Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву; 
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.
Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников
- верхний предел объёма ассигнований (доходная часть местного бюджета) - всего и по его основным направлениям;
Совет депутатов по докладу исполкома рассматривает проект бюджета и нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие бюджеты, а также заключение и содоклад постоянных комиссий и принимает решение об утверждении бюджета либо отклоняет предложенный вариант бюджета и отправляет его на доработку.
Утверждённый местный бюджет носит обязательный характер для выполнения исполнительным комитетом Совета депутатов, предприятиями, объединениями и организациями всех форм собственности и учреждениями, расположенными на территории Совета. В нём отражается:
Исполнительные комитетов местных Советов депутатов, местные финансовые органы, инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, городам и районам организуют исполнение бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов, экономическое расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Местные бюджеты исполняются 
в соответствии с росписью доходов 
и расходов с поквартальным 
В процессе исполнения бюджета 
исполнительные комитетов местных 
Советов депутатов могут 
Доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии расходов, полностью остаются в распоряжении Советов депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
В случаи временных кассовых разрывов или исполнении местных бюджетов по ходатайствам исполнительных комитетов местных Советов депутатов могут быть выданы ссуды:
Возврат полученных ссуд производится в пределах текущего года.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные комитеты и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием средств по целевому назначению производится финансовыми органами и инспекциями Министерства по налогам и сборам.
Отчёт об исполнении областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется финансовым управлением (отделом) исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов. Отчёт об исполнении бюджета города районного подчинения, поселкового бюджета и бюджета сельсовета составляется исполнительным комитетом соответствующего Совета депутатов.
Постоянные комиссии областного, Минского городского, районного, городского (городов областного и районного подчинения), поселкового и сельского Советов депутатов рассматривают отчёт об исполнении бюджета, составляют заключение и представляют его соответствующему Совету депутатов.
Отчёт об исполнении местного бюджета утверждается соответствующим Советом депутатов и публикуется в печати для всеобщего сведения.
 
2 Анализ бюджета города 
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
Центральным показателем бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого финансовыми организациями для оценки финансового состояния.
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов местного самоуправления и образующих их финансовые ресурсы.
Бюджет города Могилева разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, прогноза социально-экономического развития города на 2009 год, действующего налогового и бюджетного законодательства, анализа и динамики исполнения бюджета за предыдущие годы, исходя из ожидаемого исполнения бюджета в текущем году и расчетных показателей, доведенных областным финансовым управлением.
Доходы бюджета города Могилева формируются за счет:
1) налогов, сборов (пошлин):
– подоходного налога с физических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в областной бюджет);
– налога на прибыль (за исключением отчислений, зачисляемых в областной бюджет);
– налога на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, полученного по лотереям, учредителями которых является облисполком);
– земельного налога;
– налога на недвижимость;
– налога на добавленную стоимость;
– налога с продаж;
– налога при упрощенной системе налогообложения;
– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
– единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
– акцизов по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджет государственного учреждения «Свободная экономическая зона «Могилев»);
– налога на игорный бизнес;
– налога на услуги;
– сборов с пользователей;
– налога за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
– платы за размещение наружной рекламы;
– других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
2) неналоговых доходов:
– за пользование банками денежными средствами бюджета города;
– по бюджетным займам, предоставленным за счет средств бюджета города;
– от реализации бесхозяйного имущества и кладов;
– от реализации городского коммунального имущества, в том числе от продажи гражданам Республики Беларусь земельных участков, находящихся в государственной собственности;
– от сдачи в аренду находящегося в городской коммунальной собственности имущества, в том числе за земельные участки, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых является городской исполнительный комитет;
– штрафов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
– иных поступлений в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В таблице 1 представлены основные слагаемые доходной части бюджета.
Таблица 1 – Анализ исполнения бюджета города Могилева по доходам
                              
Наименование  | 
  2008 год  | 
  2009 год  | 
  Изменение  | 
  Темп роста, %  | |
абсолютное  | 
  относи-тельное, %  | ||||
1 Налоговые доходы | 
  281 510 181,3  | 
  375 507 127,6  | 
  +93 996 946,3  | 
  33,4  | 
  133,4  | 
1.1 Налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами  | 
  104 527 781,0  | 
  134 722 810,8  | 
  +30 195 029,8  | 
  28,9  | 
  128,9  | 
1.1.1 Подоходный налог | 
  104 527 781,0  | 
  134 722 810,8  | 
  +30 195 029,8  | 
  28,9  | 
  128,9  | 
1.2 Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями  | 
  25 466 443,4  | 
  33 582 339,1  | 
  +8 115 895,7  | 
  31,9  | 
  131,9  | 
1.2.1 Налог на прибыль  | 
  24 977 748,8  | 
  33 179 417,4  | 
  +8 201 668,6  | 
  32,8  | 
  132,8  | 
1.2.2 Налог на доходы  | 
  488 694,6  | 
  402 921,7  | 
  -85 772,9  | 
  17,6  | 
  82,4  | 
1.3 Налоги на собственность  | 
  61 294 439,6  | 
  78 491 588,9  | 
  +17 197 149,3  | 
  28,1  | 
  128,1  | 
1.3.1 Налог на недвижимость за незавершенное строительство  | 
  1 282 250,2  | 
  1 410 767,4  | 
  +128 517,2  | 
  10,0  | 
  110,0  | 
1.3.2 Земельный налог  | 
  21 862 091,0  | 
  27 492 766,7  | 
  +5 630 675,7  | 
  25,8  | 
  125,8  | 
1.3.3 Налог на недвижимость  | 
  38 150 098,4  | 
  49 588 054,8  | 
  +11 437 956,4  | 
  30,0  | 
  130,0  | 
1.4 Налоги на товары и услуги  | 
  86 420 838,5  | 
  123 202 998,9  | 
  +36 782 160,4  | 
  42,6  | 
  142,6  | 
1.4.1 Налог на добавленную стоимость  | 
  29 517 714,1  | 
  37 967 345,2  | 
  +8 449 631,1  | 
  28,6  | 
  128,6  | 
1.4.2 Налоги с продаж  | 
  18 094 719,1  | 
  25 862 695,7  | 
  +7 767 976,6  | 
  42,9  | 
  142,9  | 
1.4.3 Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров  | 
  18 736 653,1  | 
  30 434 594,7  | 
  +11 697 941,6  | 
  62,4  | 
  162,4  | 
1.4.4 Акцизы  | 
  5 066 522,4  | 
  4 732 882,3  | 
  -333 640,1  | 
  6,6  | 
  93,4  | 
1.4.5 Налог на игорный бизнес  | 
  969 500,1  | 
  2 958 627,7  | 
  +1 989 127,6  | 
  205,2  | 
  305,2  | 
1.4.6 Налог на услуги  | 
  11 413 434,4  | 
  20 444 509,8  | 
  +9 031 075,4  | 
  79,1  | 
  179,1  | 
1.4.7 Сбор с заготовителей  | 
  –  | 
  31,0  | 
  +31,0  | 
  –  | 
  –  | 
1.4.8 Сборы с пользователей  | 
  1 443 275,5  | 
  67 814,7  | 
  -1 375 460,8  | 
  95,3  | 
  4,7  | 
1.4.9 Регистрационные и лицензионные сборы  | 
  600 545,7  | 
  6 488,3  | 
  -594 057,4  | 
  98,9  | 
  1,1  | 
1.4.10 Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)  | 
  578 474,1  | 
  728 009,5  | 
  +149 535,4  | 
  25,8  | 
  125,8  | 
1.5 Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи  | 
  3 800 678,8  | 
  5 507 389,9  | 
  +1 706 711,1  | 
  44,9  | 
  144,9  | 
1.5.1 Государственная пошлина  | 
  3 501 583,5  | 
  5 006 888,7  | 
  +1 505 305,2  | 
  43,0  | 
  143,0  | 
1.5.2 Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи (реклама)  | 
  299 095,3  | 
  500 501,2  | 
  201 405,9  | 
  67,3  | 
  167,3  | 
2 Неналоговые доходы  | 
  14 775 576,8  | 
  26 275 848,0  | 
  +11 500 271,2  | 
  77,8  | 
  177,8  | 
2.1 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности  | 
  3 473 829,9  | 
  4 789 627,7  | 
  +1 315 797,8  | 
  37,9  | 
  137,9  | 
2.1.1 Доходы от сдачи в аренду земельных участков  | 
  3 024 192,2  | 
  3 925 982,9  | 
  +901 790,7  | 
  29,8  | 
  129,8  | 
2.1.2 Доходы от сдачи в аренду иного имущества  | 
  449 637,7  | 
  863 644,8  | 
  +414 007,1  | 
  92,1  | 
  192,1  | 
2.2 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства  | 
  588 955,9  | 
  5 077 318,9  | 
  +4 488 363,0  | 
  762,1  | 
  862,1  | 
2.2.1 Доходы от оказания платных услуг  | 
  72 622,3  | 
  64 770,6  | 
  -7 851,7  | 
  10,8  | 
  89,2  | 
2.2.2 Компенсации затрат государства  | 
  516 333,6  | 
  5 012 548,3  | 
  +4 496 214,7  | 
  870,8  | 
  970,8  | 
2.3 Доходы от реализации государственного имущества  | 
  2 557 151,8  | 
  4 221 632,8  | 
  +1 664 481,0  | 
  65,1  | 
  165,1  | 
2.4 Административные штрафы 
  и экономические санкции, удерж  | 
  6 614 886,5  | 
  9 985 387,9  | 
  +3 370 501,4  | 
  51,0  | 
  151,0  | 
2.5 Проценты за пользование денежными средствами бюджетов  | 
  62 737,3  | 
  900 616,2  | 
  +837 878,9  | 
  1 335,5  | 
  1 435,5  | 
2.6 Прочие неналоговые доходы  | 
  1 478 015,4  | 
  1 301 264,5  | 
  -176 750,9  | 
  12,0  | 
  88,0  | 
3 Безвозмездные поступления от других уровней государственного управления  | 
  27 222 853,9  | 
  18 662 628,0  | 
  -8 560 225,9  | 
  31,4  | 
  68,6  | 
4 Собственные доходы  | 
  296 285 758,1  | 
  401 782 975,6  | 
  +105 497 217,5  | 
  35,6  | 
  135,6  | 
5 Доходы - всего | 
  323 508 612,0  | 
  420 445 603,6  | 
  +96 936 991,6  | 
  30,0  | 
  130,0  | 
Давая оценку доходной части бюджета, необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика поступлений по основным доходным источникам, важнейшие задачи в области бюджетно-налоговой политики города выполнены. В условиях спроса на финансовые ресурсы удалось профинансировать основные мероприятия, предусмотренные планом социально-экономи-ческого развития бюджета города
В бюджет города в 2009 году поступило доходов 420 445 603,6 тыс. р., что на 96 936 991,6 тыс. р. больше чем в 2008 году или в 1,3 раза. Данное увеличение явилось результатом стабильной работы предприятий реального сектора экономики, а также высоким уровнем собираемости налогов.
Основополагающим фактором, обеспечившим динамичное поступление налогов и сборов в бюджет города, явилась эффективная работа предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Только благодаря улучшению работы реального сектора экономики в доход бюджета города поступило налога на прибыль в сумме 33 179 417,4 тыс. р., по сравнению с 2008 годом дополнительно поступило 8 201 668,6 тыс. р., темп роста составил 131,9 %. Норматив отчислений по налогу на прибыль в 2008 и 2009 годах был равен 25 %. Данное увеличение поступлений в бюджет обеспечено за счет роста объемов производства, выручки, прибыли и рентабельности субъектами хозяйствования г. Могилева. Удельный вес налога на прибыль в сумме собственных доходов в 2008 году составил 8,4 %, в 2009 году – 8,3 %. (Таблица 2)
Поступления по подоходному налогу увеличились на 30 195 029,8 тыс. р., рост к 2008 году составил 128,9 % или в 1,3 раза. Основные источники увеличения поступлений данного налога это создание новых рабочих мест (в 2008 году – 7 456 единиц, в 2009 году – 5 632 единицы) и последовательный рост заработной платы. Удельный вес подоходного налога в сумме собственных доходов в 2008 году составил 35,3 % в 2009 году – 33,5 %.
Таблица 2 – Структура основных доходных источников
| 
   
 
 Основные доходные источники  | 
  
   
 Удельный вес в сумме собственных доходов, %  | |
2008 год  | 
  2009 год  | |
Подоходный налог  | 
  35,3  | 
  33,5  | 
Налог на недвижимость  | 
  12,9  | 
  12,3  | 
Налог на добавленную стоимость  | 
  9,7  | 
  9,5  | 
Налог на прибыль и доходы  | 
  8,4  | 
  8,3  | 
Земельный налог  | 
  7,4  | 
  6,8  | 
Налог на товары и услуги  | 
  29,2  | 
  30,7  | 
Неналоговые доходы  | 
  5,0  | 
  6,5  | 
Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти