Расходы бюджетов на здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа представляет собой исследование расходов бюджетов, в частности систему финансового обеспечения здравоохранения для нахождения наиболее оптимальной модели финансирования отрасли охраны здоровья.

Файлы: 1 файл

Расходы бюджета на здравоохранение (1).doc

— 319.50 Кб (Скачать)

     Для повышения уровня здоровья населения  важно не только лечение, но и проведение профилактических мероприятий. Национальный проект "Здравоохранение" предполагает усиление профилактической направленности здравоохранения. К 2011 г. охват населения прививками против гриппа вырос до 22% против 15% в 2009 г.

     Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.

     Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда, которая рассматривается в современных условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации как эффективный инструмент обеспечения выполнения государственных обязательств по повышению качества оказываемых бесплатных социальных услуг.

     С учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости следует ожидать  увеличения потребности в средствах  материнского капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Планирование расходов на здравоохранение 

     Расходы бюджетов складываются, как было показано выше, из затрат на оказание амбулаторно-поликлинических  услуг, расходов на содержание стационарной сети  лечебно-профилактических учреждений, расходов на финансирование  целевых  программ в области здравоохранения.

     Планирование  расходов на амбулаторно-поликлиническое  обслуживание населения основывается на численности населения и нормативе  посещений на тысячу жителей. На основании  этих данных рассчитывается среднегодовое  число посещений больными врачей поликлинических учреждений. При этом учитывается специфика оказания помощи  врачами отдельных специальностей. Сведения об объемах посещений и временных нормативах на прием специалиста позволяют определить необходимое количество врачей и специалистов среднего медицинского звена.

     Показатели  средней стоимости посещения  того или иного специалиста позволяют  определить суммарный объем затрат на амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения.

     Рассмотрим  на примере города с численность  населения 100 тыс. человек.

     Норматив  посещений определен в размере 9100 посещений на 1000 жителей.

     Число посещений за год составит Чп=100000 : 1000 х 9100 = 910 тысяч посещений. Стоимость  одного поликлинического посещения  в зависимости от профиля  заболевания  колеблется в пределах 20-30 рублей. При среднем показателе стоимости одного посещения в 26 рублей, затраты на поликлиническое обслуживание (Рпол.) составят  23660 тыс. рублей.

     Однако  следует  учитывать, что из бюджета  финансируется лечение только части  заболеваний, в соответствии с Программой ОМС. Расходы на лечение  этих заболеваний  в поликлиниках составляют 6-7% от всех затрат. В результате расходы бюджета на поликлиническое обслуживание населения составят в нашем примере примерно 1,5 млн. рублей.

     Расходы на стационарное лечение в нашем примере рассчитываются на основании численности населения и норматива койко-дней на 1000 жителей.

     Норматив  составляет 2000 койко-дней на 1000 человек. Стоимость одного койко-дня (СТкд) колеблется от 150-180 руб./день. В качестве средней величины возьмем 167 руб./день.

     Число койко-дней за год составит:  Чкд =100000 : 1000 х 2000 =  200 тыс. койко-дней за год.

     Расходы на стационарное лечение Рст = СТкд х Чкд =167 х 200000 = 33,4 млн. рублей в год. Учитывая, что доля бюджетных расходов в стационарном лечении составляет около 20%, расходы бюджета составят порядка 6.5 млн. рублей.

     Расходы на организацию скорой медицинской  помощи рассчитываются исходя из численности  населения, норматива числа вызовов  на тысячу человек и стоимости одного вызова.

     Для города с численностью 100 тыс. жителей, при 540 вызовах на 1000 жителей и  стоимостью одного вызова 300 рублей, расходы  на скорую помощь (Рск) составят 16,2 млн. рублей. Поскольку скорая медицинская  помощь финансируется  за счет бюджета, то вся эта сумма должна быть выделена из бюджета.

     Расходы на поддержание системы здравоохранения (Рпод) составляют весьма значительную часть затрат в общем объеме и  рассчитываются с учетом потребностей в приобретении оборудования, проведения ремонта зданий и оборудования и расходов.  Эта сумма на основании соответствующих заявок на обновление оборудования,  проектов и смет капитального ремонта определена в нашем примере в размере 50 млн. рублей.

     Следующей важной статьей затрат, присущей только муниципальному уровню, является страхование неработающего населения. Расходы определяются на основании численности неработающих граждан и норматива на страхование одного неработающего, который в нашем субъекте РФ определен на 2009год в сумме 485 рублей на 1 неработающего гражданина.

        Число неработающих граждан, включая  детей, школьников, студентов, пенсионеров  и безработных составляет 55 тыс.  человек. Расходы из бюджета  на  обязательное медицинское  страхование (Рстр) составят 26,7 млн.  рублей.

     Таким образом, общий объем расходов муниципального образования в нашем примере  составит:

     Роб = Рпол.+ Рст+ Рск+Рпод+Рстр= 1,5+6,5+16,2+50+26,7= 100,9 млн. рублей в год.

     17 марта 2003 года Правительство РФ  приняло постановление № 158, согласно  которому  обязательное медицинское  страхование пенсионеров  должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ  или централизованно за счет муниципальных бюджетов.

     При планировании расходов конкретного  учреждения здравоохранения затраты  рассчитываются в соответствии с  экономической классификацией на оплату труда, приобретение  материалов, оплаты коммунальных услуг и т. д.

     Свод  расходов по сметам бюджетных учреждений, расходы на финансирование целевых  программ и финансирование затрат на страхование неработающего населения  в рамках программы обязательного медицинского страхования позволяют получить планируемые расходы бюджета на здравоохранение на очередной год.

     Необходимо  также отметить, что при планировании расходов на здравоохранение учитывается  возрастная структура населения: численность населения моложе трудоспособного возраста и численность населения старше пенсионного возраста. При превышении численности данных категорий населения средне-региональные показатели для расчета затрат по муниципальному образованию могут вводиться повышающие коэффициенты затрат на здравоохранение  по данному образованию. Введение подобных норм основаны на данных медицинской статистики, показывающих, что дети и старики болеют чаще, чем население среднего возраста.

     Результаты  более десяти лет реформ здравоохранения в России оказались малоутешительными. C одной стороны, качество и объем услуг, здоровье населения России продолжают ухудшаться, а материально техническая база учреждений здравоохранения нуждается в обновлении. С другой стороны, в ходе развития системы ОМС возникли серьезные проблемы, а именно неравномерность развития ОМС по охвату, как населения, так и медицинских учреждений, трудности со сбором взносов на ОМС, не целевое использование средств, дополнительные административные и организационное расходы на содержание новой системы, задержка фондами ОМС и страховыми компаниями оплаты медицинским учреждениям оказанных услуг, слабый контроль с их стороны за качеством медицинских услуг.

     Что касается структуры российского  здравоохранения, то уважаемые исследования показывают, что существовавшие ранее различия в качестве и объеме медицинской помощи, наличии медицинских кадров как между регионами, так и между городской и сельской местностью стали еще более заметными.

     Таким образом, получается, что введение ОМС стало самоцелью, но тоже оказалось в кризисе и по существу превратилось в простое перераспределение средств на здравоохранение. Это вызывает сомнения в целесообразности использования механизмов обязательного медицинского страхования для реформы российского здравоохранения и ставит вопрос о необходимости другого пути развития. И варианты, кстати, уже хорошо зарекомендовавшие себя в России есть. Это бюджетная медицина.

     Следует отметить, что реформы начались без  должной оценки советской модели здравоохранения, закономерностей ее становления и развития. До сих пор непонятно, что собственно не устраивало в государственной модели здравоохранения, суть которой заключалась в бесплатном оказании медицинских услуг населению государственными медицинскими учреждениями с целью обеспечения равного доступа всех категорий населения к медицинской помощи. Это вполне соответствует риторике современных реформаторов здравоохранения.

     При этом пример развитых капиталистических  стран убедительно подтверждает, что бюджетное здравоохранение и активное участие государства в охране здоровья граждан вполне совместимо с рыночной экономикой. Важнейший методологический порок российской реформы состоит в том, что страховая система отождествляется с рынком, тогда как бюджетная ему противопоставляется. Однако наличие в стране рыночной экономики не является препятствием для активного участия государства в охране здоровья граждан. Бюджетное здравоохранение вполне совместимо с рыночной экономикой. Наиболее наглядный пример - Великобритания, где с конца 40-х гг. прошлого века действует Национальная служба здравоохранения, финансируемая из государственного бюджета. Более того, реформы, проводимые в стране, в настоящее время не затронули основного источника финансирования - механизмы рыночного типа были введены в области предложения, в то время как спрос, определяемый финансовыми возможностями, по-прежнему контролируется государством.

     Преимущества  государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Да, государственная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки. Однако анализ различных систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, скорее всего не только приведет к возникновению проблем, аналогичных тем, которые существуют в бюджетной медицине, но и ряду новых. Одна из главных проблем современного здравоохранения -- рост расходов на медицинское обслуживание. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют их сдерживать. На противоположном полюсе децентрализованные системы.

     Получается  парадокс. С одной стороны, бюджетной  медицине нет равных в сдерживании  расходов на здравоохранение, с другой стороны, обществу внушают, что средств на здравоохранение не хватает, а в результате выбирают изначально затратный вариант, в то время как малозатратная система по существу игнорируется.

     Как можно объяснить эту ситуацию? Российское правительство заявляет, что реформы здравоохранения  проводятся для того, чтобы обеспечить доступ населения к высококачественной медицинской помощи. Впрочем, другой риторики трудно ожидать от руководства государства, провозгласившего себя социальным. Но на практике предлагаются мероприятия, которые не решают декларируемую задачу, а более того, ведут к ухудшению общей ситуации, противореча самому пониманию феномена реформы как улучшения. Это дает основания предположить, что есть и другие движущие силы изменений, может быть более сильные, чем лежащий на поверхности и официально декларируемый мотив. Это тем более важно, так как в здравоохранении концентрируют значительные экономические (материальные, финансовые и человеческие) ресурсы, которые, очевидно и являются объектом борьбы интересов.

     При этом следует помнить следующее. Традиционно врачи в России находились на переднем плана борьбы за здоровье населения, из их среды вышли многие выдающиеся общественные деятели. Сегодня монополия врачей на руководящие административные должности в системе здравоохранения приводит к тому, что они оказались в глазах населения напрямую связанными с процессами коммерциализации российского здравоохранения. Кстати, тот факт, что врачи все больше увлекаются платными медицинскими услугами и приводит к тому, что наша система из здравоохранительной превращается в систему по оказанию медицинских услуг, и только.

     В развитых странах принимается как  аксиома, что ресурсы здравоохранения  должны распределяться справедливо. При  этом можно выделить справедливость возможности доступа к ресурсам здравоохранения и возможности их использования и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения. Право на охрану здоровья признается в числе основных прав человека. Общество по особому относится к здоровью и медицинским услугам как потребности, граждане хотят верить, что никто не останется без медицинской помощи просто потому, что не может ее оплатить. Справедливое финансирование здравоохранения должно обеспечить финансовую защиту для всех. Подразумевает, что риски, с которыми сталкиваются граждане в системе здравоохранения, распределены в соответствии с их возможностью платить, а не риском заболеть. Система здравоохранения, где люди беднеют потому, что им нужно оплатить медицинскую помощь или они вообще ее не могут получить из-за отсутствия средств, признается несправедливой

Информация о работе Расходы бюджетов на здравоохранение