Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:02, курсовая работа
Данная курсовая работа представляет собой исследование расходов бюджетов, в частности систему финансового обеспечения здравоохранения для нахождения наиболее оптимальной модели финансирования отрасли охраны здоровья.
Введение
Состояние здоровья населения - весьма точный индикатор социально-экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос: смогут ли они не только выздороветь, но и выжить?
Данная курсовая работа представляет собой исследование расходов бюджетов, в частности систему финансового обеспечения здравоохранения для нахождения наиболее оптимальной модели финансирования отрасли охраны здоровья.
Актуальность работы определяется большим значением здоровья людей, как одной из главных ценностей государства. Конституция РФ гарантирует всем гражданам соблюдение и охрану их прав, одним из которых является право на достойное медицинское обслуживание. Но, существующая система охраны здоровья является неэффективной и во многом это объясняется недостаточностью финансирования, неправильным распределением бюджетных средств, и как следствие возрастанием коррупции в здравоохранении. Необходимо коренное реформирование системы финансирования здравоохранения и оплаты труда медицинским работникам, а значит пересмотр расходов бюджетов на здравоохранение.
Объектом исследования являются расходы бюджета в сфере здравоохранения, их классификация, и связанные с ними операции государственного управления.
Предмет исследования - сопоставление моделей финансирования здравоохранения различных стран для выбора оптимального направления в реформировании бюджетов охраны здоровья.
Цель
данной работы - определить особенности
различных моделей
Задачи обусловлены выбранной целью:
1.
Проанализировать системы
2. Описать основные направление реформирование системы финансирования здравоохранения и оплаты труда медицинских работников;
3. Сделать выводы, подчеркнув наиболее приемлемые реформы в системе финансового обеспечения здравоохранения, предложить свои идеи
Методология
исследования включает в себя метод
сопоставительного анализа, синтеза,
а также индукции.
Глава 1.
Система финансового обеспечения здравоохранения
Системы финансирования здравоохранения различаются между собой по источнику формирования финансовых средств и форме взаимодействия с медицинскими организациями. В мире доминируют бюджетные системы и системы обязательного медицинского страхования. Последние развиваются преимущественно на основе контрактной модели взаимодействия с медицинскими организациями. Бюджетные системы традиционно строились на основе интеграционной модели отношений с медицинскими организациями (слияния функций оказания и финансирования медицинской помощи). Но в последние годы и бюджетные системы в растущей мере строятся на основе контрактной модели.
Государственное бюджетное финансирование здравоохранения Российской Федерации развивается неравномерно по регионам, но постоянно возрастает. (таблица 1)
Таблица 1 - Показатели бюджетного финансирования здравоохранения РФ за 2008-2010 года
Год | Доходы триллионов руб. | Расходы триллионов руб. | ВВП триллионов руб. | Расходы на здравоохранение и спорт млн. руб. | Расход тыс. руб. исключительно на здравоохранение | Расходы тыс. руб. на медицинские исследования | Другие расходы тыс. руб. сферы здравоохранения |
2008 | 5046 | 4270 | 24380 млрд. руб. | 149,36 | 131297 | 1190,8 | 107648,3 |
2009 | 6965 | 5463 | 3122 | 199,654 | 172129,6 | 3109,3 | 128792 |
2010 | 6644 | 6570 | - | 185 | 163851,3 | 3900 | 511500 |
Действует приоритетный национальный проект «Здоровье» в 2009-2011 годах, в котором финансирование различных отраслей здравоохранение увеличивается и детализируется (Приложение). Одной из задач проекта является повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Для ее решения значительные средства будут направлены на техническое оснащение учреждений, оказывающих такую помощь на местах, а также увеличение оплаты труда их сотрудников - врачей, фельдшеров и медицинских сестер.
В
структуре бюджета
В Российской Федерации действует система солидарного обязательного медицинского страхования (ОМС), заведения здравоохранения находятся в основном в государственной и муниципальной собственности, финансирование системы здравоохранения осуществляется за счет государственного бюджета, средств ОМС (подушное финансирование), средства добровольного медицинского страхования (ДМС) и собственных средств граждан.
Медицинское страхование Российской Федерации проводится в обязательной форме, приобретая черты социального страхования, поскольку порядок его проведения определяется государственным законодательством. Обязательная форма страхования координируется государственными структурами. Страховые платежи, выплачиваемые гражданами и юридическими лицами, имеют форму налога. Обязательное медицинское страхование находится под жестким контролем государства и характеризуется бесприбыльностью. Эта форма организации страхового фонда дает возможность планировать медпомощь благодаря тому, что поступление средства к страховому фонду характеризуется стабильностью.
Обязательное
медицинское страхование
Для обязательного медицинского страхования характерно то, что уплата страхователями взносов осуществляется в установленных размерах и в установленное время, а уровень страхового обеспечения одинаковый для всех застрахованных.
По
условиям обязательного медицинского
страхования работодатели должны отсчитывать
от своих доходов страховые
В основу проведения обязательного медицинского страхования входят программы обязательного медицинского обслуживания. Эти программы определяют объемы и условия предоставления медицинской и лечебной помощи населению. Программа охватывает минимально необходимый перечень медицинских услуг, гарантированных каждому гражданину, который имеет право ими пользоваться.
Субъектами обязательного медицинского страхования являются страховщики, страхователи, застрахованные, медицинские учреждения.
При заключении договора страхования застрахованному выдается страховой медицинский полис.
Руководствуясь
Федеральным Законом «О медицинском
страховании граждан в
Добровольное медицинское страхование - это страховка, предоставляющая гражданам возможность получения медицинской помощи в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях в дополнение к системе государственного здравоохранения и ОМС.
Обязательное медицинское страхование оплачивается из единого социального налога и обеспечивает всех граждан в равном объеме медицинской помощью в лечебных учреждениях, работающих в системе ОМС. Но, в связи с недостатком финансирования, во многих из них невысокий уровень сервиса, очереди, а также дефицит на дорогостоящие исследования.
Альтернативой
бесплатному медицинскому обслуживанию
являются коммерческие клиники. Сотрудничать
с ними можно по двум направлениям:
обращаться в клинику напрямую или
заключить договор
Среди
важных проблем системы
Однако
за последние годы Российская Федерация
значительно увеличила затраты
на здравоохранение за счет государственного
бюджета, которое привело к
Значит, при разработке системы финансирования охраны здоровья важно также учитывать ряд вопросов, связанных с определением стандартов предоставления медпомощи, приоритетов развития ПМСД, особенностями разгосударствления системы здравоохранения, увеличивать долю финансирования частной медицины, учитывать создание новых организационно-правовых форм деятельности заведений здравоохранения, совершенствовать механизмы государственных гарантий, внедрять принципы закупки медицинских услуг.
Основная
часть функций в сфере
Перспективы
развития системы здравоохранения
Российской Федерации направлены на
законодательное