Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

- верхний предел объёма ассигнований (доходная часть местного бюджета) - всего и по его основным направлениям;

  • нижний предел поступления в бюджет (доходная часть местного бюджета) - в целом и по отдельным источникам;
  • предел несбалансированности местного бюджета - дефицит или превышение доходов.

Совет депутатов по докладу  исполкома рассматривает проект бюджета и нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие бюджеты, а также заключение и содоклад постоянных комиссий и принимает решение об утверждении бюджета либо отклоняет предложенный вариант бюджета и отправляет его на доработку.

Утверждённый местный  бюджет носит обязательный характер для выполнения исполнительным комитетом Совета депутатов, предприятиями, объединениями и организациями всех форм собственности и учреждениями, расположенными на территории Совета. В нём отражается:

  • общий объём доходов и расходов, в том числе по основным источникам и направлениям;
  • превышение доходов над расходами или расходов над доходами - профицит (дефицит) бюджета;
  • размеры резервных, целевых и других фондов, а также оборотной кассовой наличности;
  • нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие бюджеты;
  • размер дефицита по бюджетам нижестоящего уровня в пределах уровня, утверждённого вышестоящим Советом.

Исполнительные комитетов  местных Советов депутатов, местные финансовые органы, инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, городам и районам организуют исполнение бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов, экономическое расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Местные бюджеты исполняются  в соответствии с росписью доходов  и расходов с поквартальным распределением, которая составляется финансовыми учреждениями (отделами) исполнительных комитетов местных Советов депутатов, а там, где отсутствуют финансовые управления (отделы), - соответствующими исполнительными комитетами местных Советов депутатов в соответствии с учрежденным бюджетом.

В процессе исполнения бюджета  исполнительные комитетов местных  Советов депутатов могут вносить  изменения по доходам и расходам бюджета в пределах предоставленных им прав.

Доходы, дополнительно  полученные при исполнении местных  бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии расходов, полностью остаются в распоряжении Советов депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.

В случаи временных кассовых разрывов или исполнении местных бюджетов по ходатайствам исполнительных комитетов местных Советов депутатов могут быть выданы ссуды:

  • из областных бюджетов - исполнительным комитетам городских и районных Советов депутатов;
  • из городских бюджетов (городов, имеющих районное деление) - исполнительным комитетам районных (в городах) Советов депутатов;
  • из районных бюджетов - исполнительным комитетам городов районного подчинения, поселковых и сельских Советов депутатов.

Возврат полученных ссуд производится в пределах текущего года.

Контроль за исполнением  местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные комитеты и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием средств по целевому назначению производится финансовыми органами и инспекциями Министерства по налогам и сборам.

Отчёт об исполнении областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется финансовым управлением (отделом) исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов. Отчёт об исполнении бюджета города районного подчинения, поселкового бюджета и бюджета сельсовета составляется исполнительным комитетом соответствующего Совета депутатов.

Постоянные комиссии областного, Минского городского, районного, городского (городов областного и районного подчинения), поселкового и сельского Советов депутатов рассматривают отчёт об исполнении бюджета, составляют заключение и представляют его соответствующему Совету депутатов.

Отчёт об исполнении местного бюджета утверждается соответствующим Советом депутатов и публикуется в печати для всеобщего сведения.

 

2 Анализ бюджета города Могилева  за 2008 – 2009 годы

             

2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева

 

Центральным показателем  бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого финансовыми организациями для оценки финансового состояния.

Доходы местного бюджета – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов местного самоуправления и образующих их финансовые ресурсы.

Бюджет города Могилева разработан на основе положений Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, прогноза социально-экономического развития города на 2009 год, действующего налогового и бюджетного законодательства, анализа и динамики исполнения бюджета  за предыдущие годы,  исходя из ожидаемого исполнения бюджета в текущем году и расчетных показателей, доведенных областным финансовым управлением.

Доходы бюджета города Могилева формируются за счет:

1) налогов, сборов (пошлин):

– подоходного налога с физических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в областной бюджет);

– налога на прибыль (за исключением отчислений, зачисляемых в областной бюджет);

– налога на доходы (за исключением налога на доходы от   осуществления лотерейной деятельности, полученного по лотереям,   учредителями которых является облисполком);

– земельного налога;

– налога   на  недвижимость;

– налога на добавленную стоимость;     

– налога с продаж;

   – налога при упрощенной системе налогообложения;

– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

– единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

– акцизов по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджет государственного учреждения «Свободная экономическая зона «Могилев»);     

– налога на игорный бизнес;

– налога на услуги;

– сборов с пользователей;

– налога за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

– платы за размещение наружной рекламы;

– других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

2) неналоговых доходов:

– за пользование банками денежными средствами бюджета города;

  – по   бюджетным займам, предоставленным   за счет  средств бюджета города;

– от реализации бесхозяйного имущества и кладов;

– от  реализации  городского коммунального   имущества, в том числе от продажи гражданам   Республики Беларусь земельных участков, находящихся в государственной собственности;

– от сдачи в аренду  находящегося в городской коммунальной собственности имущества, в том числе за земельные участки, в соответствии с законодательными актами  Республики Беларусь;

– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых является городской исполнительный комитет;

– штрафов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

– иных поступлений в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В таблице 1 представлены основные слагаемые доходной части бюджета.

Таблица 1 – Анализ исполнения бюджета города Могилева по доходам

                                                                                                                В тысячах рублей

Наименование

2008 год

2009 год

Изменение

Темп роста,       %

абсолютное

относи-тельное, %

1 Налоговые доходы

281 510 181,3

375 507 127,6

+93 996 946,3

33,4

133,4

1.1 Налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами

104 527 781,0

134 722 810,8

+30 195 029,8

28,9

128,9

1.1.1 Подоходный налог

104 527 781,0

134 722 810,8

+30 195 029,8

28,9

128,9

1.2 Налоги на доходы  и прибыль, уплачиваемые организациями

25 466 443,4

33 582 339,1

+8 115 895,7

31,9

131,9

1.2.1 Налог на прибыль

24 977 748,8

33 179 417,4

+8 201 668,6

32,8

132,8

1.2.2 Налог на доходы

488 694,6

402 921,7

-85 772,9

17,6

82,4

1.3 Налоги на собственность

61 294 439,6

78 491 588,9

+17 197 149,3

28,1

128,1

1.3.1 Налог на недвижимость  за незавершенное строительство

1 282 250,2

1 410 767,4

+128 517,2

10,0

110,0

1.3.2 Земельный налог

21 862 091,0

27 492 766,7

+5 630 675,7

25,8

125,8

1.3.3 Налог на недвижимость

38 150 098,4

49 588 054,8

+11 437 956,4

30,0

130,0

1.4 Налоги на товары  и услуги

86 420 838,5

123 202 998,9

+36 782 160,4

42,6

142,6

1.4.1 Налог на добавленную стоимость

29 517 714,1

37 967 345,2

+8 449 631,1

28,6

128,6

1.4.2 Налоги с продаж

18 094 719,1

25 862 695,7

+7 767 976,6

42,9

142,9

1.4.3 Другие налоги и  сборы от выручки от реализации товаров

18 736 653,1

30 434 594,7

+11 697 941,6

62,4

162,4

1.4.4 Акцизы

5 066 522,4

4 732 882,3

-333 640,1

6,6

93,4

1.4.5 Налог на игорный  бизнес

969 500,1

2 958 627,7

+1 989 127,6

205,2

305,2

1.4.6 Налог на услуги

11 413 434,4

20 444 509,8

+9 031 075,4

79,1

179,1

1.4.7 Сбор с заготовителей

31,0

+31,0

1.4.8 Сборы с пользователей

1 443 275,5

67 814,7

-1 375 460,8

95,3

4,7

1.4.9 Регистрационные и  лицензионные сборы

600 545,7

6 488,3

-594 057,4

98,9

1,1

1.4.10 Налог за использование  природных ресурсов (экологический налог)

578 474,1

728 009,5

+149 535,4

25,8

125,8

1.5 Другие налоги, сборы  (пошлины) и иные обязательные платежи

3 800 678,8

5 507 389,9

+1 706 711,1

44,9

144,9

1.5.1 Государственная пошлина

3 501 583,5

5 006 888,7

+1 505 305,2

43,0

143,0

1.5.2 Иные налоги, сборы  (пошлины) и иные обязательные платежи (реклама)

299 095,3

500 501,2

201 405,9

67,3

167,3

2 Неналоговые доходы

14 775 576,8

26 275 848,0

+11 500 271,2

77,8

177,8

2.1 Доходы от сдачи  в аренду имущества, находящегося в государственной собственности

3 473 829,9

4 789 627,7

+1 315 797,8

37,9

137,9

2.1.1 Доходы от сдачи  в аренду земельных участков

3 024 192,2

3 925 982,9

+901 790,7

29,8

129,8

2.1.2 Доходы от сдачи  в аренду иного имущества

449 637,7

863 644,8

+414 007,1

92,1

192,1

2.2 Доходы от оказания  платных услуг и компенсации  затрат государства

588 955,9

5 077 318,9

+4 488 363,0

762,1

862,1

2.2.1 Доходы от оказания  платных услуг

72 622,3

64 770,6

-7 851,7

10,8

89,2

2.2.2 Компенсации затрат  государства

516 333,6

5 012 548,3

+4 496 214,7

870,8

970,8

2.3 Доходы от реализации  государственного имущества

2 557 151,8

4 221 632,8

+1 664 481,0

65,1

165,1

2.4 Административные штрафы  и экономические санкции, удержания

6 614 886,5

9 985 387,9

+3 370 501,4

51,0

151,0

2.5 Проценты за пользование  денежными средствами бюджетов

62 737,3

900 616,2

+837 878,9

1 335,5

1 435,5

2.6 Прочие неналоговые  доходы

1 478 015,4

1 301 264,5

-176 750,9

12,0

88,0

3 Безвозмездные поступления  от других уровней государственного управления

27 222 853,9

18 662 628,0

-8 560 225,9

31,4

68,6

4 Собственные доходы

296 285 758,1

401 782 975,6

+105 497 217,5 

35,6  

135,6 

5 Доходы - всего

323 508 612,0

420 445 603,6

+96 936 991,6

30,0

130,0


 

Давая оценку доходной части  бюджета, необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика поступлений по основным доходным источникам, важнейшие задачи в области бюджетно-налоговой политики города выполнены. В условиях спроса на финансовые ресурсы удалось профинансировать основные мероприятия, предусмотренные планом социально-экономи-ческого развития  бюджета города

В бюджет города в 2009 году поступило доходов 420 445 603,6 тыс. р., что на 96 936 991,6 тыс. р. больше чем в 2008 году или в 1,3 раза. Данное увеличение явилось результатом стабильной работы предприятий реального сектора экономики, а также высоким уровнем собираемости налогов.

Основополагающим фактором, обеспечившим динамичное поступление  налогов и сборов в бюджет города, явилась эффективная работа предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Только благодаря улучшению работы реального сектора экономики в доход бюджета города поступило налога на прибыль в сумме 33 179 417,4 тыс. р., по сравнению с 2008 годом дополнительно поступило 8 201 668,6 тыс. р., темп роста составил 131,9 %. Норматив отчислений по налогу на прибыль в 2008 и 2009 годах был равен 25 %. Данное увеличение поступлений в бюджет обеспечено за счет роста объемов производства, выручки, прибыли и рентабельности субъектами  хозяйствования г. Могилева. Удельный вес налога на прибыль в сумме собственных доходов в 2008 году составил 8,4 %, в 2009 году – 8,3 %. (Таблица 2)

Поступления по подоходному  налогу увеличились на 30 195 029,8 тыс. р., рост к 2008 году составил 128,9 % или в 1,3 раза. Основные источники увеличения поступлений  данного  налога  это  создание  новых  рабочих  мест  (в 2008 году – 7 456 единиц, в 2009 году – 5 632 единицы) и последовательный рост заработной платы. Удельный вес подоходного налога в сумме собственных  доходов в 2008 году составил 35,3 % в 2009 году – 33,5 %.

 

Таблица 2 – Структура  основных доходных источников

 

 

Основные доходные источники

 

Удельный вес в сумме 

собственных доходов,

%

2008 год

2009 год

Подоходный налог

35,3

33,5

Налог на недвижимость

12,9

12,3

Налог на добавленную  стоимость

9,7

9,5

Налог на прибыль и  доходы

8,4

8,3

Земельный налог

7,4

6,8

Налог на товары и услуги

29,2

30,7

Неналоговые доходы

5,0

6,5

Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти