Анализ дебиторской задолженности и совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение учета расчетов с покупателями и заказчиками. Выявление положительных сторон, а также недостатков и предложение рекомендаций по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками для улучшения деятельности организации.
Объектом исследования является ООО «ЧистоВод», предметом - организация бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть особенности организации учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть методику внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………………………………………………………..

1.1.Понятие расчетов с покупателями и заказчиками…………………….
1.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками …………………………………………………………………….
1.3. Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками…… ………………………………………………………………….
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ЧИСТОВОД»……………………….

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЧистоВод»……….
2.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод»…………………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод»……………………………………………..
3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ЧИСТОВОД»…………………………..

3.1. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности в ООО «ЧистоВод»…………………………………………………………………………..
3.2. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод…………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....

Файлы: 1 файл

Диплом ООО ЧистоВод.docx

— 280.19 Кб (Скачать)

В процессе анализа дебиторской  задолженности ООО «ЧистоВод» было выявлено, что общая сумма дебиторской задолженности увеличилась на 731 тыс. руб. в 2011 г. по сравнению с 2009 г. и увеличение в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 541 тыс. руб. Долгосрочная дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей и заказчиков и имеет тенденцию к увеличению. Краткосрочная дебиторская задолженность состоит в основном из задолженности покупателей и заказчиков и векселей к получению, причем такое соотношение сохраняется на протяжении всего исследуемого периода.

На конец 2011 г. наблюдается увеличение числа оборотов совершаемых дебиторской задолженностью и как следствие снижение продолжительности одного оборота носит положительный характер, но вместе с тем увеличение доли сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме задолженности свидетельствует о снижении качества дебиторской задолженности. В структуре краткосрочной дебиторской задолженности основной удельный вес в 2009 г. принадлежал задолженности сроком погашения от 3 до 6 месяцев, в 2010 г. – задолженности сроком погашения от 1 до 3 месяцев, а в 2011 г. задолженности сроком погашения до 1 месяца. Данные изменения носят положительную оценку, так как чем меньше срок образования и погашения дебиторской задолженности, тем больше маневренности приобретают оборотные средства. Но вместе с тем, необходимо отметить, что в период с 2009 г. по 2011 г. значительно возросла сумма сомнительной (просроченной) задолженности (на 121,36 тыс. руб.), что негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

 

3.2. совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод»

Проанализировав учет расчетов с покупателями и заказчиками  на ООО «ЧистоВод» мы сделали вывод, что в целом учет организован  правильно. Используемая методика ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями  является полной и конкретизированной.

Однако в организации  были выявлены следующие недостатки в работе как в целом отдела бухгалтерии данной организации, так  и на участке расчетов с покупателями:

1. В рассматриваемой организации  отсутствует график документооборота.

Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко  определяющих обязанности каждого  отдельного работника предприятия. Для этого рекомендовано разработать график движения документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками.

2.  Зачет встречных  требований представляет собой  по сути юридическую сделку, из  которой следует прекращение  обязательств между сторонами.

Исходя из этого, документ, который является подтверждением проведения такой сделки, должен быть юридически законным, то есть, он должен подписываться  лицами, уполномоченными выступать  от имени организации. Однако в ООО  «ЧистоВод» зачет взаимной задолженности  проводится на основании актов сверки, которые подписываются главными бухгалтерами предприятий. Поэтому  было предложено ввести в документооборот между покупателями и заказчиками новую форму акта зачета взаимных требований (Приложение 9).

3. В организации к счету  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыты следующие субсчета: 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях» и 62.02 «Авансы полученные».

Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку в такой  ситуации достаточно сложно сразу оценить  величину задолженности покупателей и заказчиков за поставленные, оказанные услуги (выполненные работы). Поэтому в настоящее время сверка расчетов происходит вручную по каждому контрагенту на основании заключенных хозяйственных договоров и товаросопроводительных документов (актов выполненных и принятых заказчиком работ). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот в организации небольшой, однако не стоит забывать, что организация динамично развивающаяся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников.

В связи с этим были предложены следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками:

1. К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» изменить действующие и добавить следующие субсчета:

    • 62.01 «Расчеты с покупателями»;
    • 62.02. «Авансы полученные»;
    • 62.03 «Расчеты с заказчиками»;
    • 62.04 «Векселя полученные».

На субсчете «Векселя полученные»  может учитываться задолженность  по расчетам  с покупателями и  заказчиками, обеспеченная полученными  векселями. Затем по этому субсчету отдельной проводкой отражается разница между суммой, указанной  в векселе, выданном организацией-покупателем  и суммой ранее учтенной дебиторской  задолженности. На данном субсчете также  отражаются суммы задолженности  покупателей, зачтенные в погашение  долгов перед поставщиками посредством  передачи векселя (индоссирования).

На основе разработанного регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда  были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность  покупателей перед организацией за определенный период. Предполагается, что объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу.

Для повышения эффективности  управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «ЧистоВод» необходимо реализовать такие мероприятия как:

- осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

- расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

- использование системы скидок при долгосрочной оплате.

- увеличить в составе  предлагаемых услуг долю номенклатурных  позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу  юридической службы по взысканию  просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности  использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками является важным элементом  в системе бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что постоянно  совершающийся кругооборот хозяйственных  средств вызывает непрерывное возобновление  многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты  с покупателями и заказчиками.

 Огромный оборот денежных и материальных ресурсов приводит к повышенному вниманию со стороны контролирующих органов к правильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Существование различных методов учета, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей, постоянно изменяющаяся законодательная база делает работу бухгалтера предприятия, занимающегося производством и реализацией продукции, крайне сложной и ответственной. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» должен обеспечивать возможность формировать в балансе информацию о задолженности покупателей и заказчиков по сроку ожидаемого платежа после отчетной даты-  в течение 12 месяцев или более 12 месяцев.

Данная работа позволила  раскрыть состояние учета расчетных  операций в организации и бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод».

Цель, поставленная перед написанием дипломной работы, была достигнута, задачи решены, а именно:

- освещены теоретические  и организационно-экономические  основы организации бухгалтерского  учета расчетов с покупателями  и заказчиками на предприятии;

- рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.

- проанализирована динамика структуры дебиторской задолженности;

- предложены меры по совершенствованию порядка расчетов с покупателями  и заказчиками.

Во второй главе рассмотрены  особенности бухгалтерского учета  расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ЧистоВод», из чего следует, что по мере отгрузки товаров и продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления к оплате расчетных документов при определении выручки от продажи по отгрузке их договорная (продажная) стоимость отражается по кредиту счета 90 в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 43 «Готовая продукция», а стоимость товаров - со счета 41 «Товары» или 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90.

Анализ основных показателей  деятельности организации показал, что почти по всем показателям организация увеличивает свои размеры, а именно на 33,28% к 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился показатель выручки.

В процессе анализа дебиторской  задолженности ООО «ЧистоВод» было выявлено, что:

- общая сумма дебиторской  задолженности увеличилась на 731 тыс. руб. в 2011г. по сравнению с 2009 г. и увеличение в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 541 тыс. руб. Долгосрочная дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей и заказчиков и имеет тенденцию к увеличению. Краткосрочная дебиторская задолженность состоит в основном из задолженности покупателей и заказчиков и векселей к получению, причем такое соотношение сохраняется на протяжении всего исследуемого периода;

Для повышения эффективности  управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «ЧистоВод»  необходимо реализовать такие мероприятия как:

1. Осуществление контроля  за состоянием расчетов с покупателями  и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительно дорогостоящих источников финансирования.

2. Расширение круга потребителей  продукции организации с целью  уменьшения риска неуплаты одним  или несколькими крупными покупателями.

3. Использование системы  скидок при долгосрочной оплате.

Проанализировав учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод» был сделан вывод, что в целом учет организован правильно. Используемая методика ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками является полной и конкретизированной.

Однако в организации были выявлены некоторые недостатки в работе, как в целом отдела бухгалтерии организации, так и на участке расчетов с покупателями и заказчиками. Для устранения данных недостатков были предложены меры по совершенствованию документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками, изменению рабочего плана счетов организации, касающихся расчетов с покупателями и заказчиками, повышению эффективности управления дебиторской задолженностью.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,  часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм.и доп.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм.и доп.)
  3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (с изм.и доп.)
  4. Положение по веде<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-s

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности и совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками