочих
документах аудитора.
2. ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ
ЛИЦАМИ
2.1. Расчет уровня существенности
Таблица 2.1
Расчет уровня существенности
ООО «Север» по итогам 2009 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поскольку значение 4416,49 тыс.руб. является
наибольшим значением аудитор принимает
решение отбросить его при расчетах, а
наименьшее оставить (0,011 тыс.руб.).
Расчет уровня существенности показателей
составляет: средние арифметические показатели
уровня существенности: (0,011 + 176,64 + 0,837 +
+524,212) / 4=175,425 тыс. руб.;
Полученную величину допустимо округлить
до 176 тыс. руб. и использовать количественный
показатель в качестве значения существенности.
Различие между значениями уровня существенности
до и после округления 15оставляяет: (176
– 175,425): 175,425 * 100% = 0,33%, что находится в пределах
2% (единого показателя уровня существенности,
который может использовать аудитор в
своей работе).
Аудиторский риск принятый индивидуальным
аудитором составляет 2%.
Объем аудита проводимого на организации
определяется произведением количества
рабочих дней аудитора, продолжительности
рабочего дня, количества аудиторов: Объем
аудита = 7 дней * 8 часов * 1 аудитор = 56 часов.
2.2. План аудита
План аудита расчетов
с подотчетными лицами
ООО «Север» в 2011
г.
Состав аудиторской группы:
- аудитор –
Период аудита: декабрь 2010 года
Фактическая проверка: 12.01.2011 – 20.01.2011
Количество человеко-часов: 56 часа
Планируемый риск – 2%
Планируемый уровень существенности –
0,33 %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель аудиторской
2.3. Программа аудита
Программа аудиторской
проверки
ООО «Север» в 2011
г.
Состав аудиторской группы:
- аудитор –
Период аудита: декабрь 2010 года
Фактическая проверка: 12.01.2011 – 20.01.2011
Количество человеко-часов: 56 часа
Планируемый риск – 2%
Планируемый уровень существенности –
0,33 %
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Руководитель аудиторской
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ