Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель работы – проанализировать расходую часть бюджета РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу.
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере.
Введение.
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ.
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды.
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере.
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование».
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования.
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов.
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска.
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета.
Заключение
организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;
борьба с наиболее распространенными болезнями;
создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.
При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителем на конкурсной основе, творческим коллективам или группам отдельных ученых, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики.. В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и другие источники.
Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.
Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов.
Финансирование бюджетных учреждений и централизованных мероприятий, осуществляемых за счет средств бюджета, проводится по утвержденным для них сметам расходов.
Различают следующие принципы сметного планирования:
1) Органическая связь с планом социально-экономического развития региона. Расходы бюджетных учреждений обусловлены экономическим планом той административно-
2) Строго целевое назначение бюджетных ассигнований. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы в соответствии со статьями бюджетной классификации, определяющими целевую направленность ассигновании по каждой смете.
3) Соблюдение режима экономии в расходовании средств. Данный принцип предусматривает такое использование средств, при котором достигается максимальная эффективность деятельности учреждения при минимуме денежных затрат;
4) Проведение вышестоящими организациями и финансовыми органами систематического контроля за финансовой деятельностью бюджетных учреждений. Основные способы финансового контроля - проверка обоснованности планов финансирования (смет, бюджетов), анализ их исполнения, ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Расходование бюджетных средств без утвержденной в установленном порядке сметы расходов не допускается.
Бюджетные учреждения, ведущие самостоятельный учет или обслуживаются централизованными бухгалтериями составляют индивидуальные сметы расходов.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование».
Общеобразовательная система города Нижнего Новгорода включает в себя 189 учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Число обучающихся и воспитанников в них составляет 104968 чел. Сеть общеобразовательных учреждений представлена следующим образом:
- общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3;
- основная общеобразовательная школа - 4;
- средняя общеобразовательная школа - 151,
из них:
(средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов - 21,гимназия - 9, лицей - 9);
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - 6;
- центр образования - 4;
- общеобразовательная школа-интернат - 3;
- кадетская общеобразовательная школа - 1;
- санаторно-лесная школа - 1;
- специальная общеобразовательная школа с девиантным поведением - 1;
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - 15;
- межшкольный учебный комбинат - 3.
Среди приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений - создание условий обеспечения доступности качественного образования с целью максимального удовлетворения образовательных запросов населения и рынка труда города.
В городе создана гибкая многовариативная система профильного обучения на III ступени образования, обеспечивающая базу для получения качественного профессионального образования.
В городе успешно проведена работа по подключению 187 общеобразовательных учреждений к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Одновременно могут находиться в сети Интернет 1498 учащихся. В настоящее время E-mail имеет 225 школ. В образовательных учреждениях разработано и постоянно обновляются 105 Web-сайтов.
Увеличение финансирования позволило значительно улучшить состояние зданий, соблюдение санитарных и противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях.
Распределение бюджетных ассигнований
по видам расходов
бюджета города Нижнего Новгорода в 2011 г. в тыс.руб.
Образование | 8 027 913,8 |
Дошкольное образование | 2 836 148,1 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объекты капитального строительства собственности муниципальных образований) | 172 472,0 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований | 172 472,0 |
Бюджетные инвестиции | 172 472,0 |
Детские дошкольные учреждения | 2 663 676,1 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 2 663 676,1 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений за счет субвенций | 22 014,8 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 22 014,8 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | 2 641 661,3 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 2 639 383,3 |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 2 278,0 |
Общее образование | 4 320 087,3 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы | 74 023,0 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объекты капитального строительства собственности муниципальных образований) | 74 023,0 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований | 74 023,0 |
Бюджетные инвестиции | 74 023,0 |
Школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средние | 2 991 837,6 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 2 991 837,6 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений за счет субвенций | 2 264 963,9 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 2 249 317,6 |
Субсидии юридическим лицам | 15 646,3 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | 726 873,7 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 711 577,2 |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 15 296,5 |
Школы-интернаты | 20 117,4 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 20 117,4 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 19 906,7 |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 210,7 |
Учреждения по внешкольной работе с детьми | 867 494,4 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 867 494,4 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 865 104,0 |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 2 390,4 |
Специальные (коррекционные) учреждения | 366 614,9 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 366 614,9 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений за счет субвенций | 358 171,5 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 358 171,5 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | 8 443,4 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 8 366,6 |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 76,8 |
Начальное профессиональное образование | 21 239,7 |
Учебно-методические кабинеты, централизованные бухгалтерии, группы хозяйственного обслуживания, учебные фильмотеки, межшкольные учебно-производственные комбинаты, логопедические пункты | 21 239,7 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 21 239,7 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 20 643,2 |
Расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 596,5 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 645,0 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 645,0 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров | 645,0 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 645,0 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 156 912,6 |
Мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей | 156 912,6 |
Оздоровление детей | 156 912,6 |
Оздоровление детей за счет субсидии из областного бюджета | 94 924,2 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 22 214,7 |
Субсидии юридическим лицам | 40 142,8 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 32 566,7 |
Оздоровление детей за счет субвенции из областного бюджета | 20 193,2 |
Социальные выплаты | 19 183,5 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 1 009,7 |
Оздоровление детей за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | 41 795,2 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 41 795,2 |
Другие вопросы в области образования | 692 881,1 |
Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления | 40 656,3 |
Центральный аппарат | 40 656,3 |
Расходы на содержание аппарата за счет бюджета города Нижнего Новгорода | 14 466,8 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 14 466,8 |
Расходы за счет субвенции на осуществление государственных полномочий по проведению аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую и вторую квалификационные категории, а также руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность муниципальных образовательных учреждений, на первую квалификационную категорию | 8 796,1 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 8 796,1 |
Расходы за счет субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан | 17 393,4 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 17 393,4 |
Мероприятия в области образования | 388 762,4 |
Государственная поддержка в сфере образования | 361 115,0 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 244 307,1 |
Субсидии юридическим лицам | 116 807,9 |
Проведение мероприятий для детей и молодежи | 16 840,6 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 16 840,6 |
Методическое обеспечение и информационная поддержка | 10 806,8 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 10 806,8 |
Учебно-методические кабинеты, централизованные бухгалтерии, группы хозяйственного обслуживания, учебные фильмотеки, межшкольные учебно-производственные комбинаты, логопедические пункты | 139 695,1 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 139 695,1 |
Выполнение функций бюджетными учреждениями | 139 695,1 |
Целевые программы муниципальных образований | 123 767,3 |
Городская программа "Молодежь Нижнего Новгорода" на 2007-2011 годы | 15 392,8 |
Расходы на реализацию программы | 15 392,8 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 15 392,8 |
Программа "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода на 2009-2012 годы" | 108 374,5 |
Выполнение функций органами муниципального образования | 108 374,5 |
За счет этих средств удалось подготовить образовательные учреждения к началу учебного года с минимальным количеством замечаний служб государственного санитарного и противопожарного надзора.
В 2011 году финансовые затраты бюджета Нижнего Новгорода на обеспечение безопасности муниципальных образовательных учреждений составили 51,4 млн. рублей, из них 42,4 млн. рублей направлено на противопожарные мероприятия.
Во всех учебных заведениях выполнен косметический ремонт. В детских садах и школах отремонтированы кровли, выполнен ремонт фасадов с заменой окон, оборудованы прогулочные веранды, вокруг детсадов установлены новые ограждения. Согласно предписаниям Государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора во всех образовательных учреждениях установлены противопожарные двери в служебные помещения, а на путях эвакуации линолеум заменен на плитку.
Текущий ремонт в детских дошкольных учреждениях района выполнен на сумму более 2 млн. рублей. Кроме того, около 6 млн. рублей было направлено на ремонтные и благоустроительные работы из муниципального бюджета по программе развития сети дошкольных образовательных учреждений Нижнего Новгорода.
Для нижегородских школ в этом году было закуплено 400 тыс. учебников на общую сумму 51 млн. рублей. Новыми комплектами обеспечены все первоклассники, учебники для средних и старших классов закупались согласно заявкам от школ.
Финансирование приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году на 10% выше, чем в 2010 году.
Финансирование приоритетного национального проекта (ПНП) "Образование" в 2010 году составило 660 млн. 779 тыс. руб., из которых 245 млн. 558 тыс. руб. – средства федерального бюджета, 394 млн. 320 тыс. руб. – средства областного бюджета. С каждым годом все большие затраты по реализации ПНП "Образование" осуществляются за счет областного бюджета.
Десять образовательных учреждений области стали победителями конкурсного отбора среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. На вознаграждение победителей из областного бюджета было выделено 7 млн. 400 тыс. руб.
В 2011 году также была продолжена программа приобретения школьных автобусов. На эти цели было выделено 15 млн. руб. из федерального бюджета, 1 млн. 20 тыс. руб. из областного бюджета и 5 млн. руб. из муниципальных бюджетов. Благодаря созданию парка школьных автобусов появилась возможность осуществлять подвоз учеников до базовых школ и в центры дополнительного образования.
Министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов сообщил, что благодаря реализации ПНП "Образование" повысилась активность педагогов, участвующих в конкурсе профессионального мастерства. Если раньше количество педагогов составляло 28%, то в 2011 году их стало 59% от общего числа педагогов региона.
Однако за последние годы, особенно в кризис, все школы почувствовали спад финансирования, отмечает Ирина Тарасова, директор департамента образования Нижнего Новгорода. Бюджет секвестировали, порезали, в том числе и статью «Образование». Сейчас жизнь вернулась в докризисное русло. Финансирование сферы образования растёт. Принимаются новые муниципальные программы для школьных учреждений.
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования.
Проблема оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности использования средств бюджетов разного уровня остается одной из самых острых. Особенно значима эта проблема для образовательного сектора.
Отсутствие текущего анализа норматива финансовых затрат на единицу услуги не позволяет оперативно реагировать (прежде всего, на стадии планирования бюджета) на происходящие изменения, что сегодня явилось одной из причин развивающейся общей диспропорции между объемом социальной услуги и объемом финансовых ресурсов социальной сферы, складывающейся в результате совместного влияния отдельных составляющих.
В условиях инфляции и значительных различий в уровнях цен на продовольственные и промышленные товары по регионам России основным требованием является то, что нормативными должны быть соотношения расходов, а не их абсолютная величина. Это требование предполагает возможность широкой дифференциации фактических объемов финансирования на основе нормативов, единых для различных учреждений образования. При расчете норматива необходимо учитывать, что:
- расчеты норматива начинаются на уровне образовательного учреждения;
- норматив отражает текущие расходы образовательных учреждений;
- в основу методики расчета норматива заложен принцип нормативных соотношений между стоимостью живого труда и стоимостью остальных расходов, т.е. между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО);
- в качестве базового показателя принимается фонд оплаты труда (ФОТ);
- расчет ФОТ осуществляется по четырем группам персонала: педагогическому, административному, учебно-вспомогательному, обслуживающему;
- при общей для всех методике расчета в абсолютном выражении норматив бюджетного финансирования для каждого конкретного учреждения будет иметь свою величину.
Этапы расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений:
I этап - подготовка исходных данных:
Информация о работе Расходы бюджета на социально-культурные нужды