Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Повышение эффективности  использования бюджетных средств  должно осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования,  обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности учреждений и организаций.

С целью систематизации работы над всеми бюджетными программами, проектами бюджетных программ, внедрения  в бюджетный процесс программно-целевого метода Министерством финансов Республики Беларусь  разработана форма паспорта бюджетной программы и механизм его использования в бюджетном процессе. Паспорт составляется по всем реализуемым за счет бюджетных средств программам.

В связи с тем, что  количество программ из года в год будет расти, следует внедрить программную классификацию расходов бюджета с раздельным отражением всех расходов, предусмотренных по утвержденным программам. Программная классификация позволит группировать расходы по крупным стратегически важным программам и вести их отдельный учет. В текущем году бюджетом города предусмотрено финансирование 19 социальных программ в объеме 111 059,5 тыс. р., из них 46 % являются программами, направленными на развитие отрасли «Здравоохранение».

Включение в паспорт бюджетной программы информации о реализации программы в очередном финансовом году и следующие за ним два года создает основу для перехода на среднесрочное бюджетное планирование, обеспечивает большую прозрачность и ясность при планировании бюджетных расходов.

Министерство финансов Республики Беларусь начало формировать  отдельные параметры бюджета на среднесрочную перспективу (3 года). В соответствующем документе будут укрупнено расписаны основные источники пополнения бюджета, а также направления расходования средств государства. Предполагается, что эти параметры будут закреплены решением правительства. Сам же бюджет будет утверждаться традиционно – законом на 1 год. Переход на среднесрочное бюджетное планирование повысит качество бюджетного планирования, увеличит горизонты планирования. Позволит осуществить более строгий учет всех действующих обязательств.

Среднесрочное бюджетное  планирование должно предусматривать  следующие цели:

– информирование государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы;

– оценка финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

–  выявление необходимости и возможности осуществления в перспек-тиве мер в области финансовой политики;

– отслеживание долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Среднесрочное планирование будет ежегодно корректироваться с  учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Итак, основная цель среднесрочного бюджетного планирования – анализ эффективности всех расходов бюджета. Данный вид планирования позволит, не отказываясь от состоявшихся решений по социально-экономическому развитию, более оперативно вносить коррективы в сроки их реализации с учетом складывающейся ситуации. Трехлетний бюджет обяжет с особой тщательностью подходить к вопросам обеспечения действующих и принятия новых расходных обязательств, подтолкнет к скорейшему переходу планирования бюджетных расходов по конечному результату, к экономному и эффективному использованию бюджетных средств. В современных условиях проблема экономии становится особенно актуальной.

Следует остановиться на некоторых вопросах рационального использования средств бюджетом города. Так, при планировании расходов на отрасль «Здравоохранение» используются подходы, в основу которых положен норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя региона. Данный норматив исчисляется расчетным путем на основании данных о фактических расходах прошлых лет. Такой норматив не отражает реальной потребности учреждений в финансовых ресурсах, а лишь закрепляет действовавший годами остаточный принцип финансирования. Но в дальнейшем по мере укрепления доходной базы бюджета и увеличения бюджетных ресурсов необходимо от финансирования по расчетным нормативам бюджетной обеспеченности на одного жителя перейти к финансированию непроизводственной сферы по специально разработанным нормативам с учетом перспективных потребностей (мировой уровень). Это позволит в законодательном порядке закрепить долю соответствующих расходов в ВВП или в объеме расходов бюджета. Таким образом, для решения проблем региональных бюджетов требуется реформирование бюджетного процесса в целом, упорядочение и сбалансирование финансовых отношений между регионами.

Серьезного улучшения  требует работа по оказанию государственной  поддержки субъектам хозяйствования. Необходимо сократить предоставление всякого рода отсрочек и рассрочек задолженности субъектов хозяйствования по платежам в бюджет, особенно на длительный период (5 и более лет).

Как показывает практика, одни и те же субъекты хозяйствования  по окончании срока действия господдержки, предоставленной одним нормативно-правовым актом, тут же получают её снова.

Расходная часть бюджета  наиболее ярко отражает последствия  экономических и социальных процессов. Поскольку расходная часть бюджета города имеет социальную направленность, то приоритетным в совершенствовании бюджетной политики в настоящий момент  выступает выработка новых подходов к формированию расходов на содержание бюджетных организаций.

В социальной сфере стратегическая линия должна заключается в развитии эффективной системы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и туризма.  Для этого необходимо оптимизировать сеть непроизводственной  сферы  таким образом, чтобы количество  ее   учреждений   и качество предоставляемых услуг напрямую соответствовало потребностям населения.

Аналогичная ситуация складывается и по отрасли «Образование».  Отдел  образования Могилевского горисполкома  во исполнение требований Закона Республики Беларусь и по поручению управления образования облисполкома неоднократно  обращался в городской исполнительный комитет  с предложением о придании учреждениям образования города статуса юридических лиц (справочно: за счет средств бюджета города Могилева финансируются 149 учреждений образования, из них 140 не имеют статуса юридического лица).

Придание статуса юридического лица учреждениям образования связано с дополнительными расходами (расходы на регистрацию, получение лицензий, оформление печатей и др.), децентрализацией бухгалтерского учета, увеличением штатной численности, ростом документооборота и отчетности.

Существующая система  ведения бухгалтерского учета обеспечивает выполнение поставленных перед учреждениями образования города задач. Децентрализация бухгалтерского учета приведет к ослаблению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Кроме того, так как  в соответствии с действующим  законодательством процедуру  централизованных закупок могут проводить только юридические лица, то указанная реструктуризация значительно усложнит  проведение тендера, сделав его  не централизованным, а индивидуальным для каждого учреждения.  А это – рост документооборота, затраченных усилий и  времени.

В свое время внедренная в городе Могилеве новая модель управления организации здравоохранения также имеет ряд значительных недостатков.

При внедрении указанной модели было ликвидировано управление здравоохранения Могилевского горисполкома и образованы: центральная больница на базе МСЧ ПО «Химволокно» и центральная поликлиника г. Могилева – на  базе городской поликлиники № 1. Центральная поликлиника г. Могилева стала правопреемником ликвидированного управления здравоохранения.

В результате данной реорганизации  структуры здравоохранения г. Могилева и Могилевского района  из ранее существующих 26 юридических лиц  было образовано 10 организаций здравоохранения, имеющих статус юридического лица. Остальным организациям здравоохранения был присвоен статус филиалов юридических лиц, выделенных на обособленный баланс. При этом филиалы имеют штатные единицы бухгалтеров.

Таким образом, внедрение  новой модели управления организациями здравоохранения в г. Могилеве и Могилевском районе сделало  более доступной медицинскую помощь населению, но экономического эффекта проведенное мероприятие не дало. Одновременно с тем координирующая и контролирующая функция нынешнего органа централизованного управления учреждениями здравоохранения не совсем соответствует былой. Кроме того, указанная реструктуризация  привела к затратам в сумме более 1,5 млрд. р.

Основной задачей в  области здравоохранения на данном этапе является улучшение состояния здоровья населения, для чего необходимо: активизировать работы по проведению целевой диспансеризации населения; увеличить виды и объемы высокотехнологичной медицинской помощи; укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений; повысить эффективность использования финансовых и материальных ресурсов. Кроме того, система централизованных закупок  медицинского оборудования за счет областного бюджета также требует совершенствования. Думаю, учреждения здравоохранения города самостоятельно могут определить  свою потребность  в оборудовании и провести закупку.

Поскольку в учреждениях  здравоохранения города проходят курс лечения не только жители города, но и жители районов области, то при планировании расходов на медицину кроме норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя целесообразно также  учитывать и территориальную структуру  пациентов.

Основной задачей социальной политики выступает сохранение  роста реальных доходов населения. Для этого необходимо, прежде всего, создать условия для  экономической заинтересованности в активной трудовой деятельности. Обеспечить справедливую оплату труда. Требуют дальнейшего совершенствования меры по реформированию пенсионного обеспечения, усилению адресности социальной помощи, поддержки семей с детьми и одиноких пожилых граждан, развитию учреждений социального обслуживания. Реализация намеченных мер  позволит обеспечить  прирост реальных денежных доходов населения на 9-10 % в год.

Что касается планирования средств по предприятиям, оказывающим  жилищно-коммунальные услуги, то здесь также существует ряд нерешенных проблем:

– в связи с возникающими вопросами по несвоевременному возврату в бюджет бюджетных ссуд, необходимо проработать вопрос отнесения данного вида платежа в первоочередную группу;

– в части возмещения расходов по проживанию в общежитиях работников сторонних организаций. Организации бюджетной сферы, работники которых проживают в ведомственных общежитиях, не имеют источников для возмещения части затрат по содержанию общежитий, не покрываемых доходами населения и бюджетными средствами в пределах нормативов;

– предприятиям городского пассажирского транспорта, а также предприятиям, оказывающим услуги жилищно-коммунального характера, действующим законодательством предусмотрен механизм выделения бюджетных средств на расходы, не относимые на себестоимость, размер которых определяется в процентном отношении от себестоимости. Составляющей частью данных расходов являются и выплаты социального характера. Это говорит о том, что на сегодняшний момент у предприятий отсутствует стимул сокращать себестоимость оказываемых услуг. Кроме того, нормативными актами не определен четкий перечень  расходов по выплатам социального характера, что в свою очередь, порождает различный подход предприятий в направлении полученных из бюджета средств на данные цели.

В целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения  оперативного финансирования государственных  программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств  бюджета города финансирование учреждений и организаций осуществляется через управление государственного казначейства. Среди основных задач, решение которых связано с исполнением бюджета города через орган государственного казначейства, можно выделить:

– повышение эффективности  управления государственными расходами на местном уровне;

– достижение максимальной прозрачности бюджетно-финансовых операций;

– усиление контрольных  функций.

Схема исполнения бюджета  в казначейской системе характеризуется  движением денежных потоков между  всеми участниками процесса исполнения бюджета города:

– по формированию росписи  расходов и смет учреждений;

– по организации финансирования;

– по формированию отчетности об исполнении бюджета и смет учреждений.

Главный принцип исполнения бюджета через казначейскую систему  – финансирование при наличии плановых ассигнований, что способствует усилению требовательности к качеству плановой работы финансового управления и  распорядителей средств, а также оперативному внесению изменений в роспись.

При исполнении бюджета  через казначейскую систему углубился финансовый контроль со стороны государства за операциями с бюджетными средствами, которые осуществляют бюджетные организации. Эта система предварительного и текущего контроля, с помощью которых удается предотвратить нецелевое использование средств бюджета, добиться соблюдения требований сметной дисциплины, контролировать выполнение договорных обязательств между бюджетными организациями и поставщиками товаров, работ, услуг.

Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти