Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.
Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников
- верхний предел объёма ассигнований (доходная часть местного бюджета) - всего и по его основным направлениям;
Совет депутатов по докладу исполкома рассматривает проект бюджета и нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие бюджеты, а также заключение и содоклад постоянных комиссий и принимает решение об утверждении бюджета либо отклоняет предложенный вариант бюджета и отправляет его на доработку.
Утверждённый местный бюджет носит обязательный характер для выполнения исполнительным комитетом Совета депутатов, предприятиями, объединениями и организациями всех форм собственности и учреждениями, расположенными на территории Совета. В нём отражается:
Исполнительные комитетов местных Советов депутатов, местные финансовые органы, инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, городам и районам организуют исполнение бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов, экономическое расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Местные бюджеты исполняются
в соответствии с росписью доходов
и расходов с поквартальным
В процессе исполнения бюджета
исполнительные комитетов местных
Советов депутатов могут
Доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии расходов, полностью остаются в распоряжении Советов депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
В случаи временных кассовых разрывов или исполнении местных бюджетов по ходатайствам исполнительных комитетов местных Советов депутатов могут быть выданы ссуды:
Возврат полученных ссуд производится в пределах текущего года.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные комитеты и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием средств по целевому назначению производится финансовыми органами и инспекциями Министерства по налогам и сборам.
Отчёт об исполнении областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется финансовым управлением (отделом) исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов. Отчёт об исполнении бюджета города районного подчинения, поселкового бюджета и бюджета сельсовета составляется исполнительным комитетом соответствующего Совета депутатов.
Постоянные комиссии областного, Минского городского, районного, городского (городов областного и районного подчинения), поселкового и сельского Советов депутатов рассматривают отчёт об исполнении бюджета, составляют заключение и представляют его соответствующему Совету депутатов.
Отчёт об исполнении местного бюджета утверждается соответствующим Советом депутатов и публикуется в печати для всеобщего сведения.
2 Анализ бюджета города
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
Центральным показателем бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого финансовыми организациями для оценки финансового состояния.
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов местного самоуправления и образующих их финансовые ресурсы.
Бюджет города Могилева разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, прогноза социально-экономического развития города на 2009 год, действующего налогового и бюджетного законодательства, анализа и динамики исполнения бюджета за предыдущие годы, исходя из ожидаемого исполнения бюджета в текущем году и расчетных показателей, доведенных областным финансовым управлением.
Доходы бюджета города Могилева формируются за счет:
1) налогов, сборов (пошлин):
– подоходного налога с физических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в областной бюджет);
– налога на прибыль (за исключением отчислений, зачисляемых в областной бюджет);
– налога на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, полученного по лотереям, учредителями которых является облисполком);
– земельного налога;
– налога на недвижимость;
– налога на добавленную стоимость;
– налога с продаж;
– налога при упрощенной системе налогообложения;
– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
– единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
– акцизов по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджет государственного учреждения «Свободная экономическая зона «Могилев»);
– налога на игорный бизнес;
– налога на услуги;
– сборов с пользователей;
– налога за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
– платы за размещение наружной рекламы;
– других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
2) неналоговых доходов:
– за пользование банками денежными средствами бюджета города;
– по бюджетным займам, предоставленным за счет средств бюджета города;
– от реализации бесхозяйного имущества и кладов;
– от реализации городского коммунального имущества, в том числе от продажи гражданам Республики Беларусь земельных участков, находящихся в государственной собственности;
– от сдачи в аренду находящегося в городской коммунальной собственности имущества, в том числе за земельные участки, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
– арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых является городской исполнительный комитет;
– штрафов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
– иных поступлений в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В таблице 1 представлены основные слагаемые доходной части бюджета.
Таблица 1 – Анализ исполнения бюджета города Могилева по доходам
Наименование |
2008 год |
2009 год |
Изменение |
Темп роста, % | |
абсолютное |
относи-тельное, % | ||||
1 Налоговые доходы |
281 510 181,3 |
375 507 127,6 |
+93 996 946,3 |
33,4 |
133,4 |
1.1 Налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами |
104 527 781,0 |
134 722 810,8 |
+30 195 029,8 |
28,9 |
128,9 |
1.1.1 Подоходный налог |
104 527 781,0 |
134 722 810,8 |
+30 195 029,8 |
28,9 |
128,9 |
1.2 Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями |
25 466 443,4 |
33 582 339,1 |
+8 115 895,7 |
31,9 |
131,9 |
1.2.1 Налог на прибыль |
24 977 748,8 |
33 179 417,4 |
+8 201 668,6 |
32,8 |
132,8 |
1.2.2 Налог на доходы |
488 694,6 |
402 921,7 |
-85 772,9 |
17,6 |
82,4 |
1.3 Налоги на собственность |
61 294 439,6 |
78 491 588,9 |
+17 197 149,3 |
28,1 |
128,1 |
1.3.1 Налог на недвижимость за незавершенное строительство |
1 282 250,2 |
1 410 767,4 |
+128 517,2 |
10,0 |
110,0 |
1.3.2 Земельный налог |
21 862 091,0 |
27 492 766,7 |
+5 630 675,7 |
25,8 |
125,8 |
1.3.3 Налог на недвижимость |
38 150 098,4 |
49 588 054,8 |
+11 437 956,4 |
30,0 |
130,0 |
1.4 Налоги на товары и услуги |
86 420 838,5 |
123 202 998,9 |
+36 782 160,4 |
42,6 |
142,6 |
1.4.1 Налог на добавленную стоимость |
29 517 714,1 |
37 967 345,2 |
+8 449 631,1 |
28,6 |
128,6 |
1.4.2 Налоги с продаж |
18 094 719,1 |
25 862 695,7 |
+7 767 976,6 |
42,9 |
142,9 |
1.4.3 Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров |
18 736 653,1 |
30 434 594,7 |
+11 697 941,6 |
62,4 |
162,4 |
1.4.4 Акцизы |
5 066 522,4 |
4 732 882,3 |
-333 640,1 |
6,6 |
93,4 |
1.4.5 Налог на игорный бизнес |
969 500,1 |
2 958 627,7 |
+1 989 127,6 |
205,2 |
305,2 |
1.4.6 Налог на услуги |
11 413 434,4 |
20 444 509,8 |
+9 031 075,4 |
79,1 |
179,1 |
1.4.7 Сбор с заготовителей |
– |
31,0 |
+31,0 |
– |
– |
1.4.8 Сборы с пользователей |
1 443 275,5 |
67 814,7 |
-1 375 460,8 |
95,3 |
4,7 |
1.4.9 Регистрационные и лицензионные сборы |
600 545,7 |
6 488,3 |
-594 057,4 |
98,9 |
1,1 |
1.4.10 Налог за использование природных ресурсов (экологический налог) |
578 474,1 |
728 009,5 |
+149 535,4 |
25,8 |
125,8 |
1.5 Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
3 800 678,8 |
5 507 389,9 |
+1 706 711,1 |
44,9 |
144,9 |
1.5.1 Государственная пошлина |
3 501 583,5 |
5 006 888,7 |
+1 505 305,2 |
43,0 |
143,0 |
1.5.2 Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи (реклама) |
299 095,3 |
500 501,2 |
201 405,9 |
67,3 |
167,3 |
2 Неналоговые доходы |
14 775 576,8 |
26 275 848,0 |
+11 500 271,2 |
77,8 |
177,8 |
2.1 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности |
3 473 829,9 |
4 789 627,7 |
+1 315 797,8 |
37,9 |
137,9 |
2.1.1 Доходы от сдачи в аренду земельных участков |
3 024 192,2 |
3 925 982,9 |
+901 790,7 |
29,8 |
129,8 |
2.1.2 Доходы от сдачи в аренду иного имущества |
449 637,7 |
863 644,8 |
+414 007,1 |
92,1 |
192,1 |
2.2 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
588 955,9 |
5 077 318,9 |
+4 488 363,0 |
762,1 |
862,1 |
2.2.1 Доходы от оказания платных услуг |
72 622,3 |
64 770,6 |
-7 851,7 |
10,8 |
89,2 |
2.2.2 Компенсации затрат государства |
516 333,6 |
5 012 548,3 |
+4 496 214,7 |
870,8 |
970,8 |
2.3 Доходы от реализации государственного имущества |
2 557 151,8 |
4 221 632,8 |
+1 664 481,0 |
65,1 |
165,1 |
2.4 Административные штрафы
и экономические санкции, удерж |
6 614 886,5 |
9 985 387,9 |
+3 370 501,4 |
51,0 |
151,0 |
2.5 Проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
62 737,3 |
900 616,2 |
+837 878,9 |
1 335,5 |
1 435,5 |
2.6 Прочие неналоговые доходы |
1 478 015,4 |
1 301 264,5 |
-176 750,9 |
12,0 |
88,0 |
3 Безвозмездные поступления от других уровней государственного управления |
27 222 853,9 |
18 662 628,0 |
-8 560 225,9 |
31,4 |
68,6 |
4 Собственные доходы |
296 285 758,1 |
401 782 975,6 |
+105 497 217,5 |
35,6 |
135,6 |
5 Доходы - всего |
323 508 612,0 |
420 445 603,6 |
+96 936 991,6 |
30,0 |
130,0 |
Давая оценку доходной части бюджета, необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика поступлений по основным доходным источникам, важнейшие задачи в области бюджетно-налоговой политики города выполнены. В условиях спроса на финансовые ресурсы удалось профинансировать основные мероприятия, предусмотренные планом социально-экономи-ческого развития бюджета города
В бюджет города в 2009 году поступило доходов 420 445 603,6 тыс. р., что на 96 936 991,6 тыс. р. больше чем в 2008 году или в 1,3 раза. Данное увеличение явилось результатом стабильной работы предприятий реального сектора экономики, а также высоким уровнем собираемости налогов.
Основополагающим фактором, обеспечившим динамичное поступление налогов и сборов в бюджет города, явилась эффективная работа предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Только благодаря улучшению работы реального сектора экономики в доход бюджета города поступило налога на прибыль в сумме 33 179 417,4 тыс. р., по сравнению с 2008 годом дополнительно поступило 8 201 668,6 тыс. р., темп роста составил 131,9 %. Норматив отчислений по налогу на прибыль в 2008 и 2009 годах был равен 25 %. Данное увеличение поступлений в бюджет обеспечено за счет роста объемов производства, выручки, прибыли и рентабельности субъектами хозяйствования г. Могилева. Удельный вес налога на прибыль в сумме собственных доходов в 2008 году составил 8,4 %, в 2009 году – 8,3 %. (Таблица 2)
Поступления по подоходному налогу увеличились на 30 195 029,8 тыс. р., рост к 2008 году составил 128,9 % или в 1,3 раза. Основные источники увеличения поступлений данного налога это создание новых рабочих мест (в 2008 году – 7 456 единиц, в 2009 году – 5 632 единицы) и последовательный рост заработной платы. Удельный вес подоходного налога в сумме собственных доходов в 2008 году составил 35,3 % в 2009 году – 33,5 %.
Таблица 2 – Структура основных доходных источников
Основные доходные источники |
Удельный вес в сумме собственных доходов, % | |
2008 год |
2009 год | |
Подоходный налог |
35,3 |
33,5 |
Налог на недвижимость |
12,9 |
12,3 |
Налог на добавленную стоимость |
9,7 |
9,5 |
Налог на прибыль и доходы |
8,4 |
8,3 |
Земельный налог |
7,4 |
6,8 |
Налог на товары и услуги |
29,2 |
30,7 |
Неналоговые доходы |
5,0 |
6,5 |
Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти