Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2 Доходы местных бюджетов  и их структура

 

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов местного самоуправления и образующих их финансовые ресурсы. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган государственной (местной) власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. В Республике Беларусь доходная часть местных бюджетов составляется в соответствии с принятой Концепцией развития местных бюджетов, направленной на укрепление доходной базы местных бюджетов, сокращение потока перераспределяемых средств, повышение заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений доходов в бюджет, выравнивании расходов между бюджетами.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих поступлений:

  • собственных местных налогов и сборов;
  • закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов;
  • регулирующих налогов, представляющих отчисления от общереспубликанских налогов и доходов, а также отчисления от доходов вышестоящих местных бюджетов;
  • других поступлений из вышестоящих бюджетов (дотаций, субвенций и т.д.);
  • неналоговых доходов.

Собственные налоги и сборы - это доходы, полностью принадлежащие и на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящий бюджет, а местные органы власти имеют право изменять ставки, порядок и сроки уплаты их в бюджет. Основу собственных доходов местных бюджетов составляет налог на прибыль предприятий, подведомственных местным органам, подоходный налог с физических лиц, плата за древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, и плата за пользование лесами, налог на недвижимость, земельный налог, налог на добываемые из природной среды ресурсы.

Областные, Минский городской  Советы депутатов, Советы депутатов  базового территориального уровня вводят на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие собственные местные налоги и сборы:

  1. сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сбор, сбор на строительство в курортной зоне);
  2. сборы за услуги (сборы за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);
  3. сбор на развитие территорий - в размере 3% от суммы прибыли, остающейся в их распоряжении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) – в размере 2% от суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия);
  4. сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.

Налоги на продажу  и целевые сборы вводятся областными и Минским городским Советами депутатов и зачисляются в соответствующие бюджеты. Областные Советы депутатов могут предоставлять право введения и зачисления этих налогов и сборов в соответствующие бюджеты местным Советам депутатов базового территориального уровня.

Плательщиками местных  налогов и сборов могут быть как физические, так и юридические лица. Юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают налоги и сборы за счет средств, остающихся в их распоряжении.

Местные налоги и сборы  полностью зачисляются в местные  бюджеты.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Закрепленные  налоги и сборы - это доходы, полностью закрепленные за местными бюджетами и на долговременной основе, поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты, а их ставки, порядок и сроки уплаты их в бюджет устанавливаются вышестоящим органом. В состав закрепленных за местными бюджетами включаются экологический налог за переработку нефти и нефтепродуктов, налог при упрощенной системе налогообложения, средства от реализации бесхозяйственного имущества, акцизы по винам и пиву (кроме взимаемых при ввозе на территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон), полученных методом сбраживания.

Однако собственных  доходов, как правило, не хватает  для покрытия расходов, и поэтому для сбалансирования бюджетов используются регулирующие доходы.

Регулирующие  доходы - налоги и иные платежи вышестоящих бюджетов, по которым в соответствии с республиканскими законами и постановлениями местных Советов депутатов устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год (в ряде случаев на долговременной основе - 3 года). С целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов они поступают в местные бюджеты в виде процентных отчислений от республиканских и других платежей, по утвержденным ежегодно нормативам (от акцизов, налога на добавленную стоимость и др.).

Из республиканского бюджета в бюджеты областей и  г. Минска передаются:

  • субвенции на содержание передаваемых местным Советам депутатов объектов социально-культурной сферы;
  • субвенции на строительство объектов коммунальной собственности;
  • субвенции на финансирование расходов, связанных с осуществлением г. Минском функций столицы;
  • субвенции на строительство метрополитена в г. Минске;
  • субсидии на жилищное строительство.

По экономической сущности дотации и субвенции близки к  налоговым источникам, так как  в их основе лежат налоги. Дотации и субвенции вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Кроме того, представляя в таком виде этим бюджетам средства, вышестоящие органы имеют возможность оказывать влияние на экономическую политику на местах, контролировать использование не только этих средств, но и собственных ресурсов региональных органов власти.

Средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных  единиц, передаваемые в бюджеты областей и г. Минска, в первоочередном порядке направляются на финансирование защищенных статей бюджетных расходов.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются республиканскими органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема их закрепленных доходов.

По экономическому значению (и объему) ведущее положение в  доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

 

1.3 Расходы местных бюджетов

 

Расходная часть местных  бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города.

Исключительно из местных  бюджетов финансируются расходы  на:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование коммунальной собственности и управление ею;
  • организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и 
    спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в коммунальной собственности или в ведении органов местного самоуправления);
  • содержание местных органов охраны общественного порядка;
  • организацию, содержание и развитие местного жилищно-коммунального хозяйства;

- организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

  • содержание мест захоронения;
  • организацию транспортного обслуживания населения;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

  • охрану окружающей природной среды;
  • реализацию целевых программ, принимаемых организациями местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение местного долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание   архивов  административно-территориальных  образований;
  • проведение местных выборов и референдумов;
  • прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Через территориальные  финансы органы исполнительной власти местного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социально-культурные мероприятия.

Средства региональных бюджетов используются как на эксплуатационные, так и на инвестиционные затраты. Поэтому во всех странах составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, то есть капитальных вложений. Как правило, бюджет текущих затрат формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений и направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируются за счет субвенций, местных займов, пожертвований на строительство.

Расходы местных бюджетов имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением  местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального  строительства, повышением стоимости  основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий (60-86% всех расходов). В Германии расходы на начальные и средние школы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США - свыше 40%. В ряде стран (Германии, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения. Затраты на здравоохранение составляют за счет региональных бюджетов в Норвегии, Швеции, Финляндии более 50% бюджетных расходов.

 

1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных

      бюджетов

 

Каждый местный Совет  депутатов самостоятельно формирует  свой бюджет базируясь на:

  • собственных и закреплённых источников доходов;
  • установленных парламентом Республики Беларусь и местными Советами депутатов для соответствующих бюджетов нормативах отчислений от 
    общереспубликанских и других налогов и доходов;
  • дополнительных источниках, изыскиваемых местными Советами депутатов;
  • потребности в расходах на финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующей территории.

Порядок и сроки разработки местных бюджетов устанавливаются  соответствующими исполкомами местных Советов депутатов. Составление местных бюджетов производится финансовыми органами (бюджетов городов районного подчинения, поселковых, бюджетов и бюджетов сельсоветов - исполкомами соответствующих Советов депутатов). Разработанные проекты местных бюджетов вносятся финансовыми органами исполнительных комитетов соответствующих Советов депутатов. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты.

Исполнительные комитеты местных Советов депутатов рассматривают  проекты местных бюджетов (областного, районного, городского, районного в  городе, поселкового бюджета и бюджета сельсовета) и нормативы отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты и представляют соответствующим Советам депутатов:

  • проект бюджета соответствующего Совета депутатов с выделением основных с выделением основных источников доходов и основных видов 
    расходов;
  • предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты и о размере оборотной кассовой наличности по бюджету, предоставляемому на рассмотрение;
  • проект решения Совета депутатов о бюджете на очередной год;
  • расчётные (прогнозные) показатели по доходам и расходам в целом по данной административно-территориальной единице.

Предоставленные Советам  депутатов проекты местных бюджетов и предложения о нормативах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов в нижестоящие местные бюджеты предварительно рассматриваются постоянными комиссиями местных Советов депутатов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии готовят и представляют Советам депутатам заключение и предложения о принятии проекта соответствующего местного бюджета или отклонений с учётом следующих характеристик:

Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти