Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

При финансировании расходов на медицину были реализованы подходы, в основу которых положен норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя города Могилева  в сумме 253,1 тыс. р. (среднеобластной норматив на одного жителя – при планировании расходов на медицину –  416,3 тыс. р.).   

Произошло увеличение расходов в 2009 году на жилищно-коммунальные услуги в сумме  32 644 681,0 тыс. р., удельный вес в общей  сумме расходов составляет 25 %.  Увеличение произошло за счет роста цен и тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги по обслуживаемому организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищному фонду. 

Финансирование расходов по физической культуре и спорту сложилось  сумме 18 245 964,0 тыс. р., темп роста составил 174,3 % или в абсолютных единицах – 7 779 815,0 тыс. р. к уровню 2008 года. Увеличение связано с тем, что в 2008 году осуществлялась реализация Программы развития туризма в  г. Могилеве на 2006-2010 годы.

Значительно увеличились расходы на социальную политику, увеличение составило 2 564 041,5 тыс. р. или на 19,2 процентных пункта к уровню 2008 года.

В Беларуси действует  эффективная система социальной защиты всех категорий граждан. Одним из важнейших направлений политики является усиление государственной поддержки семей. С 2001 года в республике действует адресная социальная помощь,  направленная на поддержание минимально гарантированного уровня доходов малообеспеченных граждан.

17 декабря 2007 года  вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах  и гарантиях для отдельных категорий граждан». Освобождаемые от упорядочения льгот средства направляются на бесплатное питание школьников, создание современной базы медицинских учреждений и всестороннюю поддержку многодетных семей.

 

 

3 Направления повышения эффективности формирования местного

  бюджета города Могилева

 

Работа по увеличению государственных доходов и изысканию  дополнительных источников финансирования бюджетных расходов ведется с момента  обретения республикой суверенитета. Но в последние годы это направление деятельности приобретает более системный характер.

Определяющим фактором, осуществляющим влияние на размер местного бюджета является объем налоговых поступлений, который зависит от отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса, степени развития организаций и учреждений. Всегда существует определенная зависимость между объемами реализованной продукции, выполненными работами, предоставленными услугами, произведенной добавленной стоимостью и размерами налоговых поступлений. Проведенный анализ доходной части бюджета города Могилева позволил выявить пути ее увеличения, которые определяются следующими резервами.

Наиболее актуальной проблемой в увеличении доходной части бюджета является распределение нормативов отчислений по регулируемым налогам между бюджетом города и бюджетом области, т. е. городу устанавливаются нормативы отчислений от общегосударственных доходов и налогов, в то время как значительная доля регулирующих доходов остается в областном бюджете. Так, при увеличении норматива отчислений по подоходному налогу с 80 % до 87 % дополнительное поступление доходов составит 11,8 млрд. р., увеличение норматива отчислений по налогу на прибыль с 25 % до 30 % позволит привлечь в бюджет 6,6 млрд. р.

Следует отметить, что  городской Совет депутатов не в полной мере использует свое право по применению повышающих коэффициентов к ставкам по налогам. Так, при увеличении городским Советом депутатов ставок на налогам на землю и недвижимость для юридических лиц в два раза, бюджет города мог бы получить дополнительно 13,6 млрд. р., в том числе по налогу на недвижимость – 7,9 млрд. р., по земельному налогу – 5,7 млрд. р.

Несмотря на недостаток собственных средств, местными органами власти предоставляются льготы отдельным категориям плательщиков по налогу на недвижимость, земельному налогу, государственной пошлине, местным налогам и сборам. За 2009 год потери бюджета города Могилева за счет предоставления льгот составили 0,457 млрд. р. В этой связи было бы правомерным уточнение налогового законодательства в части, регламентирующей право местных органов власти изменять ставки и предоставлять льготы по собственным и закрепленным налогам и доходам местного бюджета. То есть такое право местные Советы депутатов могут использовать только при условии обеспечения установленного для них уровня собственных доходов в объеме доходов местных бюджетов.

Не на должном уровне структурами Могилевского горисполкома ведется работа по созданию новых  производств и предприятий, что позволило бы при увеличении действующей сети в 1,5 раза дополнительно привлечь в бюджет города в виде налогов более 7,2 млрд. р., а при увеличении рентабельности действующих предприятий на 1 % в бюджет города дополнительно поступило бы налога на прибыль в сумме 1,1 млрд. р. Снижение затрат на производство продукции (работ, услуг), внедрение в производство более производительного и менее энергоемкого оборудования позволит увеличить размер налога на прибыль еще на 0,6 млрд. р., а при реализации  запасов готовой продукции на складах, увеличении объема выпуска продукции и платных услуг на предприятиях привело бы к росту отчисляемых налогов с выручки, включая налог на добавленную стоимость в сумме 44,3 млрд. р.

Одной из мер по увеличению доходной части бюджета города может стать и система мер по пересмотру установленных ставок государственной пошлины. В результате увеличения их размера на 5 % в бюджет может быть дополнительно получено порядка 0,25 млрд. р. Предлагаю также расширить состав отдельных юридически значимых действий и документов.

Заслуживает внимания система  местных налогов и сборов. Практика применения этих налогов показала, что они не играют существенной роли в формировании доходов местных  бюджетов. Предлагаю расширить перечень местных налогов и сборов, при этом необходимо установить две границы каждого налога – минимальную и максимальную, чтобы предоставить возможность местным Советам дифференцировать отдельные ставки налогов. Вместе с тем, необходимо расширить полномочия местных Советов по введению этих налогов, следует предоставить им право введения на своей территории налогов, не предусмотренных Законом о бюджете.

Реформирование отечественной  налоговой системы, направленное на оптимизацию структуры налогов  и снижение налоговой нагрузки приводит к сокращению доходов как государственного бюджета, так и бюджета города. В свою очередь решение социальных задач, поддержание высокого уровня социальной защищенности граждан требует значительных бюджетных расходов. Поэтому одной из главных задач при формировании бюджета города является изыскание резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов.

Необходимо активизировать  работу по развитию лотерейной деятельности по местным лотереям. Могилевский горисполком является учредителем постоянно действующей местной тиражной лотереи «Я люблю Могилев» и мгновенной лотереи «Звездочет», которые проводятся один раз в год. Доход от реализации билетов данных лотерей в 2009 году составил 40,0 млн. р. Очевидно, что необходимо увеличивать количество проведения тиражей лотерей и повышать их привлекательность для населения. При проведении лотерей два раза в год в бюджет дополнительно поступит 80 млн. р.

Качественный анализ, проведенный на основании инвентаризации основных фондов, находящихся на балансе коммунальной собственности города показывает, что еще не полностью реализована возможность по сдаче в аренду имущества, находящегося в собственности города. Так, в коммунальной собственности города находится 140 объектов, при сдаче в аренду которых можно дополнительно привлечь в бюджет около 1,5 млрд. р. (2009 год – 4,8 млрд. р.)

Считаю, что немаловажным источником увеличения доходной части  бюджета может стать получение  процентов за размещение свободных  финансовых ресурсов местных бюджетов на депозитных счетах в банке.

Увеличение доходов  бюджета может быть за счет размещения наружной рекламы и использования городской среды в рекламных целях. Но решить должным образом этот вопрос городу Могилеву пока еще не удается. При надлежащем контроле за размещением наружной рекламы на транспорте, объектах коммунальной и частной собственности, потенциал рекламного рынка позволит наращивать доходную часть бюджета.

Следует активизировать работу по проведению аукционов по продаже земельных участков в частную собственность для индивидуального жилищного строительства и на право заключения договоров аренды земельных участков;  по вовлечению в хозяйственный оборот неэффективно используемого и неиспользуемого государственного имущества, средства от реализации которого подлежат перечислению в бюджет.

Необходимо также отметить, что  важным моментом в увеличении роста  поступлений доходной части бюджета  является привлечение иностранных  инвестиций в производственную сферу. Инвестиционная привлекательность города определяется рядом факторов, основными из которых являются выгодное экономико-географическое положение, социальная и экономическая стабильность, благоприятные природно-климатические условия, высокий научно-технический и промышленный потенциал, наличие квалифицированных кадров, продуманная законодательная база. Основная доля инвестиций должна быть направлена на техническое перевооружение реального сектора экономики, что будет способствовать значительному росту промышленного производства города, что очень важно. Ведь в результате в город поступят современные технологии, будут созданы новые рабочие места, возрастут отчисления в бюджет. Привлечение иностранных инвестиций позволит реализовать крупномасштабные социально значимые проекты, направленные на решение ряда первоочередных городских задач. Это и развитие инфраструктуры города, и обеспечение жителей доступным жильем и объектами социального обслуживания, формированием современного архитектурно-эстетического облика города и его экологически чистой окружающей среды. В 2008 году в городе начаты новые инвестиционные проекты, такие как производство оконных систем «Монблан» из ПВХ, выпуск спиртосодержащих напитков и виноградных вин.

За 2009 год организациями  привлечено 38,9 млн. долларов США иностранных инвестиций, в том числе прямых – 27,4 млн. долларов США.

Основные направления  по увеличению доходной части бюджета  и выявлению ее резервов представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Основные показатели увеличения доходной части бюджета

        В миллиардах  рублей

 

Показатели

 

2009 год

Предполагаемое

 увеличение

 доходов

резерв

сумма

1

2

3

4

Увеличение норматива  отчислений по подоходному налогу

134,7

11,8

146,5

Увеличение норматива  отчислений по налогу на прибыль

 

 

33,2

6,6

 

 

40,4

Поступление налога на прибыль за счет снижения затрат на производство

 

0,6


 

 

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

Установление повышающего  коэффициента по налогу на недвижимость

49,9

7,9

57,8

Установление повышающего  коэффициента по земельному налогу

27,5

5,7

33,2

Создание новых производств и предприятий

7,2

7,2

Увеличение рентабельности на 1 % действующей сети предприятий

1,1

1,1

Поступление налога на добавленную  стоимость за счет реализации запасов готовой продукции на складах

 

37,9

 

44,3

 

82,2

Пересмотр ставок по госпошлине

5,0

0,3

5,3

Проведение лотерей

0,4

0,8

1,2

Сдача в аренду неиспользуемого  имущества

4,8

1,5

6,3

Итого

293,4

87,8

381,2


 

Анализ показал, что  для эффективного проведения бюджетной  политики в области выработки  и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствования налоговой политики, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций.

Формирование расходной части  бюджета производится исходя из возможностей доходной части. Устойчивое и динамичное развитие отраслей экономики города, достижение основных прогнозных параметров, рост объемов производства продукции, выполнения работ и оказанных услуг, мобилизации дополнительных доходов в бюджет является основой для успешного выполнения расходной части бюджета.

В последние годы произошли  значительные изменения в составе и структуре расходов бюджета, выразившиеся в сокращении удельного веса затрат на отрасли хозяйства при одновременном увеличении расходов на социально-культурные мероприятия. Наметилась устойчивая тенденция социальной направленности бюджета, которая продолжается оставаться приоритетной на протяжении ряда лет.

Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти