Расходы бюджета на социально-культурные нужды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать расходую часть бюджета РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу.
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере.

Оглавление

Введение.

1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ.
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды.
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере.
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образование».
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образование» в условиях нормативного финансирования.
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов.

3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска.
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета.

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Бюджет.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Необходимость реформирования и совершенствования финансирования учреждений социально-культурной сферы обусловлена решением следующих задач:

- обновить содержание и повысить качество,

- улучшить социальное положение и повысить оплату труда персонала бюджетных учреждений,

- перейти к новым экономическим отношениям в этой сфере, в полной мере использовать возможности рыночных механизмов.

Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирова­ния видится по двум основным направлениям:

1. совершенствование нормативно-методической базы бюджетного фи­нансирования,

2. дальнейшее развитие и совершенствование организационно-правового и экономического механизма функционирования учреждений социальной сфе­ры:

- создание системы гарантированного уровня финансирования бюджет­ных учреждений,

- введение нормативного финансирования бюджетных учреждений с уче­том индексации,

- создание необходимых условий и стимулов для привлечения дополни­тельных средств,

- придание всем бюджетным учреждениям статуса юридического лица (самостоятельно хозяйствующего объекта),

- рационализация использования бюджетных средств,

- привлечение внебюджетных источников финансирования.

В условиях дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики и социальной сферы необходимо жесткое нормированное распреде­ление имеющихся у государства бюджетных ресурсов. В основу нормирован­ного распределения ресурсов должна быть положена объективная система по­казателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государст­венных социальных стандартов и социальных норм. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребно­стей, во-вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.

         Денежные нормативы должны ежегодно пересматриваться на основе эксперти­зы расходов социально - культурной сферы за прошедшие годы с учетом сло­жившейся экономической и демографической ситуации, с учетом специализа­ции объектов социально - культурной сферы, а также географических и соци­ально - экономических особенностей. Недолгий опыт внедрения нормативного финансирования показал явное снижение качества сметного планирования, а также продемонстрировал полное бесправие бюджетных учреждений в этих ус­ловиях. Стабильность бюджетного учреждения основывается на расчете по­требности в бюджетных средствах. Для этого должен быть введен норматив бюджетного финансирования.

В целом же для улучшения качества финансирования бюджетных учреж­дений необходимо реформирование распределения расходов бюджета по уровням бюджетной системы.

Необходимо совершенствовать технику распределения средств между бюджетами, разрабатывать эффективные методы финансирования, нужны объ­ективные формулы, стандарты, нормативы.

Расходы, имеющие наибольший риск, считаем целесообразным формиро­вать на уровне регионального (областного) бюджета. Расходы, имеющие невы­сокий риск, необходимо финансировать за счет средств местных бюджетов.

Дополнительным критерием определения расходов, финансируемых за счет средств местных бюджетов, должно быть установление его финансовой устойчивости.

Таким образом, когда рисковые расходы будут финансироваться из вы­шестоящего бюджета, а расходы, имеющие небольшой риск останутся в бюд­жетах административно-территориальных образований, произойдет финансовое выравнивание.

Анализ современного опыта управления расходами бюджетов админист­ративно-территориальных образований показал актуальность исследуемой проблематики в период экономических преобразований и необходимость со­вершенствования существующих методов управления.

Главной задачей бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2012 год и на перспективу до 2013 года остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения города Нижнего Новгорода. Решение этой задачи возможно через обеспечение роста доходов бюджета города, развитие предпринимательского климата, повышение конкурентоспособности экономики города Нижнего Новгорода.

Бюджетная политика города в 2012 году в первую очередь будет  направлена на повышение качества и доступности бюджетных услуг для населения и повышение эффективности расходования бюджетных средств на предоставление этих услуг, обеспечение социальной стабильности в городе.

Приказом администрации Нижнего Новгорода №68 от 09.09.2011г. «Об утверждении порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета города Нижнего Новгорода на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» установлены основные подходы к планированию бюджетных ассигнований:

1.Планирование ассигнований на поддержку средств массовой информации. Планирование объема субсидии на финансовую поддержку средствам массовой информации города Нижнего Новгорода на 2012-2014 годы будет осуществляться на уровне исходного плана на 2011 год.

2.Планирование ассигнований на социальную сферу. Расходы на заработную плату будут рассчитаны исходя из среднегодового числа штатных единиц (ставок) по каждой группе работников в 2011 году, среднемесячной ставки заработной платы по тарификации или штатному расписанию, с учетом экономии в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и наличия вакантных должностей в размере 5 %.

Расходы по начислениям на заработную плату будут рассчитаны с учетом изменения размеров страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 30,2% от расходов на заработную плату.

Расходы на питание в учреждениях бюджетной сферы будут рассчитаны исходя из утвержденной нормы расхода на 1 день по бюджету на 2011 год, планируемого числа дето-дней на 2012 год и с учетом прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен на 2012 год в размере 107,5%.

Расходы на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на 2012 год будут рассчитаны в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода и планируемой численностью получателей мер социальной поддержки на 2012 год. Расходы на оплату налогов будут рассчитаны по полной потребности учреждений.

3.Планирование ассигнований на содержание объектов благоустройства. Расходы бюджета на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа в 2012 году будут рассчитаны исходя из действующих тарифов, принятых на 2011 год с применением среднегодового индекса потребительских цен на 2012 год – 107,5 % и с учетом увеличения убираемых площадей.

Расходы бюджета на ремонт сетей наружного освещения, автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства в 2012 году будут рассчитаны на уровне исходного плана на 2011 год.

Затраты на содержание объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства в 2012 году будут рассчитаны на уровне исходного плана на 2011 год с учетом среднегодового индекса потребительских цен – 107,5%. Затраты на содержание сетей наружного освещения будут просчитываться с учетом прогнозируемого роста тарифов на электрическую энергию в 2012 году.

В целом расходы по отрасли "Образование" в  бюджете города на 2012 год просчитаны в сумме 16,7 млрд. рублей, что составляет 116% к уровню 2011 года. Об этом сообщила министр финансов региона Ольга Сулима, докладывая об основных параметрах областного бюджета на 2012 год на заседании правительства области 11 октября 2011г.

На содержание учреждений и оказание услуг будет направлено более 5 млрд. рублей. На исполнение полномочий органов местного самоуправления в области общего образования - 8,2 млрд. рублей.

В расходах предусмотрены средства федерального бюджета на модернизацию системы общего образования в сумме 700 млн. рублей. Средства будут переданы в муниципальные районы и городские округа на приобретение оборудования, пополнение фондов школьных библиотек, приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся, развитие школьной инфраструктуры, профессиональную переподготовку руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, организацию дистанционного обучения, осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

 

3.  ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 

3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска.

Таблица 3

Риски экономических статей расходов бюджета Нижегородской области по виду расходов «Вечерние и заочные средние образовательные школы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффи-

 

 

 

Коэффициент

 

 

 

 

 

циент

 

Наименование расхода

 

исполнения

 

Исполнение

 

Дисперсия

 

вариации,

 

 

 

плана

 

плана (%)

 

 

 

(%)

 

1. ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оплата труда

 

0,95

 

95

 

0,0179

 

14,07

 

Начисления на оплату труда

 

0,93

 

93

 

0,0561

 

25,39

 

Приобретение        предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

снабжения и расходных материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2

 

120

 

0,7449

 

72,14

 

Трансферты населению

 

0,99

 

99

 

0,1452

 

38,67

 

Всего прямых расходов

 

0,95

 

95

 

0,2418

 

16,38

 

2.КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортные услуги

 

1,33

 

133

 

0

 

0

 

Оплата услуг связи

 

1,1

 

ПО

 

0,7776

 

80,06

 

Оплата коммунальных услуг

 

0,78

 

78

 

0,1429

 

48,35

 

Капитальные вложения

 

1,08

 

108

 

0,2871

 

49,64

 

Всего косвенных расходов

 

0,81

 

81

 

0,1387

 

45,74

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

 

0,93

 

93

 

0,0240

 

16,65

 

Коэффициент вариации, характеризующий бюджетный риск, может изменяться от 0 до 100%. Чем больше этот коэффициент вариации, тем больше риск.

Высокой степенью риска характеризуются следующие статьи: «Оплата услуг связи» с риском 80,06%, «Приобретение предметов снабжения».

176

Умеренный риск наблюдается по статье «Оплата труда» (14,07%).

Расчеты также показали, что по прямым расходам риск равен 16% при исполнении плана на 95%. По косвенным расходам риск равен 46% при испол­нении плана на 81 %.

С целью снижения рисков косвенных расходов бюджета следует решать следующие задачи:

- совершенствован, методику планирования, усилить координацию (Ми­нистерства финансов, других министерств и ведомств) и контроль за условиями оплаты труда в учреждениях, финансируемых за счет областного и местного бюджетов;

- обеспечить действенный контроль за заключением договоров, опреде­ляющих обязательства бюджетных учреждений;

- усилить соблюдение бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;

- с целью устранения систематического риска расходов провести ревизию нормативно-правовой базы, исключив расходы, не обеспеченные реальными источниками финансирования.

Одним из способов снижения риска косвенных расходов является пере­ход к нормативному методу прямых и косвенных расходов, а именно установ­ление процентных соотношений в фиксировании прямых и косвенных расходов на единицу потребителя бюджетных услуг, а также целесообразность финанси­рования данных расходов за счет регионального (областного бюджета).

Управлением расходами региональных и местных бюджетов занимаются преимущественно финансовые органы администраций (правительств) субъек­тов РФ и муниципальных образований. Как правило, показатели повышения эффективности расходов в бюджетах не учитываются. Одной из основных про­блем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. В основе менеджмента должно лежать планирование бюджетных расходов в увязке с конкретными видами общест­венных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюд­жетной сети по оказанию общественных услуг.

Когда большинство региональных бюджетов дефицитно, вопрос о том, куда направить средства, не актуален. Перед финансовыми органами стоит проблема отсутствия прозрачных методик эффективного и конкретного плани­рования расходов бюджета. При этом основой для управления бюджетными расходами должны являться прозрачность финансовой отчетности, наличие нормативов и методик, в соответствии с которыми должны планироваться рас­ходы по всем уровня бюджетной системы.

Информация о работе Расходы бюджета на социально-культурные нужды