Расходы бюджета на социально-культурные нужды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать расходую часть бюджета РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу.
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере.

Оглавление

Введение.

1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ.
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды.
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере.
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование».
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования.
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов.

3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска.
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета.

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Бюджет.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

-   количество учащихся (воспитанников);

-   количество классов (групп);

-   количество педагогических ставок;

-   количество остального персонала (по группам);

-   по ETC определяется средний разряд по группам персонала;

-   количество ставок, приходящихся на одного учащегося (воспитан­ника) по группам персонала;

-   количество учебных часов, приходящихся на одного педагога в

неделю.

II этап  - расчет средств на оплату труда:

Исходная база - средний разряд по группам персонала, ставка за нормо-час по ETC:

- определяются тарифная и надтарифная части заработной платы по каждой группе персонала;

- к сумме тарифной и надтарифной частей прибавляются компенсаци­онные выплаты: на книгоиздательскую продукцию, районные коэффициен­ты, прочие надбавки;

- планируемая среднемесячная заработная плата складывается из та­рифной, надтарифной частей и компенсационных выплат;

- определяемая сумма средств на аттестацию и повышение разрядов по группам персонала (за исключением обслуживающего персонала) - 10% к среднемесячной зарплате;

- определяется общий фонд заработной платы в месяц на одну став­ку по каждой группе персонала.

III этап - расчет норматива:

Исходная база - количество ставок, приходящихся на одного учаще­гося (воспитанника), по каждой группе персонала, а также общий фонд заработной платы в месяц, приходящийся на одного учащегося, по каждой группе персонала:

-   устанавливаются экономические нормативы на фонд оплаты труда;

- определяется фонд заработной платы по количеству ставок, прихо­дящихся на одного учащегося, по каждой группе персонала;

- определяется фонд оплаты труда (заработная плата с начисления­ми)-ФОТ;

- определяется фонд материального обеспечения (ФМО) в соответст­вии с экономическими нормативами на фонд оплаты труда:

НБФ - ФОТ + ФМО

Деятельность муниципальных образовательных учреждений в Нижнем Новгороде финансируется с учетом нормативов, определенных в расчете на одного обучающего, воспитанника по каждому типу, виду образовательных учреждений, обеспечивающих организа­цию учебного процесса и материальное содержание обучающихся, воспитанни­ков.

Бюджет отрасли «Образование» делится на две части: нормативный и це­левой бюджеты.

Составляющие расчетной базы норматива следующие: заработная плата с начислениями,расходы материально характера: питание, транспортные услуги, ГСМ, прочие текущие расходы, прочие расходные материалы, командировки, оплата услуг связи, трансферты.

Заработная плата в рамках нормативной части бюджета исчисляется кон­кретно для каждого ОУ.

Эта часть норматива финансируется при исполнении бюджета в соответ­ствии с графиком финансирования заработной платы по определенным срокам выплаты ее по районам. График утверждается директором департамента фи­нансов и налоговой политики администрации г. Н. Новгорода.

Вторая часть норматива (расходы материального характера) рассчитыва­ется на основании утвержденного Городской думой бюджета города. Общая сумма ассигнований по указанным статьям делится на количество учащихся (воспитанников). В результате на одного ребенка определяется сумма нормативов, состоящих из двух частей: заработная плата с начислениями и расходы материального характера.

Целевая часть бюджета включает в себя следующие составляющие: методическая литература; капитальный ремонт; приобретение оборудования; ком­мунальные расходы; централизованные средства; учебники; летние и другие мероприятия. Эти расходы включают в смету ОУ в пределах бюджетных ассигнований с учетом потребностей ОУ.

При исполнении целевой части бюджета заявка на финансирование со­ставляется департаментом образования на основании заявок от руководителей ОУ и районных органов управления образованием.

Предполагается следующий механизм планирования затрат и объемов финансирования образовательных учреждений.

1. Нормативный бюджет утверждается Городской думой го­рода Н. Новгорода.

2. Целевая часть бюджета распределяется районными финансовыми управлениями, ЦБ УО и МП по каждому ОУ, исходя из потребностей с учетом бюджетной обеспеченности, и включается в смету ОУ.

3. Порядок финансирования образовательных учреждений.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется с учетом заявок на финансирование в пределах сметных ассигнований и поквартальной разбивки.

График документооборота и порядок формирования заявок согласовыва­ются с департаментом финансов и налоговой политики и утверждаются прика­зом директора департамента образования.

Недостатки данной методики:

- планирование и финансирование общей суммой (без структурной раз­бивки) открывает возможность неэффективно расходовать средства бюджета;

- предлагаемый норматив может привести к нерациональному расходо­ванию средств, связанных непосредственно с процессом обучения;

- отсутствие возможности реалистичного планирования и финансирова­ния расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива (по­вышение заработной платы, рост коммунальных услуг осуществляются непро­порционально и неравномерно);

- потенциальная опасность некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.

2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов.

Деятельность бюджетных организаций заключается в предоставлении на­селению административно-территориальных образований определенных видов бюджетных услуг. Бюджетная деятельность организаций сопровождается раз­личными видами расходов относительной значимости. В соответствии с дейст­вующей Бюджетной классификацией РФ расходы бюджетных учреждений можно сгруппировать на 2 категории:

Прямые (переменные) бюджетные расходы;

Косвенные (постоянные) бюджетные расходы.

Группировка расходов на прямые и косвенные позволяет:

1. Оптимизировать бюджетные расходы и бюджетное финансирование учреждений.

2. Проанализировать достаточность объема бюджетного финансирова­ния.

3. Определить уровень бюджетного финансирования учреждения в слу­чае изменения количества потребителей бюджетных услуг.

Данная группировка затрат позволяет провести производственный анализ бюджетных учреждений. Группировка прямых и косвенных расходов представ­лена в таблице 2.

 

Группировка прямых и косвенных затрат бюджетных учреждений. Таблица 2

Прямые расходы

 

Код по ЭКР

 

Косвенные расходы

 

Код по ЭКР

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1 . Оплата труда

 

110100

 

1.  Командировки  и  служебные разъезды

 

И 0400

 

2. Начисления на фонд оплаты тру­да   (единый   социальный    налог), включая  тарифы  на  обязательное социальное страхование от несчаст­ных   случаев   на   производстве   и профессиональных заболеваний

 

110200

 

2. Транспортные услуги

 

И 0500

 

3.  Приобретение предметов  снаб­жения и расходных материалов

 

110300

 

3. Оплата услуг связи

 

110600

 

Медикаменты, перевязочные сред­ства и прочие лечебные расходы

 

110310

 

4. Оплата коммунальных услуг

 

110700

 

Мягкий инвентарь и обмундирова­ние

 

110320

 

Оплата содержания помещений

 

Ч 10710

 

Подразделение расходов на прямые и косвенные является условным, поскольку более приближенным к действительности было бы выделение прямых, косвенных и полупрямых расходов (рис. 1).

Расходы

 

Полупрямые расходы

Прямые расходы

Постоянные расходы

Число потребителей,бюджетных услуг

 

Рис. 1. Категории расходов и их динамика             
Полупрямые расходы представляют собой расходы, меняющиеся скачко­образно, т.е. стабильные при варьировании числа потребителей бюджетных услуг в некотором интервале и меняющиеся при изменении числа потребителей бюджетных услуг за пределами данного интервала. В качестве примера можно привести транспортные расходы.

Определение оптимального количества потребителей бюджетных услуг и оптимального уровня их финансирования

Метод определения оптимального количества потребителей бюджетных услуг заключается в расчете для каждого вида бюджетных учреждений опти­мального количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивающего дея­тельность бюджетного учреждения в рамках предоставляемого объема бюд­жетного финансирования.

Оптимальным считается финансирование такого числа потребителей бюджетных услуг, при котором функционирование бюджетного учреждения осуществляется в пределах общих и прямых среднеобластных финансовых затрат в расчете на единицу потребителя бюджетной услуги.

При финансировании оптимального количества потребителей бюджетных услуг объем фактического финансирования равен произведенным расходам.

Зная доходы бюджета и стоимость содержания единицы потребителя бюджетных услуг, можно рассчитать критическую точку количества потребителей бюджетных услуг, обеспечивая при этом бездефицитность бюджета. Значение критической точки позволит определить степень дефицитности (профицитности) бюджета. Если при расчетах окажется, что в административно-территориальном образовании содержание числа потребителей бюджетных услуг не достигает критической точки, то такие виды расходов повлекут за собой отток доходов с других видов расходов или перефинансирование за счет других мероприятий.

Аналитическое представление рассматриваемого метода определяется суммированием прямых и косвенных расходов и основывается на следующей базовой формуле:

Ф = Пр + КР, где             
Ф - объем бюджетного финансирования;
Пр - прямые бюджетные расходы;
Кр - косвенные бюджетные расходы.

Для преобразования формулы введем следующие показатели:
К - количество потребителей бюджетных услуг;
К, - оптимальное количество потребителей бюджетных услуг;
фед - среднеобластное бюджетное финансирование на единицу бюджетной ус­
луги;             

Поскольку оптимальным количеством потребителей бюджетных услуг можно считать фактически сложившееся количество потребителей данной ус­луги в данном административно-территориальном образовании (количество учащихся в школах, количество детей в детских садах и т.д.), то:

К0 = Кр/(ФЕД-ПРЕД).

Соответственно, оптимальное бюджетное финансирование при опти­мальном количестве потребителей бюджетных услуг будет определяться по следующей формуле:

Ф0 = К0 -пред +Кр.             

Показатель Ф0 в этой формуле характеризует оптимальный объем финан­сирования в стоимостном выражении.

Например, прямые расходы на единицу потребителя бюджетных услуг равны 5,6 тыс. руб. в год, косвенные - 13 000 тыс. руб. Отсюда:

Ф0 = 5,6 тыс. руб. • К + 13000 тыс. руб.

При наличии потребителей бюджетных услуг в количестве 1500 единиц общие расходы бюджета составят:

Ф0 = 5,6 тыс. руб. • 1500 + 13000 тыс. руб. = 21400 тыс. руб.

Структура норматива является важным фактором при формировании рас­ходов бюджетов на очередной финансовый год. Поскольку структура расходов позволяет реально сформировать объем финансовых ресурсов в соответствии с индексом инфляции, ростом цен на энергоносители, повышением заработной платы и изменением других затрат.

Достоинством предлагаемого нового механизма финансирования являют­ся:

- прозрачность структуры расходов;

- возможность реалистичного планирования и финансирования расходов, согласно сложившейся фактической структуре норматива;

- снижения потенциальной вероятности некорректного изменения нор­матива в связи с инфляцией.

В законодательной базе, определяющей процесс бюджетного финанси­рования, отсутствует механизм, который позволил бы с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении ус­тановленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной класси­фикации, что не способствует экономности расходования бюджетных средств и, следовательно, снижает эффективность их использования.

Приоритеты современного бюджетного финансирования учреждений со­циально-культурной сферы в разрезе конкретных статей расходов определяют­ся следующим образом: оплата труда, начисления, трансферты населению, оплата коммунальных услуг, остальные виды расходов.

Сложившаяся в последние годы порочная практика недофинансирова-ния расходов, а впоследствии - планирование расходов на предстоящий финан­совый год с учетом «выполненного» плана за предыдущий год и планируемым коэффициентом инфляции, приводят к резкому уменьшению бюджетных рас­ходов. В худшем случае оказываются учреждения, которые финансируются по остаточному принципу.

Информация о работе Расходы бюджета на социально-культурные нужды