Анализ дебиторской задолженности и совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение учета расчетов с покупателями и заказчиками. Выявление положительных сторон, а также недостатков и предложение рекомендаций по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками для улучшения деятельности организации.
Объектом исследования является ООО «ЧистоВод», предметом - организация бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть особенности организации учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть методику внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ…………………………………………………………..

1.1.Понятие расчетов с покупателями и заказчиками…………………….
1.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками …………………………………………………………………….
1.3. Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками…… ………………………………………………………………….
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ЧИСТОВОД»……………………….

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЧистоВод»……….
2.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод»…………………………………………………………….
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод»……………………………………………..
3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ЧИСТОВОД»…………………………..

3.1. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности в ООО «ЧистоВод»…………………………………………………………………………..
3.2. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «ЧистоВод…………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....

Файлы: 1 файл

Диплом ООО ЧистоВод.docx

— 280.19 Кб (Скачать)

 

Для более подробного представления  расчетных данных рассмотрим рисунки 3.1-3.2.

 

Рис. 3.1 Динамика дебиторской  задолженности 

ООО «ЧистоВод» за 2009 -2011 гг.

 

Рис. 3.2 Динамика структуры  краткосрочной дебиторской задолженности  ООО «ЧистоВод» за 2009 -2011 гг.

Далее рассмотрим основные группы показателей, которые рассчитываются в процессе проведения анализа и характеризуют эффективность управления дебиторской задолженностью и ее качество. Данные для анализа сведем в таблицу 3.2

 

 

Таблица 3.2

Анализ дебиторской задолженности  в ООО «ЧистоВод» за 2009 – 2011 гг.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения 2011 г. от

2009 г.

2010 г.

1. Средняя дебиторская  задолженность (Сдз), тыс. руб.

2123

2398,5

2493,5

370,5

95

2. Оборачиваемость дебиторской 

задолженности (Одз), обор.

26,59

25,12

45,14

18,55

20,02

3. Период погашения дебиторской 

задолженности (Ппдз), дн.

13,72

14,53

8,08

-5,64

-6,75

4. Доля дебиторской задолженности  в  общем объеме текущих  активов (ДЗакт), %

32,24

32,88

35,23

2,99

2,35

5. Доля сомнительной дебиторской 

задолженности в общем  объеме

дебиторской задолженности (ДДЗсомн), %

8

10

11

3

1


 

При анализе таблицы 3.2 выявилось, что наблюдается положительная  динамика у суммы средней дебиторской  задолженности, так же как и повышение  доли дебиторской задолженности  в оборотных активах предприятия. Данная ситуация не носит положительной оценки, так как средства предприятия в большей степени извлекаются из оборота.

Наблюдаемое увеличение числа  оборотов совершаемых дебиторской  задолженностью и как следствие снижение продолжительности одного оборота носит положительный характер, но вместе с тем увеличение доли сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме задолженности свидетельствует о снижении качества дебиторской задолженности.

В настоящее время общая  сумма дебиторской задолженности  предприятия составляет около 2764 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является большое число должников предприятия и относительно невысокий уровень задолженности каждого из них.

В 2009-2011 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2009-2011 гг. на 450 тыс. руб. (за счет списания сумм просроченной невозможной для взыскания задолженности, и т.д.). Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить в составе  предлагаемых услуг долю номенклатурных  позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу  юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

  • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
  • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
  • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  • формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
  • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
  • использование современных форм рефинансирования задолженности;
  • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых  активов, которые могут составлять  обеспечение кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  не предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга,  определяемом типом избранной  кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга  по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При  циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При  такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры  покупателям, когда их заказ еще  обрабатывается на складе. Можно также  выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного периода, или начислять  гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Можно прибегнуть к страхованию  кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Возможно перепродать  права на взыскание дебиторской  задолженности, если это приведет к  чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Финансовое состояние  предприятия не может быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей за нарушение платежной дисциплины.

Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований (клиринг). Предприятия, имеющие большую дебиторскую задолженность, не погашенную в срок, прекращают поставки продукции, требуя предварительной оплаты. Одновременно в составе образовавшихся неплатежей остаются нереализованными доходы, часть которых подлежит перечислению в бюджет. Взаимные неплатежи замедляют оборачиваемость средств в расчетах и ведут к увеличению кредитной эмиссии. Проблемы соблюдения сроков платежей, состоятельности плательщика, ликвидности его активов становятся весьма актуальными. Поэтому возрастает роль механизма погашения взаимных неплатежей путем зачета. В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. Поскольку платежный оборот включает платежи за сырье, материалы и произведенную из них готовую продукцию, постольку суммы платежей различных предприятий, как правило, не совпадают. Поэтому зачет не может быть стопроцентным.

Межотраслевой зачет взаимных требований, по существу, содержит два  зачета: зачет взаимной задолженности  предприятий и зачет взаимных требований банков. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка (в размере незавершенных межбанковских расчетов по зачету). Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк.

Зачет осуществляется двумя  способами платежа: передачей кредитных  обязательств и собственно зачетом  взаимных требований. Межотраслевой  зачет начинается с распоряжения Центрального банка коммерческим банкам об оплате на определенных условиях с лицевых счетов по зачету расчетных документов плательщиков с зачислением сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Платежным средством, за счет которого производится оплата, являются долговые обязательства предприятий, преобразованные в обязательства коммерческих банков и Центрального банка. В процессе зачета эти обязательства переходят со счета на счет, осуществляют передачу долгов, и частично остаются в виде незачтенных дебетовых и кредитовых сальдо.

В идеале кредитовые сальдо должны направляться на погашение дебетовых  сальдо. Однако на практике этого не бывает, так как зачетные операции отразились в дебетовых и кредитовых оборотах лицевых счетов по зачету еще до подведения его итога и, с другой стороны, между предприятиями, имеющими дебетовые и кредитовые сальдо, как правило, нет прямых хозяйственных связей. Поэтому дебетовые сальдо должны погашаться с расчетных счетов плательщиков, а кредитовые сальдо зачисляются на расчетные счета получателей средств по зачету. В результате дебетовые и кредитовые сальдо взаимно погашаются.

Вместе с тем на практике это затрудняется тем, что не всегда на счетах плательщиков имеются средства для погашения их дебетовых сальдо. Дебетовые сальдо лицевых счетов по зачету образуются несмотря на то, что зачет производится в пределах сумм, причитающихся предприятиям. Очевидно, все поступления средств предприятиям целесообразно направлять на погашение дебетовых сальдо по зачету. Зачет не только погашает взаимную задолженность, но и повышает ликвидность незачтенных долгов. Поэтому кредитовые сальдо по зачету до момента их перечисления на расчетные счета получателей средств могут находиться в обращении.

Следовало бы разрешить предприятиям производить платежи с лицевых  счетов по зачету в пределах кредитовых сальдо при условии зачисления сумм на лицевые счета по зачету получателей  средств. Следует иметь в виду, что исходя из своих кредитовых сальдо, предприятия могут выписывать коммерческие векселя для расчетов с поставщиками. Конечно, после осуществления зачета неплатежи возобновляются, так как не устранены причины, порождающие их. Однако суммы неплатежей и их длительность сокращаются (до образования новой цепочки неплатежей). Как представляется, целесообразно проводить зачеты взаимных требований в условиях нашей экономики два раза в год. Это будет ускорять оборачиваемость оборотных средств и увеличит поступления в доход бюджета.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности и совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками