Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Наряду с контролем  за правомерностью и целевым расходованием бюджетных средств Министерством финансов Республики Беларусь предлагается внедрить в практику работы выборочный контроль за эффективностью затрат на осуществление деятельности учреждений и проведение мероприятий, в том числе посредством оперативного контроля по сопровождению осуществленных платежей.

Данная система исполнения бюджета города носит актуальный характер, диктуется объективными потребностями  в совершенствовании управления финансами и несет в себе прогрессивные технологии.

Заключение

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Местные бюджеты – денежные отношения, возникающие в связи с распределением и перераспределением национального дохода и образованием на этой основе фондов денежных средств и их использованием на экономическое и социальное развитие территорий. Это, прежде всего, финансовая база местных Советов депутатов.

Местные бюджеты  играют значительную роль в социально-экономичес-кой  жизни страны, они являются финансовой основой местного самоуправления, без которого не может полноценно функционировать каждое демократическое государство. За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование широкого круга государственных расходов, это и решение многих вопросов социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии и т. д. Тем самым местные бюджеты оказывают содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

Через местный  бюджет исполнительная власть реализует  экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера  бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения региона. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через местный бюджет.

Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в  области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства.

Реформирование отечественной  налоговой системы, направленное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приводит к сокращению доходов бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня социальной защищенности граждан требует значительных бюджетных расходов. Возникающая в исполнении бюджета напряженность создает необходимость изыскания дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что традиционные налоговые источники увеличения доходной части в большинстве своем исчерпаны, дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Поэтому одной из главных экономических задач является изыскание резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов. От того, насколько оперативно и качественно решается эта задача, и будет зависеть уровень исполнения бюджета. Можно выделить следующие резервы увеличения доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам: изменение нормативов отчислений по регулируемым налогам; применение повышающих коэффициентов к ставкам по налогам; создание новых производств и предприятий; пересмотр установленных ставок государственной пошлины; развитие лотерейной деятельности; сдача в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности; активизация работы по проведению аукционов по продаже земельных участков в частную собственность для индивидуального жилищного строительства и на право заключения договоров аренды; вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемого и неиспользуемого государственного имущества; привлечение иностранных инвестиций.

С помощью бюджетных расходов исполнительная власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.

В области расходов необходимо развитие программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов. Необходимо строго установить конкурентные принципы отбора программ для бюджетного финансирования, систему оценки эффективности осуществления программ. Исключительно важным в данной связи является приоритет среднесрочного планирования, который позволит зафиксировать источники и объемы финансирования программ на несколько лет, чтобы избежать их недофинансирования в будущем.

В ближайшей перспективе  бюджетная политика города должна обеспечивать:  

– недопущение опережающего роста бюджетных расходов над  темпами роста экономики;

– ориентацию бюджетных  расходов на достижение конечных социально-экономических  результатов;

– приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего  стратегические направления экономической  политики;

– открытость и общедоступность  информации по осуществлению расходных операций.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно  сделать вывод, что эффективная бюджетная политика города зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности  местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет города и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации развития региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Бюджетный кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З: Принят палатой  представителей 17 июня 2008 г.: Одобр.  Советом Респ. Беларусь 28 июня 2008 г. // Бизнес-инфо: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «Главный бухгалтер – Инфо», Нац. центр правов. инф. Респ. Беларусь. – Мн., 2008.

2 Воропаева, Э. Б. Пояснительная записка к отчету за 2008 год по городу Могилеву: Материалы доклада на заседание Могилевского городского исполнительного комитета. – Могилев, 2009. – С.26.

3 Государственный  бюджет: Учеб. пособие / Под ред.  М.И. Ткачук – Мн.: Выш.шк., 1995 –  240 с.

4 Дейко, А. А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А.А. Дейко //  Экономика Беларуси. – 2008. - № 3. – С. 24 – 31.

5 Жук, О.И. К вопросу формирования государственного бюджета в Республике Беларусь // Проблемы государственного управления и реформирования экономики: Матер. респ. науч.-практ. конф. – Мн., 2008. – С. 34 – 35.

6 Жуков, А. Д. Бюджет будущих поколений // Финансовый бизнес. – 2008. – № 2. С. 2 – 6.

7 Заяц, Н. Е. Налоги: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 368 с.: ил.

8 Заяц, В. В., Шабалина Т., Околова Т. Бюджет – 2008: особенности и преемственность. // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. – 2007. – № 11. С. 14 – 17.

9 О местном  управлении и самоуправлении  в Республике Беларусь: Закон  Респ. Беларусь, 20 февр. 1991 г., № 362-З:  Принят палатой представителей 14 дек. 1999 г.: Одобр. Советом Респ. 22 дек. 1999 г.:  В ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. // Бизнес-инфо: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «Главный бухгалтер – Инфо», Нац. центр правов. инф. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

10 Об утверждении отчета об  исполнении бюджета города Могилева за 2007 год: решение Могилевского городского Совета депутатов, 24 декабря 2008 г., № 16-8 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

11 О внесении изменений и дополнений  в решение Могилевского област-ного  Совета депутатов от 19 декабря 2008 г. № 10-6: решение Могилевского областного Совета депутатов, 20 февраля 2009 г. № 12-4 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. - № 91. – 9/22862.

12 О прогнозе социально экономического  развития города Могилева на 2009 год:  решение Могилевского городского Совета депутатов, 24 декабря 2008 г., № 16-1 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

13 О бюджете города Могилева  на 2009 год: решение Могилевского  го-родского Совета депутатов, 21 декабря 2008 г., № 9-2 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2009.

14 О внесении изменений и дополнений  в Инструкцию о порядке испол-нения  местных бюджетов по доходам:  Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь и Правления Национ. банка Респ. Беларусь, 17 декабря 2008 г., № 189/195 // Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому учету. – 2009. – № 5 – С. 52 – 96.

15 Об утверждении Государственной  комплексной программы модерни-зации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, энергоснабжения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г.: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 нояб. 2007 г., № 575 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 276. – 1/9095.

16 Падалко, Л. П. Экономические аспекты выбора оптимального направ-ления развития системы энергосбережения в Беларуси / Л.П. Падалко, С.Г. Морозов // Вестник БНТУ. – 2008. - № 4. – С. 76 – 82.

17 Попов, Е. М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси) // Научно-практический журнал «Бухгалтерский учет и анализ». –  2008. – № 3. – С. 27 – 33.

18 Полоник, С. С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь / С.С. Полоник, Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Белорус. эконом. журнал. – 2006. – № 1. – С. 4 – 21.

19 Полуян, В. Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования / В. Н. Полуян, Э. А. Селицкая  // Научно-практический журнал «Вестник БГЭУ». – 2008. – № 2. – С. 19 – 22.

20 Сергейчик, Н. А. Государственные финансы: Учебное пособие – Могилев, КПКП “Могилевская облтипография им. Спиридона Соболя”, 2003 –292с.




Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти