Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУВПО «Белорусско-Российский университет»

Кафедра «Финансы и бухгалтерский  учет»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственный бюджет»

на тему: «Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ФКЗ-052                                                                  И. В. Цыкалина

 

Проверила: ст. преп.                                                                      Т. Н. Панкова                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1 Характеристика и  особенности местных бюджетов  в Республике 

   Беларусь……………………………………………………………………….5

1.1 Сущность и содержание местных бюджетов…………………………...5

1.2 Доходы местных бюджетов  и их структура…………………………….9

1.3 Расходы местных бюджетов…………………………………………….12

1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных

      бюджетов…………………………………………………………………13

2 Анализ бюджета города  Могилева за 2008 – 2009 годы………………..17

             2.1 Анализ состава и структуры  доходов бюджета города Могилева…17

2.2 Анализ состава и  структуры расходов бюджета города  Могилева...24

3 Направления повышения эффективности формирования местного

  бюджета города Могилева………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………41

Список использованных источников………………………………………..44

 

Введение

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Среди множества бюджетных проблем  следует, прежде всего, выделить три:

формирование доходов бюджетов всех уровней;

вертикальная несбалансированность бюджетной системы;

неопределенность положения бюджетов местных органов власти.

Республиканский бюджет Республики Беларусь – главное звено бюджетной системы. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории страны. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку местных бюджетов, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Государственный бюджет выполняет  функцию организатора распределительных процессов в экономике государства. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих  задач:

- рассмотрение теоретических  основ формирования и использования местных бюджетов;

- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;

- анализ распределения  и использование местного бюджета  с использованием фактического материала.

Для написания курсовой работы использованы нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, литературные источники зарубежных и отечественных авторов, данные периодической печати по обозначенной теме.

 

1 Характеристика и особенности  местных бюджетов в Республике 

   Беларусь

 

1.1 Сущность и содержание местных бюджетов

 

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина местных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

С помощью местных  финансов государства осуществляют выравнивание уровней экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Также местным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Местные бюджеты - денежные отношения, возникающие в связи с распределением и перераспределением национального дохода и образованием на этой основе фондов денежных средств и их использованием на экономическое и социальное развитие территорий.

Местные бюджеты - финансовая база местных Советов депутатов. К местным бюджетам в Республике Беларусь относятся областные, районные, городские, районные в городах, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов. Из местных бюджетов осуществляется финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения, осуществляемых местными органами власти. В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти. В США эти бюджеты включают бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, во Франции - регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии - земель, уездов, городов, общин; в Великобритании - графств, округов; в Италии - областей, провинций, коммун.

На территории Беларуси до 1917 г. существовали следующие собственные местные бюджеты: земские, городские, мирские. Земские бюджеты составлялись в Витебской, Минской и Могилевской губерниях и, несмотря на скудность финансовых ресурсов, направлялись на строительство и содержание дорог, местного транспорта, органов управления данного уровня, а также учреждений здравоохранения, учебных заведений (школ, гимназий). Небольшими по своему объему были городские бюджеты, которые финансировали затраты на благоустройство городов, содержание их в чистоте, заработную плату чиновников соответствующего уровня, содержание некоторых общественных зданий и сооружений. Низшим звеном были мирские бюджеты (волостные и сельские), в которых аккумулировались в решающей части сборы с крестьян и использовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам, на санитарию населенных пунктов, содержание общественных сооружений и т.п.

Объем местных бюджетов, формируемых на территории Беларуси, их доля в общих доходах и расходах были незначительными и в 1910-1917г.г. не превышали 19% всех бюджетных ресурсов. В первые годы советской власти объемы местных бюджетов росли медленно, их удельный вес в государственном бюджете республики оставался низким. Некоторое оживление в экономике в период нэпа расширило доходную базу местных бюджетов и их значимость в финансировании местного хозяйства, социальной сферы. Однако в результате налоговой реформы (1930г.) произошла дальнейшая централизация доходов в союзном и республиканском бюджете, соответственно доля мест местных доходов в бюджете БССР снизилась с 36,8% в 1926г. до 19% в 1930г.

Только в 1938 г. местные бюджеты были законодательно включены в единый Государственный бюджет, одновременно расширены функции местных Советов и их имущественные и финансовые права. Накануне Великой отечественной войны удельный вес местных бюджетов в бюджете БССР уже превысил 60%. Послевоенный период, в котором решались особые задачи по восстановлению разрушенных хозяйств, потребовал централизации финансовых ресурсов в республиканском бюджете. Доля местных бюджетов в общем объеме государственного бюджета снизилась до 35-40%. Местные бюджеты приобрели в основном социальные характер, поскольку в них сосредотачивались ресурсы на финансирование широкой сети дошкольных и школьных учебных заведений, медицинских, культурно-просветительных учреждений и т.п.

В настоящее время  из местных бюджетов финансируются  социальная поддержка населения, развитие пассажирского транспорта, коммунальное хозяйство, народное образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и другие объекты социальной инфраструктуры. Также покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков и содержатся местные административные органы, милиция и суд. В Республике Беларусь местные бюджеты покрывают более 95% ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство, 86% на здравоохранение, свыше 60% на просвещение и т.п.

Местные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с коммунальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения административно-территориального образования. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. Местные финансы основываются на принципах:

  • самостоятельности;
  • государственной финансовой поддержки;
  • гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают бюджеты административно-территориальных образований в пределах имеющихся полномочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения бюджетов. В числе новых прав местных органов власти следует подчеркнуть право на участие их во внешнеэкономических связях: способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, работ, услуг.

Каждое административно-территориальное  образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из республиканского бюджета и из вышестоящих местных бюджетов.

Местные финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, созданных и используемых на социально-экономическое развитие территорий.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии заключается в следующем:

  1. сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для 
    реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных 
    образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти;
  2. формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона (обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения);
  3. с   помощью   местных   бюджетов  осуществляется   выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью 
    формируются и реализуются программы социально-экономического развития, благоустройства сел и городов, развития сети дорог, содержания исторических памятников и учреждений культуры и др.;
  4. имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы административно-территориальных образований могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание  бесплатных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;
  5. концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Органам власти территорий необходимо выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые);
  6. местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти