Расходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.).

Оглавление

Введение 2

Расходы федерального бюджета 5

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика. зубова.docx

— 36.10 Кб (Скачать)

      Оглавление 

      Введение                                                                                   2

      Расходы федерального бюджета                                            5    

      Список  используемой литературы                                       14 

 

      Введение 

     Как известно, бюджет государства можно  назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа  финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.).         На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП1. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления. Применительно к сегодняшнему дню, наиболее интересным становится переходный этап от одной общественной формации к другой (когда в недрах одной формации зарождается другая, более прогрессивная), что сейчас и происходит в Российской Федерации. Следствием этого процесса является отражение борьбы классов и групп в главном финансовом документе страны, бюджет которой является предметом самых напряженных споров в высших эшелонах власти.         Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.          На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.   Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике. Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.      Динамика бюджетных показателей свидетельствует о том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в России, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Расходы федерального бюджета.         Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета  является группировкой расходов,  отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств   федерального бюджета утверждается федеральным законом. Расходы  федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов   функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.             В соответствии с действующим законодательством в  Российской Федерации исключительно из федерального бюджет финансируются следующие виды расходов: обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной  палаты  Российской  Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в  международные организации, другие расходы в области международного  сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о      федеральном бюджете на очередной финансовый год); национальная  оборона   и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие  научно  -  техническому прогрессу; государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; компенсация государственным внебюджетным фондам  расходов  на  выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов Российской Федерации; федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; обеспечение осуществления отдельных   государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет; прочие расходы. Средства   федерального  бюджета   используются для финансирования мероприятий регионального и местного  значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: государственная  поддержка  отраслей  промышленности  (за  исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно - исследовательские, опытно  -  конструкторские и проектно  -  изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды,   охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение предупреждения и  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.                     Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

      1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

      2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

      Все расходы бюджета состоят из текущих  расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

      Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

      В условиях перехода на рыночные отношения  структура расходов федерального бюджета  претерпевает существенные изменения  — резко сокращаются бюджетные  ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные  вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование значительной части государственных предприятий  в акционерные общества, которые  должны осуществлять расширенное воспроизводство  за счет собственных средств и  ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

      Однако  и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора  экономики продолжает сохранять  свое важное значение.                                                                                          Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 1999 г. 

      Виды  расходов        млрд, руб

       

% к общей сумме расходов
Государственное управление 18,6 3,2
Международная деятельность 366 6 4
Национальная  оборона 93,7 16,3
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства  
51,3
 
8,9
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу  
11,6
 
2,0
Промышленность, энергетика, строительство, транспорт        

15,5

       

2,7

Сельское  хозяйство 9,3 1,6
Охрана  окружающей среды 2,9 0,5
Образование 20,9 3,6
Культура, искусство, средства массовой информации        

5,2

       

0,9

Здравоохранение и физическая культура 10,2 1,8
Социальная  политика 41,9 7,3
Обслуживание  государственного долга 166,8 29,0
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 43,4 7,5
Прочие  расходы 3,2 0,6
Целевые бюджетные фонды (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.)        

       

44,0

       

       

7,6

Итого 575,1 100,0
 

      Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:

    • государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;
    • финансирование:

      социально-культурных мероприятий, обороны страны,

      правоохранительной  деятельности, международного сотрудничества,

    погашение и  обслуживание государственного долга; финансовая поддержка регионов.

      1. В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации' угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям.

      Основные  средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается  финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку  развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

      Конверсия военного производства финансируется  не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита  по перепрофилированию оборонных предприятий  на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных  инвесторов, кредитов Европейского банка  реконструкции и развития (ЕБРР).

      Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.

      Правительством  РФ приняты решения: о реструктуризации до 2005 г. долга предприятий агропромышленного  комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных  ссуд, предоставленных предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов  РФ, расположенных в Дальневосточном  регионе, средств на компенсацию  тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения  задолженности федерального бюджета  по ссудам субъектам РФ, сельское хозяйство  которых пострадало от засухи.

      2. Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

      Значительное  внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению  минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей  дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

      Следует иметь в виду, что крупная часть  социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

      Развитие  здравоохранения предусматривает  его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение  лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.

      3. Расходы на оборону вызваны  необходимостью сохранения и  развития комплекса оборонной  промышленности, поддержания боеготовности  армии, продолжения разработки  новейших образцов вооружений, а  также усилением социальной защищенности  военнослужащих и членов их  семей, повышением окладов офицерскому  составу, ростом цен на военную  продукцию и рядом других причин. 

      Структура военных расходов на 1998 г.

Виды  расходов млрд. руб. % к общей сумме  военных расходов
Закупки вооружений и военной техники 15,1 18,5
Научно-исследовательские  работы 10,8 13,2
Капитальное строительство 3,3 4,0
Содержание  Вооруженных Сил 43,9 53,7
Расходы по проведению военной реформы 4,7 5,7
Прочие  военные расходы 4,0 4,9
Всего военные расходы РФ 81,8 100,0
 

      Таким образом наибольшие средства направляются на содержание Вооруженных Сил.

      Численность войск и воинских формирований всех силовых структур России составила  на сентябрь 1998 г. 2,3 млн. военнослужащих. Уже к 2000 г. все воинские формирования должны составить 1,8 млн. человек.

      В связи с сокращением Вооруженных  сил РФ в период проведения военной  реформы и необходимостью обеспечения  социальных гарантий увольняемых военнослужащих в 1998 г. должны быть использованы на эти  нужды дополнительные средства сверх  сумм, предусмотренных по разделу  «Национальная оборона». В связи  с этим образован целевой бюджетный  Фонд содействия военной реформе. В  этот фонд в 1998 г. равномерно в течение  года направляется 1% средств по всем расходным статьям федерального бюджета (за исключением расходов на национальную оборону и обслуживания госдолга), а также 5 % средств, поступающих  от приватизации федеральной собственности  на аукционах или конкурсах и  продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

      4. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 2,0 % от общей суммы расходов Федерального бюджета на 1999 г.

      5. Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).

      6. Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

      7. Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов.

      8. Наиболее значительный рост расходов  в последние годы произошел  по погашению и обслуживанию государственного долга (до 29% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (до 8% к общему расходу федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на 1 сентября 2000 г. установлен в сумме 678 млрд. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере более 140 млрд. долл. США.

      Бюджет  развития. Составной частью расходов федерального бюджета является также бюджет развития. Он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Информация о работе Расходы федерального бюджета