Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.

Оглавление

Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кур ГБ (местн бюдж 2010).doc

— 463.00 Кб (Скачать)

 

Уменьшение поступлений  по налогу на доходы в сумме 85 772,9 тыс. р. произошло вследствие того, что изменился порядок уплаты данного налога банками. В 2007 году банки уплачивали налог на доходы от операций с ценными бумагами, с 2008 года поступления от операций с ценными бумагами стали включаться в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

Необходимо отметить, что произошло  увеличение поступлений по налогу на недвижимость на 11 437 956,4 тыс. р. или на 130 %, удельный вес в сумме собственных доходов в 2008 году составил 12,3 %. 

Данное изменений вызвано тем, что была проведена переоценка основных производственных фондов, а также исключением ряда предприятий города из перечня организаций, пользующихся государственной поддержкой (на предприятия, пользующиеся государственной поддержкой не распространялись повышающие коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость).

Поступления по земельному налогу за 2009 год увеличились по сравнению с 2008 годом на 5 630 675,7 тыс. р. или 125,8 %, их удельный вес в сумме собственных доходов в 2009 году составил 6,8 %. Основная причина увеличения – это изменение сроков уплаты данного налога в 2009 году – в первом квартале уплата производилась ежемесячно, с 1 апреля уплата производилась ежеквартально до 22 числа второго месяца квартала, в 2008 году – уплата производилась ежемесячно.

Темп роста поступлений по налогам  на товары и услуги составил 145,6 % или  реальный  прирост 36 782 160,4 тыс. р.,  их  доля в собственных доходах ровна 30,7 %. В том числе темп роста по налогу на добавленную стоимость – 128,6 %, налогу с продаж – 142,9 %, налогам с выручки – 162,4 %, налогу на услуги – 179,1 %, сборам с пользователей – 4,7 %, платежам за использование (изъятие, добычу природных ресурсов) – 125,8 %.

Рост налога на добавленную  стоимость в значительной мере обусловлен новым принципом распределения, основанным на численности населения  регионов и увеличением норматива отчислений в бюджет с 9,619 в 2008 году до 9,737 в 2009 году. Прирост поступлений на налогу на добавленную стоимость составил 28,6 %.

Рост налога на услуги на 79,1 % к соответствующему периоду  прошлого года вызван  как  увеличением  объемов  оказываемых услуг, так  и увеличением с 1 января 2008 года в 2 раза ставок на услуги сотовой связи, гостиниц, кемпингов.

Снижение поступлений сборов с  пользователей произошло за счет отмены с 01.01.2008 сбора за осуществление торговли и строительства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, сбора за размещение наружной рекламы на иностранных языках, поступления по которым за 2008 год составляли 1 346 830,2 тыс. р.

Наибольший  удельный вес в общей  сумме поступлений по налогам  на товары и услуги занимают: налог  на добавленную стоимость – 30,8 %, налоги и сборы от выручки от реализации товаров – 24,7 %, налог с продаж – 21,0 %, налог на услуги – 16,6 %.

Темп роста поступлений по неналоговым  доходам к 2008 году составил 177,8 %. Основная причина роста – поступление с 1 января 2009 г. в бюджет города денежных средств бюджетных организаций в счет компенсации расходов местных бюджетов.

Наибольший удельный вес в общей  сумме неналоговых поступлений  занимают  штрафы и удержания 38 %, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства  – 19,3 %, доходы от сдачи в аренду имущества,  находящегося  в  государственной собственности – 18,2 %, доходы от реализации государственного имущества – 16,1 %.

Более наглядно динамика поступлений налоговых и неналоговых  доходов в 2008-2009 годах отражена на рисунке 1.

Кроме  того, безвозмездные  поступления  в бюджете города составляют 18 662 628,0 тыс. р. или 4,4 % в общих  доходах (2008 год – 27 222 853 ,9 тыс. р. или 9,7 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов

                     в 2008-2009 годах

 

Одной из причин сложившегося положения является кардинальное изменение концепции формирования доходов бюджета. В структуре безвозмездных поступлений текущие субвенции от других уровней государственного управления составляют 14 297 783,6 тыс. р. или 76,6 %, средства, полученные по взаимным расчетам – 4 364 844,4 тыс. р. или 23,4 %. 

Анализируя общую сумму  доходов, следует отметить, что увеличение поступления  доходов в 2009 году составило 96 936 991,6 тыс. р., темп роста составил 130 %, прирост поступлений составил 30 %. Данное увеличение вызвано высоким уровнем собираемости налогов, изменением налогового законодательства, стабильной работой реального сектора экономики, максимальным использованием местных налогов и сборов, активизирована работа по проведению аукционов по продаже земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Одним из основных источников привлечения дополнительных доходов остается увеличение ставок по налогам на недвижимость и землю.

 

2.2 Анализ состава и  структуры расходов бюджета города  Могилева

 

Расходы бюджета города формируются с учетом установленных параметров по росту заработной платы и особенностей планирования отдельных расходов, прогнозируются с учетом необходимости реализации вновь принятых программ и мероприятий в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Беларусь.

Формирование расходной части бюджета производится исходя из возможностей доходной части. Устойчивое и динамичное развитие отраслей экономики города, достижение основных прогнозных параметров, рост объемов производства продукции, выполнения работ и оказанных услуг, мобилизации дополнительных доходов в бюджет является основой для успешного выполнения расходной части бюджета.

В последние годы произошли  значительные изменения в составе  и структуре расходов бюджета, выразившиеся в сокращении удельного веса затрат на отрасли хозяйства при одновременном увеличении расходов на социально-культурные мероприятия. Наметилась устойчивая тенденция социальной направленности бюджета, которая продолжается оставаться приоритетной на протяжении ряда лет.

В таблице 3 приведем анализ расходов бюджета города Могилева.

Впервые за несколько лет бюджет города Могилева исполнен с профицитом  10 140 065,0 тыс. р. Бюджетом города были изысканы необходимые средства и обеспечен достаточный объем финансирования экономики и решение социальных задач. На параметры бюджета продолжат оказывать влияние факторы роста цен на импортируемые в республику топливно-энергетические ресурсы.

Одним из основных направлений  бюджетной политики на 2009 год явилось достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы на 107,2 % к уровню 2008 года. В структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начисления на нее в 2009 году составляют 174 504 769,4 тыс. р. В 2009 году расходная часть бюджета города Могилева сложилась в сумме 410 305 538,6 тыс. р., в  2008 году – 326 305 600,2 тыс. р. Увеличение расходов в 2008 году составило 83 999 938,4 тыс. р., темп роста 125,7 %. Это вызвано значительным увеличением расходов на отрасли «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Образование».

Таблица 3 – Анализ расходов бюджета города Могилева

В тысячах рублей

Наименование

2008 год

2009 год

Изменение

Темп роста, %

абсолютное, (+,-)

относи-тельное, %

1

2

2

3

4

5

1 Общегосударственные  расходы

15 208 182,4

23 146 088,0

7 937 905,6

52,2

152,2

1.1 Государственные органы  общего назначения

8 869 915,6

9 567 737,8

+697 822,2

7,9

107,9

1.2 Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления

371 319,2

50 808,3

-320 510,9

-86,3

13,7

1.3 Другие общегосударственные расходы

5 966 947,6

13 527 541,9

+7 560 594,3

126,7

226,7

1.4 Бюджетные ссуды,  бюджетные займы

2 103 256,0

5 248 110,4

+3 144 854,4

149,5

249,5

2 Национальная оборона

108 090,4

113 342,3

+5 251,9

4,9

104,9

3 Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

1 416 620,5

69 987,8

-1 346 632,7

95,1

4,9

4 Национальная экономика

13 664 454,8

13 824 659,9

+160 205,1

1,2

101,2

4.1 Общие экономические  вопросы

20 860,1

37 777,8

+16 917,7

81,1

181,1

4.2 Сельское хозяйство,  рыбохозяйственная деятельность

202 212,0

236 869,4

+34 657,4

17,1

117,1

4.3 Промышленность, энергетика, строительство и архитектура

2 020 794,7

2 009 746,5

-11 048,2

0,5

99,5

4.4 Транспорт

11 336 373,1

11 134 876,6

-201 496,5

1,8

98,2

5 Жилищные и коммунальные услуги

69 938 558,2

102 583 39,2

+32 644 681,0

46,7

146,7

5.1 Жилищное строительство

481 999,7

4 787 010,7

+4 305 011,0

893,2

993,2

5.2 Жилищно-коммунальное  хозяйство

30 329 174,7

45 042 621,2

+14 713 446,5

48,5

148,5

5.3 Благоустройство населенных пунктов

27 985 635,0

37 384 246,3

+9 398 611,3

33,6

133,6

5.4 Прочие расходы в области жилищно-коммунальных услуг

11 141 748,8

15 369 361,0

+4 227 612,2

37,9

137,9

6 Здравоохранение

97 454 818,2

113 204 71,0

+15 749 552,8

16,2

116,2

6.1 Медицинская помощь  гражданам

95 860 398,6

111 479 76,3

+15 619 577,7

16,3

116,3

6.2 Прочие расходы в области здравоохранения

1 594 419,6

1 724 394,7

+129 975,1

8,2

108,2


 

Продолжение таблицы 3

1

2

2

3

4

5

7 Физическая культура, спорт, культура и средства  массовой информации

10 466 149,0

18 245 964,0

+7 779 815,0

74,3

174,3

8 Образование

104 716 445,9

123 221 564,1

+18 505 118,2

17,7

117,7

8.1 Дошкольное образование

32 623 673,0

40 902 090,9

+8 278 417,9

25,4

125,4

8.2 Общее образование

63 607 119,0

72 017 499,1

+8 410 380,1

13,2

113,2

8.3 Внешкольное воспитание  и обучение

6 067 173,0

7 322 671,1

+1 255 498,1

20,7

120,7

8.4 Прочие расходы в  области образования

2 418 480,9

2 979 303,0

+560 822,1

23,2

123,2

9 Социальная политика

13 332 280,8

15 896 322,3

+2 564 041,5

19,2

119,2

10 Итого расходов

326 305 600,2

410 305 538,6

+83 999 938,4

25,7

125,7

10.1 Заработная плата  рабочих и служащих

114 782 906,7

130 454 723,7

+15 671 817,0

13,7

113,7

10.2 Начисления на заработную плату

38 356 926,2

44 050 072,7

+5 693 146,5

14,8

114,8

10.3 Медикаменты и перевязочные средства

4 911 797,7

5 943 786,4

+1 031 988,7

21,0

121,0

10.4 Продукты питания

7 802 650,5

14 171 724,2

+6 369 073,7

81,6

181,6

10.5 Оплата коммунальных  услуг

16 728 485,7

18 190 278,5

+1 461 792,8

8,7

108,7

10.6 Оплата потребления  тепловой энергии

7 614 305,0

8 064 884,5

+450 579,5

5,9

105,9

10.7 Оплата потребления  газа

7 835,5

12 607,7

+4 772,2

60,9

160,9

10.8 Оплата потребления  электрической энергии

2 634 586,7

3 442 469,6

+807 882,9

30,7

130,7

10.9 Прочие коммунальные  услуги

6 452 264,0

6 670 316,7

+218 052,7

3,4

103,4

10.10 Прочие расходы

19 494,5

 

-19 494,5

0,0

0,0

10.11 Субсидии государственным организациям

14 797 300,7

16 886 496,2

+2 089 195,5

14,1

114,1

10.12 Убытки организаций,  возникающие при продаже товаров (работ, услуг)

15 097 058,4

22 334 162,0

+7 237 103,6

47,9

147,9

10.13 Прочие субсидии

5 061 142,5

4 887 766,7

-173 375,8

3,4

96,6

10.14 Трансферты населению

13 144 363,9

13 171 531,0

+27 167,1

0,2

100,2

10.15 Капитальное строительство

14 744 753,4

23 666 562,3

+8 921 808,9

60,5

160,5

10.16 Капитальные трансферты

3 735 568,6

4 371 081,9

+635 513,3

17,0

117,0

11 Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов внутри страны

 

6 863 268,6

+6 863 268,6

 

 

12 Возврат бюджетных  ссуд, бюджетных займов, предоставленных внутри страны

 

-1 615 158,2

-1 615 158,2

 

 

Профицит (+),

Дефицит (-)

-2 796 988,2

+10 140 065,0

+12 937 053,2

– 

– 


 

Структура основных статей расходов представлена на рисунке 2 и  в таблице 4. 

Удельный вес данных статей в общей сумме расходов составляет 96,6 %  в 2009 году и 95,4 % в 2008 году.

Наибольший удельный вес в структуре  расходов имеет образование – 30%. Это объясняется реализацией в 2009 году государственных программ. В рамках реализации мероприятий по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» выделены средства на  установку автоматической пожарной сигнализации и проведение капитальных ремонтов.

 

 

Рисунок 2 – Структура  расходной части бюджета города за 2009 год

                      по отдельным статьям

 

На финансирование учреждений здравоохранения в 2009 году выделено 113 204 371,0 тыс. р., темп роста к уровню 2008 года составил 116,2 %. Финансирование расходов по отрасли производилось исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя, который на 2009 год был установлен в размере 253,1 тыс. р. (минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя области установлен в размере 416,3 тыс. р.).

 

 

Таблица 4 – Структура расходной части бюджета города
                      за 2008-2009 годы

 

 

Отдельные статьи расходов

 

Удельный вес в сумме  расходов,

%

2008 год

2009 год

Общегосударственные расходы

4,7

5,6

Жилищные и коммунальные услуги

21,4

25,0

Здравоохранение

29,9

27,6

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

3,2

4,5

Образование

32,1

30,0

Социальная политика

4,1

3,9


 

В состав расходов на отрасль  «Здравоохранение» были включены расходы на финансирование следующих государственных программ:  Программа развития  здравоохранения  города  Могилева  и  Могилевского  района на 2007-2010 годы; Программа демографической безопасности города Могилева на 2007-2010 годы; Программа возрождения и развития села Могилевской области на 2005-2010 годы; Программа по предупреждению инвалидности,  реабилитации инвалидов и созданию безбарьерной  среды жизнедеятельности физически  ослабленных лиц в городе Могилеве на 2007-2010 годы, программа проведения реконструкции, переоснащения и текущего ремонта учреждений здравоохранения,  расположенных на территории Могилевского района на 2006-2010 годы. В рамках программы по техническому переоснащению лечебно-профилактических отделений, оказывающих кардиологическую помощь жителям города Могилева и Могилевского района, направлено более 2,7 млрд. р.

Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти