Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель работы – проанализировать расходую часть бюджета РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу.
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере.
Введение.
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ.
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды.
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере.
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование».
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования.
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов.
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска.
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета.
Заключение
- количество учащихся (воспитанников);
- количество классов (групп);
- количество педагогических ставок;
- количество остального персонала (по группам);
- по ETC определяется средний разряд по группам персонала;
- количество ставок, приходящихся на одного учащегося (воспитанника) по группам персонала;
- количество учебных часов, приходящихся на одного педагога в
неделю.
II этап - расчет средств на оплату труда:
Исходная база - средний разряд по группам персонала, ставка за нормо-час по ETC:
- определяются тарифная и надтарифная части заработной платы по каждой группе персонала;
- к сумме тарифной и надтарифной частей прибавляются компенсационные выплаты: на книгоиздательскую продукцию, районные коэффициенты, прочие надбавки;
- планируемая среднемесячная заработная плата складывается из тарифной, надтарифной частей и компенсационных выплат;
- определяемая сумма средств на аттестацию и повышение разрядов по группам персонала (за исключением обслуживающего персонала) - 10% к среднемесячной зарплате;
- определяется общий фонд заработной платы в месяц на одну ставку по каждой группе персонала.
III этап - расчет норматива:
Исходная база - количество ставок, приходящихся на одного учащегося (воспитанника), по каждой группе персонала, а также общий фонд заработной платы в месяц, приходящийся на одного учащегося, по каждой группе персонала:
- устанавливаются экономические нормативы на фонд оплаты труда;
- определяется фонд заработной платы по количеству ставок, приходящихся на одного учащегося, по каждой группе персонала;
- определяется фонд оплаты труда (заработная плата с начислениями)-ФОТ;
- определяется фонд материального обеспечения (ФМО) в соответствии с экономическими нормативами на фонд оплаты труда:
НБФ - ФОТ + ФМО
Деятельность муниципальных образовательных учреждений в Нижнем Новгороде финансируется с учетом нормативов, определенных в расчете на одного обучающего, воспитанника по каждому типу, виду образовательных учреждений, обеспечивающих организацию учебного процесса и материальное содержание обучающихся, воспитанников.
Бюджет отрасли «Образование» делится на две части: нормативный и целевой бюджеты.
Составляющие расчетной базы норматива следующие: заработная плата с начислениями,расходы материально характера: питание, транспортные услуги, ГСМ, прочие текущие расходы, прочие расходные материалы, командировки, оплата услуг связи, трансферты.
Заработная плата в рамках нормативной части бюджета исчисляется конкретно для каждого ОУ.
Эта часть норматива финансируется при исполнении бюджета в соответствии с графиком финансирования заработной платы по определенным срокам выплаты ее по районам. График утверждается директором департамента финансов и налоговой политики администрации г. Н. Новгорода.
Вторая часть норматива (расходы материального характера) рассчитывается на основании утвержденного Городской думой бюджета города. Общая сумма ассигнований по указанным статьям делится на количество учащихся (воспитанников). В результате на одного ребенка определяется сумма нормативов, состоящих из двух частей: заработная плата с начислениями и расходы материального характера.
Целевая часть бюджета включает в себя следующие составляющие: методическая литература; капитальный ремонт; приобретение оборудования; коммунальные расходы; централизованные средства; учебники; летние и другие мероприятия. Эти расходы включают в смету ОУ в пределах бюджетных ассигнований с учетом потребностей ОУ.
При исполнении целевой части бюджета заявка на финансирование составляется департаментом образования на основании заявок от руководителей ОУ и районных органов управления образованием.
Предполагается следующий механизм планирования затрат и объемов финансирования образовательных учреждений.
1. Нормативный бюджет утверждается Городской думой города Н. Новгорода.
2. Целевая часть бюджета распределяется районными финансовыми управлениями, ЦБ УО и МП по каждому ОУ, исходя из потребностей с учетом бюджетной обеспеченности, и включается в смету ОУ.
3. Порядок финансирования образовательных учреждений.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется с учетом заявок на финансирование в пределах сметных ассигнований и поквартальной разбивки.
График документооборота и порядок формирования заявок согласовываются с департаментом финансов и налоговой политики и утверждаются приказом директора департамента образования.
Недостатки данной методики:
- планирование и финансирование общей суммой (без структурной разбивки) открывает возможность неэффективно расходовать средства бюджета;
- предлагаемый норматив может привести к нерациональному расходованию средств, связанных непосредственно с процессом обучения;
- отсутствие возможности реалистичного планирования и финансирования расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива (повышение заработной платы, рост коммунальных услуг осуществляются непропорционально и неравномерно);
- потенциальная опасность некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов.
Деятельность бюджетных организаций заключается в предоставлении населению административно-
Прямые (переменные) бюджетные расходы;
Косвенные (постоянные) бюджетные расходы.
Группировка расходов на прямые и косвенные позволяет:
1. Оптимизировать бюджетные расходы и бюджетное финансирование учреждений.
2. Проанализировать достаточность объема бюджетного финансирования.
3. Определить уровень бюджетного финансирования учреждения в случае изменения количества потребителей бюджетных услуг.
Данная группировка затрат позволяет провести производственный анализ бюджетных учреждений. Группировка прямых и косвенных расходов представлена в таблице 2.
Группировка прямых и косвенных затрат бюджетных учреждений. Таблица 2
Прямые расходы
| Код по ЭКР
| Косвенные расходы
| Код по ЭКР
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1 . Оплата труда
| 110100
| 1. Командировки и служебные разъезды
| И 0400
|
2. Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
| 110200
| 2. Транспортные услуги
| И 0500
|
3. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
| 110300
| 3. Оплата услуг связи
| 110600
|
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
| 110310
| 4. Оплата коммунальных услуг
| 110700
|
Мягкий инвентарь и обмундирование
| 110320
| Оплата содержания помещений
| Ч 10710
|
Подразделение расходов на прямые и косвенные является условным, поскольку более приближенным к действительности было бы выделение прямых, косвенных и полупрямых расходов (рис. 1).
Расходы
Полупрямые расходы
Прямые расходы
Постоянные расходы
Число потребителей,бюджетных услуг
Рис. 1. Категории расходов и их динамика
Полупрямые расходы представляют собой расходы, меняющиеся скачкообразно, т.е. стабильные при варьировании числа потребителей бюджетных услуг в некотором интервале и меняющиеся при изменении числа потребителей бюджетных услуг за пределами данного интервала. В качестве примера можно привести транспортные расходы.
Определение оптимального количества потребителей бюджетных услуг и оптимального уровня их финансирования
Метод определения оптимального количества потребителей бюджетных услуг заключается в расчете для каждого вида бюджетных учреждений оптимального количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивающего деятельность бюджетного учреждения в рамках предоставляемого объема бюджетного финансирования.
Оптимальным считается финансирование такого числа потребителей бюджетных услуг, при котором функционирование бюджетного учреждения осуществляется в пределах общих и прямых среднеобластных финансовых затрат в расчете на единицу потребителя бюджетной услуги.
При финансировании оптимального количества потребителей бюджетных услуг объем фактического финансирования равен произведенным расходам.
Зная доходы бюджета и стоимость содержания единицы потребителя бюджетных услуг, можно рассчитать критическую точку количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивая при этом бездефицитность бюджета. Значение критической точки позволит определить степень дефицитности (профицитности) бюджета. Если при расчетах окажется, что в административно-
Аналитическое представление рассматриваемого метода определяется суммированием прямых и косвенных расходов и основывается на следующей базовой формуле:
Ф = Пр + КР, где
Ф - объем бюджетного финансирования;
Пр - прямые бюджетные расходы;
Кр - косвенные бюджетные расходы.
Для преобразования формулы введем следующие показатели:
К - количество потребителей бюджетных услуг;
К, - оптимальное количество потребителей бюджетных услуг;
фед - среднеобластное бюджетное финансирование на единицу бюджетной ус
луги;
Поскольку оптимальным количеством потребителей бюджетных услуг можно считать фактически сложившееся количество потребителей данной услуги в данном административно-
К0 = Кр/(ФЕД-ПРЕД).
Соответственно, оптимальное бюджетное финансирование при оптимальном количестве потребителей бюджетных услуг будет определяться по следующей формуле:
Ф0 = К0 -пред +Кр.
Показатель Ф0 в этой формуле характеризует оптимальный объем финансирования в стоимостном выражении.
Например, прямые расходы на единицу потребителя бюджетных услуг равны 5,6 тыс. руб. в год, косвенные - 13 000 тыс. руб. Отсюда:
Ф0 = 5,6 тыс. руб. • К + 13000 тыс. руб.
При наличии потребителей бюджетных услуг в количестве 1500 единиц общие расходы бюджета составят:
Ф0 = 5,6 тыс. руб. • 1500 + 13000 тыс. руб. = 21400 тыс. руб.
Структура норматива является важным фактором при формировании расходов бюджетов на очередной финансовый год. Поскольку структура расходов позволяет реально сформировать объем финансовых ресурсов в соответствии с индексом инфляции, ростом цен на энергоносители, повышением заработной платы и изменением других затрат.
Достоинством предлагаемого нового механизма финансирования являются:
- прозрачность структуры расходов;
- возможность реалистичного планирования и финансирования расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива;
- снижения потенциальной вероятности некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.
В законодательной базе, определяющей процесс бюджетного финансирования, отсутствует механизм, который позволил бы с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономности расходования бюджетных средств и, следовательно, снижает эффективность их использования.
Приоритеты современного бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы в разрезе конкретных статей расходов определяются следующим образом: оплата труда, начисления, трансферты населению, оплата коммунальных услуг, остальные виды расходов.
Сложившаяся в последние годы порочная практика недофинансирова-ния расходов, а впоследствии - планирование расходов на предстоящий финансовый год с учетом «выполненного» плана за предыдущий год и планируемым коэффициентом инфляции, приводят к резкому уменьшению бюджетных расходов. В худшем случае оказываются учреждения, которые финансируются по остаточному принципу.
Информация о работе Расходы бюджета на социально-культурные нужды