Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву; 
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.
Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников
Уменьшение поступлений по налогу на доходы в сумме 85 772,9 тыс. р. произошло вследствие того, что изменился порядок уплаты данного налога банками. В 2007 году банки уплачивали налог на доходы от операций с ценными бумагами, с 2008 года поступления от операций с ценными бумагами стали включаться в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Необходимо отметить, что произошло увеличение поступлений по налогу на недвижимость на 11 437 956,4 тыс. р. или на 130 %, удельный вес в сумме собственных доходов в 2008 году составил 12,3 %.
Данное изменений вызвано тем, что была проведена переоценка основных производственных фондов, а также исключением ряда предприятий города из перечня организаций, пользующихся государственной поддержкой (на предприятия, пользующиеся государственной поддержкой не распространялись повышающие коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость).
Поступления по земельному налогу за 2009 год увеличились по сравнению с 2008 годом на 5 630 675,7 тыс. р. или 125,8 %, их удельный вес в сумме собственных доходов в 2009 году составил 6,8 %. Основная причина увеличения – это изменение сроков уплаты данного налога в 2009 году – в первом квартале уплата производилась ежемесячно, с 1 апреля уплата производилась ежеквартально до 22 числа второго месяца квартала, в 2008 году – уплата производилась ежемесячно.
Темп роста поступлений по налогам на товары и услуги составил 145,6 % или реальный прирост 36 782 160,4 тыс. р., их доля в собственных доходах ровна 30,7 %. В том числе темп роста по налогу на добавленную стоимость – 128,6 %, налогу с продаж – 142,9 %, налогам с выручки – 162,4 %, налогу на услуги – 179,1 %, сборам с пользователей – 4,7 %, платежам за использование (изъятие, добычу природных ресурсов) – 125,8 %.
Рост налога на добавленную стоимость в значительной мере обусловлен новым принципом распределения, основанным на численности населения регионов и увеличением норматива отчислений в бюджет с 9,619 в 2008 году до 9,737 в 2009 году. Прирост поступлений на налогу на добавленную стоимость составил 28,6 %.
Рост налога на услуги на 79,1 % к соответствующему периоду прошлого года вызван как увеличением объемов оказываемых услуг, так и увеличением с 1 января 2008 года в 2 раза ставок на услуги сотовой связи, гостиниц, кемпингов.
Снижение поступлений сборов с 
пользователей произошло за счет 
отмены с 01.01.2008 сбора за осуществление 
торговли и строительства на территории 
соответствующих административно-
Наибольший удельный вес в общей сумме поступлений по налогам на товары и услуги занимают: налог на добавленную стоимость – 30,8 %, налоги и сборы от выручки от реализации товаров – 24,7 %, налог с продаж – 21,0 %, налог на услуги – 16,6 %.
Темп роста поступлений по неналоговым доходам к 2008 году составил 177,8 %. Основная причина роста – поступление с 1 января 2009 г. в бюджет города денежных средств бюджетных организаций в счет компенсации расходов местных бюджетов.
Наибольший удельный вес в общей сумме неналоговых поступлений занимают штрафы и удержания 38 %, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства – 19,3 %, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности – 18,2 %, доходы от реализации государственного имущества – 16,1 %.
Более наглядно динамика 
поступлений налоговых и 
Кроме того, безвозмездные поступления в бюджете города составляют 18 662 628,0 тыс. р. или 4,4 % в общих доходах (2008 год – 27 222 853 ,9 тыс. р. или 9,7 %).
Рисунок 2 – Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов
в 2008-2009 годах
Одной из причин сложившегося положения является кардинальное изменение концепции формирования доходов бюджета. В структуре безвозмездных поступлений текущие субвенции от других уровней государственного управления составляют 14 297 783,6 тыс. р. или 76,6 %, средства, полученные по взаимным расчетам – 4 364 844,4 тыс. р. или 23,4 %.
Анализируя общую сумму доходов, следует отметить, что увеличение поступления доходов в 2009 году составило 96 936 991,6 тыс. р., темп роста составил 130 %, прирост поступлений составил 30 %. Данное увеличение вызвано высоким уровнем собираемости налогов, изменением налогового законодательства, стабильной работой реального сектора экономики, максимальным использованием местных налогов и сборов, активизирована работа по проведению аукционов по продаже земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Одним из основных источников привлечения дополнительных доходов остается увеличение ставок по налогам на недвижимость и землю.
2.2 Анализ состава и 
структуры расходов бюджета 
Расходы бюджета города формируются с учетом установленных параметров по росту заработной платы и особенностей планирования отдельных расходов, прогнозируются с учетом необходимости реализации вновь принятых программ и мероприятий в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Беларусь.
Формирование расходной части бюджета производится исходя из возможностей доходной части. Устойчивое и динамичное развитие отраслей экономики города, достижение основных прогнозных параметров, рост объемов производства продукции, выполнения работ и оказанных услуг, мобилизации дополнительных доходов в бюджет является основой для успешного выполнения расходной части бюджета.
В последние годы произошли значительные изменения в составе и структуре расходов бюджета, выразившиеся в сокращении удельного веса затрат на отрасли хозяйства при одновременном увеличении расходов на социально-культурные мероприятия. Наметилась устойчивая тенденция социальной направленности бюджета, которая продолжается оставаться приоритетной на протяжении ряда лет.
В таблице 3 приведем анализ расходов бюджета города Могилева.
Впервые за несколько лет бюджет города Могилева исполнен с профицитом 10 140 065,0 тыс. р. Бюджетом города были изысканы необходимые средства и обеспечен достаточный объем финансирования экономики и решение социальных задач. На параметры бюджета продолжат оказывать влияние факторы роста цен на импортируемые в республику топливно-энергетические ресурсы.
Одним из основных направлений бюджетной политики на 2009 год явилось достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы на 107,2 % к уровню 2008 года. В структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начисления на нее в 2009 году составляют 174 504 769,4 тыс. р. В 2009 году расходная часть бюджета города Могилева сложилась в сумме 410 305 538,6 тыс. р., в 2008 году – 326 305 600,2 тыс. р. Увеличение расходов в 2008 году составило 83 999 938,4 тыс. р., темп роста 125,7 %. Это вызвано значительным увеличением расходов на отрасли «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Образование».
В тысячах рублей
Наименование  | 
  2008 год  | 
  2009 год  | 
  Изменение  | 
  Темп роста, %  | |
абсолютное, (+,-)  | 
  относи-тельное, %  | ||||
1  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
1 Общегосударственные расходы  | 
  15 208 182,4  | 
  23 146 088,0  | 
  7 937 905,6  | 
  52,2  | 
  152,2  | 
1.1 Государственные органы общего назначения  | 
  8 869 915,6  | 
  9 567 737,8  | 
  +697 822,2  | 
  7,9  | 
  107,9  | 
1.2 Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления  | 
  371 319,2  | 
  50 808,3  | 
  -320 510,9  | 
  -86,3  | 
  13,7  | 
1.3 Другие общегосударственные расходы  | 
  5 966 947,6  | 
  13 527 541,9  | 
  +7 560 594,3  | 
  126,7  | 
  226,7  | 
1.4 Бюджетные ссуды, бюджетные займы  | 
  2 103 256,0  | 
  5 248 110,4  | 
  +3 144 854,4  | 
  149,5  | 
  249,5  | 
2 Национальная оборона  | 
  108 090,4  | 
  113 342,3  | 
  +5 251,9  | 
  4,9  | 
  104,9  | 
3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  | 
  1 416 620,5  | 
  69 987,8  | 
  -1 346 632,7  | 
  95,1  | 
  4,9  | 
4 Национальная экономика  | 
  13 664 454,8  | 
  13 824 659,9  | 
  +160 205,1  | 
  1,2  | 
  101,2  | 
4.1 Общие экономические вопросы  | 
  20 860,1  | 
  37 777,8  | 
  +16 917,7  | 
  81,1  | 
  181,1  | 
4.2 Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность  | 
  202 212,0  | 
  236 869,4  | 
  +34 657,4  | 
  17,1  | 
  117,1  | 
4.3 Промышленность, энергетика, строительство и архитектура  | 
  2 020 794,7  | 
  2 009 746,5  | 
  -11 048,2  | 
  0,5  | 
  99,5  | 
4.4 Транспорт  | 
  11 336 373,1  | 
  11 134 876,6  | 
  -201 496,5  | 
  1,8  | 
  98,2  | 
5 Жилищные и коммунальные услуги  | 
  69 938 558,2  | 
  102 583 39,2  | 
  +32 644 681,0  | 
  46,7  | 
  146,7  | 
5.1 Жилищное строительство  | 
  481 999,7  | 
  4 787 010,7  | 
  +4 305 011,0  | 
  893,2  | 
  993,2  | 
5.2 Жилищно-коммунальное хозяйство  | 
  30 329 174,7  | 
  45 042 621,2  | 
  +14 713 446,5  | 
  48,5  | 
  148,5  | 
5.3 Благоустройство населенных пунктов  | 
  27 985 635,0  | 
  37 384 246,3  | 
  +9 398 611,3  | 
  33,6  | 
  133,6  | 
5.4 Прочие расходы в области жилищно-коммунальных услуг  | 
  11 141 748,8  | 
  15 369 361,0  | 
  +4 227 612,2  | 
  37,9  | 
  137,9  | 
6 Здравоохранение  | 
  97 454 818,2  | 
  113 204 71,0  | 
  +15 749 552,8  | 
  16,2  | 
  116,2  | 
6.1 Медицинская помощь гражданам  | 
  95 860 398,6  | 
  111 479 76,3  | 
  +15 619 577,7  | 
  16,3  | 
  116,3  | 
6.2 Прочие расходы в области здравоохранения  | 
  1 594 419,6  | 
  1 724 394,7  | 
  +129 975,1  | 
  8,2  | 
  108,2  | 
1  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
7 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации  | 
  10 466 149,0  | 
  18 245 964,0  | 
  +7 779 815,0  | 
  74,3  | 
  174,3  | 
8 Образование  | 
  104 716 445,9  | 
  123 221 564,1  | 
  +18 505 118,2  | 
  17,7  | 
  117,7  | 
8.1 Дошкольное образование  | 
  32 623 673,0  | 
  40 902 090,9  | 
  +8 278 417,9  | 
  25,4  | 
  125,4  | 
8.2 Общее образование  | 
  63 607 119,0  | 
  72 017 499,1  | 
  +8 410 380,1  | 
  13,2  | 
  113,2  | 
8.3 Внешкольное воспитание и обучение  | 
  6 067 173,0  | 
  7 322 671,1  | 
  +1 255 498,1  | 
  20,7  | 
  120,7  | 
8.4 Прочие расходы в области образования  | 
  2 418 480,9  | 
  2 979 303,0  | 
  +560 822,1  | 
  23,2  | 
  123,2  | 
9 Социальная политика  | 
  13 332 280,8  | 
  15 896 322,3  | 
  +2 564 041,5  | 
  19,2  | 
  119,2  | 
10 Итого расходов  | 
  326 305 600,2  | 
  410 305 538,6  | 
  +83 999 938,4  | 
  25,7  | 
  125,7  | 
10.1 Заработная плата рабочих и служащих  | 
  114 782 906,7  | 
  130 454 723,7  | 
  +15 671 817,0  | 
  13,7  | 
  113,7  | 
10.2 Начисления на заработную плату  | 
  38 356 926,2  | 
  44 050 072,7  | 
  +5 693 146,5  | 
  14,8  | 
  114,8  | 
10.3 Медикаменты и перевязочные средства  | 
  4 911 797,7  | 
  5 943 786,4  | 
  +1 031 988,7  | 
  21,0  | 
  121,0  | 
10.4 Продукты питания  | 
  7 802 650,5  | 
  14 171 724,2  | 
  +6 369 073,7  | 
  81,6  | 
  181,6  | 
10.5 Оплата коммунальных услуг  | 
  16 728 485,7  | 
  18 190 278,5  | 
  +1 461 792,8  | 
  8,7  | 
  108,7  | 
10.6 Оплата потребления тепловой энергии  | 
  7 614 305,0  | 
  8 064 884,5  | 
  +450 579,5  | 
  5,9  | 
  105,9  | 
10.7 Оплата потребления газа  | 
  7 835,5  | 
  12 607,7  | 
  +4 772,2  | 
  60,9  | 
  160,9  | 
10.8 Оплата потребления электрической энергии  | 
  2 634 586,7  | 
  3 442 469,6  | 
  +807 882,9  | 
  30,7  | 
  130,7  | 
10.9 Прочие коммунальные услуги  | 
  6 452 264,0  | 
  6 670 316,7  | 
  +218 052,7  | 
  3,4  | 
  103,4  | 
10.10 Прочие расходы  | 
  19 494,5  | 
  -19 494,5  | 
  0,0  | 
  0,0  | |
10.11 Субсидии государственным организациям  | 
  14 797 300,7  | 
  16 886 496,2  | 
  +2 089 195,5  | 
  14,1  | 
  114,1  | 
10.12 Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг)  | 
  15 097 058,4  | 
  22 334 162,0  | 
  +7 237 103,6  | 
  47,9  | 
  147,9  | 
10.13 Прочие субсидии  | 
  5 061 142,5  | 
  4 887 766,7  | 
  -173 375,8  | 
  3,4  | 
  96,6  | 
10.14 Трансферты населению  | 
  13 144 363,9  | 
  13 171 531,0  | 
  +27 167,1  | 
  0,2  | 
  100,2  | 
10.15 Капитальное строительство  | 
  14 744 753,4  | 
  23 666 562,3  | 
  +8 921 808,9  | 
  60,5  | 
  160,5  | 
10.16 Капитальные трансферты  | 
  3 735 568,6  | 
  4 371 081,9  | 
  +635 513,3  | 
  17,0  | 
  117,0  | 
11 Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов внутри страны  | 
  
   
 –  | 
  6 863 268,6  | 
  +6 863 268,6  | 
  
   
 –  | 
  
   
 –  | 
12 Возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, предоставленных внутри страны  | 
  
   
 –  | 
  -1 615 158,2  | 
  -1 615 158,2  | 
  
   
 –  | 
  
   
 –  | 
Профицит (+), Дефицит (-)  | 
  -2 796 988,2  | 
  +10 140 065,0  | 
  +12 937 053,2  | 
  –  | 
  –  | 
Структура основных статей расходов представлена на рисунке 2 и в таблице 4.
Удельный вес данных статей в общей сумме расходов составляет 96,6 % в 2009 году и 95,4 % в 2008 году.
Наибольший удельный вес в структуре расходов имеет образование – 30%. Это объясняется реализацией в 2009 году государственных программ. В рамках реализации мероприятий по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» выделены средства на установку автоматической пожарной сигнализации и проведение капитальных ремонтов.
Рисунок 2 – Структура расходной части бюджета города за 2009 год
по отдельным статьям
На финансирование учреждений здравоохранения в 2009 году выделено 113 204 371,0 тыс. р., темп роста к уровню 2008 года составил 116,2 %. Финансирование расходов по отрасли производилось исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя, который на 2009 год был установлен в размере 253,1 тыс. р. (минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя области установлен в размере 416,3 тыс. р.).
| 
   
 
 Отдельные статьи расходов  | 
  
   
 Удельный вес в сумме расходов, %  | |
2008 год  | 
  2009 год  | |
Общегосударственные расходы  | 
  4,7  | 
  5,6  | 
Жилищные и коммунальные услуги  | 
  21,4  | 
  25,0  | 
Здравоохранение  | 
  29,9  | 
  27,6  | 
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации  | 
  3,2  | 
  4,5  | 
Образование  | 
  32,1  | 
  30,0  | 
Социальная политика  | 
  4,1  | 
  3,9  | 
В состав расходов на отрасль «Здравоохранение» были включены расходы на финансирование следующих государственных программ: Программа развития здравоохранения города Могилева и Могилевского района на 2007-2010 годы; Программа демографической безопасности города Могилева на 2007-2010 годы; Программа возрождения и развития села Могилевской области на 2005-2010 годы; Программа по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц в городе Могилеве на 2007-2010 годы, программа проведения реконструкции, переоснащения и текущего ремонта учреждений здравоохранения, расположенных на территории Могилевского района на 2006-2010 годы. В рамках программы по техническому переоснащению лечебно-профилактических отделений, оказывающих кардиологическую помощь жителям города Могилева и Могилевского района, направлено более 2,7 млрд. р.
Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти