Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования, распределения и использования местных бюджетов в Республике Беларусь для последующей выработки направлений повышения эффективности формирования, распределения и использования местного бюджета.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ формирования и использования местных бюджетов;
- анализ формирования местных бюджетов с использованием фактического материала по городу Могилеву;
- анализ распределения и использование местного бюджета с использованием фактического материала.
Введение
1 Характеристика и особенности местных бюджетов в Республике Беларусь
1.1 Сущность и содержание местных бюджетов
1.2 Доходы местных бюджетов и их структура
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов
2 Анализ бюджета города Могилева за 2008 – 2009 годы
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета города Могилева
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета города Могилева
3 Направления повышения эффективности формирования местного бюджета города Могилева
Заключение
Список использованных источников
Уменьшение поступлений по налогу на доходы в сумме 85 772,9 тыс. р. произошло вследствие того, что изменился порядок уплаты данного налога банками. В 2007 году банки уплачивали налог на доходы от операций с ценными бумагами, с 2008 года поступления от операций с ценными бумагами стали включаться в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Необходимо отметить, что произошло увеличение поступлений по налогу на недвижимость на 11 437 956,4 тыс. р. или на 130 %, удельный вес в сумме собственных доходов в 2008 году составил 12,3 %.
Данное изменений вызвано тем, что была проведена переоценка основных производственных фондов, а также исключением ряда предприятий города из перечня организаций, пользующихся государственной поддержкой (на предприятия, пользующиеся государственной поддержкой не распространялись повышающие коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость).
Поступления по земельному налогу за 2009 год увеличились по сравнению с 2008 годом на 5 630 675,7 тыс. р. или 125,8 %, их удельный вес в сумме собственных доходов в 2009 году составил 6,8 %. Основная причина увеличения – это изменение сроков уплаты данного налога в 2009 году – в первом квартале уплата производилась ежемесячно, с 1 апреля уплата производилась ежеквартально до 22 числа второго месяца квартала, в 2008 году – уплата производилась ежемесячно.
Темп роста поступлений по налогам на товары и услуги составил 145,6 % или реальный прирост 36 782 160,4 тыс. р., их доля в собственных доходах ровна 30,7 %. В том числе темп роста по налогу на добавленную стоимость – 128,6 %, налогу с продаж – 142,9 %, налогам с выручки – 162,4 %, налогу на услуги – 179,1 %, сборам с пользователей – 4,7 %, платежам за использование (изъятие, добычу природных ресурсов) – 125,8 %.
Рост налога на добавленную стоимость в значительной мере обусловлен новым принципом распределения, основанным на численности населения регионов и увеличением норматива отчислений в бюджет с 9,619 в 2008 году до 9,737 в 2009 году. Прирост поступлений на налогу на добавленную стоимость составил 28,6 %.
Рост налога на услуги на 79,1 % к соответствующему периоду прошлого года вызван как увеличением объемов оказываемых услуг, так и увеличением с 1 января 2008 года в 2 раза ставок на услуги сотовой связи, гостиниц, кемпингов.
Снижение поступлений сборов с
пользователей произошло за счет
отмены с 01.01.2008 сбора за осуществление
торговли и строительства на территории
соответствующих административно-
Наибольший удельный вес в общей сумме поступлений по налогам на товары и услуги занимают: налог на добавленную стоимость – 30,8 %, налоги и сборы от выручки от реализации товаров – 24,7 %, налог с продаж – 21,0 %, налог на услуги – 16,6 %.
Темп роста поступлений по неналоговым доходам к 2008 году составил 177,8 %. Основная причина роста – поступление с 1 января 2009 г. в бюджет города денежных средств бюджетных организаций в счет компенсации расходов местных бюджетов.
Наибольший удельный вес в общей сумме неналоговых поступлений занимают штрафы и удержания 38 %, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства – 19,3 %, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности – 18,2 %, доходы от реализации государственного имущества – 16,1 %.
Более наглядно динамика
поступлений налоговых и
Кроме того, безвозмездные поступления в бюджете города составляют 18 662 628,0 тыс. р. или 4,4 % в общих доходах (2008 год – 27 222 853 ,9 тыс. р. или 9,7 %).
Рисунок 2 – Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов
в 2008-2009 годах
Одной из причин сложившегося положения является кардинальное изменение концепции формирования доходов бюджета. В структуре безвозмездных поступлений текущие субвенции от других уровней государственного управления составляют 14 297 783,6 тыс. р. или 76,6 %, средства, полученные по взаимным расчетам – 4 364 844,4 тыс. р. или 23,4 %.
Анализируя общую сумму доходов, следует отметить, что увеличение поступления доходов в 2009 году составило 96 936 991,6 тыс. р., темп роста составил 130 %, прирост поступлений составил 30 %. Данное увеличение вызвано высоким уровнем собираемости налогов, изменением налогового законодательства, стабильной работой реального сектора экономики, максимальным использованием местных налогов и сборов, активизирована работа по проведению аукционов по продаже земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Одним из основных источников привлечения дополнительных доходов остается увеличение ставок по налогам на недвижимость и землю.
2.2 Анализ состава и
структуры расходов бюджета
Расходы бюджета города формируются с учетом установленных параметров по росту заработной платы и особенностей планирования отдельных расходов, прогнозируются с учетом необходимости реализации вновь принятых программ и мероприятий в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Беларусь.
Формирование расходной части бюджета производится исходя из возможностей доходной части. Устойчивое и динамичное развитие отраслей экономики города, достижение основных прогнозных параметров, рост объемов производства продукции, выполнения работ и оказанных услуг, мобилизации дополнительных доходов в бюджет является основой для успешного выполнения расходной части бюджета.
В последние годы произошли значительные изменения в составе и структуре расходов бюджета, выразившиеся в сокращении удельного веса затрат на отрасли хозяйства при одновременном увеличении расходов на социально-культурные мероприятия. Наметилась устойчивая тенденция социальной направленности бюджета, которая продолжается оставаться приоритетной на протяжении ряда лет.
В таблице 3 приведем анализ расходов бюджета города Могилева.
Впервые за несколько лет бюджет города Могилева исполнен с профицитом 10 140 065,0 тыс. р. Бюджетом города были изысканы необходимые средства и обеспечен достаточный объем финансирования экономики и решение социальных задач. На параметры бюджета продолжат оказывать влияние факторы роста цен на импортируемые в республику топливно-энергетические ресурсы.
Одним из основных направлений бюджетной политики на 2009 год явилось достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы на 107,2 % к уровню 2008 года. В структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начисления на нее в 2009 году составляют 174 504 769,4 тыс. р. В 2009 году расходная часть бюджета города Могилева сложилась в сумме 410 305 538,6 тыс. р., в 2008 году – 326 305 600,2 тыс. р. Увеличение расходов в 2008 году составило 83 999 938,4 тыс. р., темп роста 125,7 %. Это вызвано значительным увеличением расходов на отрасли «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Образование».
В тысячах рублей
Наименование |
2008 год |
2009 год |
Изменение |
Темп роста, % | |
абсолютное, (+,-) |
относи-тельное, % | ||||
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 Общегосударственные расходы |
15 208 182,4 |
23 146 088,0 |
7 937 905,6 |
52,2 |
152,2 |
1.1 Государственные органы общего назначения |
8 869 915,6 |
9 567 737,8 |
+697 822,2 |
7,9 |
107,9 |
1.2 Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления |
371 319,2 |
50 808,3 |
-320 510,9 |
-86,3 |
13,7 |
1.3 Другие общегосударственные расходы |
5 966 947,6 |
13 527 541,9 |
+7 560 594,3 |
126,7 |
226,7 |
1.4 Бюджетные ссуды, бюджетные займы |
2 103 256,0 |
5 248 110,4 |
+3 144 854,4 |
149,5 |
249,5 |
2 Национальная оборона |
108 090,4 |
113 342,3 |
+5 251,9 |
4,9 |
104,9 |
3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
1 416 620,5 |
69 987,8 |
-1 346 632,7 |
95,1 |
4,9 |
4 Национальная экономика |
13 664 454,8 |
13 824 659,9 |
+160 205,1 |
1,2 |
101,2 |
4.1 Общие экономические вопросы |
20 860,1 |
37 777,8 |
+16 917,7 |
81,1 |
181,1 |
4.2 Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность |
202 212,0 |
236 869,4 |
+34 657,4 |
17,1 |
117,1 |
4.3 Промышленность, энергетика, строительство и архитектура |
2 020 794,7 |
2 009 746,5 |
-11 048,2 |
0,5 |
99,5 |
4.4 Транспорт |
11 336 373,1 |
11 134 876,6 |
-201 496,5 |
1,8 |
98,2 |
5 Жилищные и коммунальные услуги |
69 938 558,2 |
102 583 39,2 |
+32 644 681,0 |
46,7 |
146,7 |
5.1 Жилищное строительство |
481 999,7 |
4 787 010,7 |
+4 305 011,0 |
893,2 |
993,2 |
5.2 Жилищно-коммунальное хозяйство |
30 329 174,7 |
45 042 621,2 |
+14 713 446,5 |
48,5 |
148,5 |
5.3 Благоустройство населенных пунктов |
27 985 635,0 |
37 384 246,3 |
+9 398 611,3 |
33,6 |
133,6 |
5.4 Прочие расходы в области жилищно-коммунальных услуг |
11 141 748,8 |
15 369 361,0 |
+4 227 612,2 |
37,9 |
137,9 |
6 Здравоохранение |
97 454 818,2 |
113 204 71,0 |
+15 749 552,8 |
16,2 |
116,2 |
6.1 Медицинская помощь гражданам |
95 860 398,6 |
111 479 76,3 |
+15 619 577,7 |
16,3 |
116,3 |
6.2 Прочие расходы в области здравоохранения |
1 594 419,6 |
1 724 394,7 |
+129 975,1 |
8,2 |
108,2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
10 466 149,0 |
18 245 964,0 |
+7 779 815,0 |
74,3 |
174,3 |
8 Образование |
104 716 445,9 |
123 221 564,1 |
+18 505 118,2 |
17,7 |
117,7 |
8.1 Дошкольное образование |
32 623 673,0 |
40 902 090,9 |
+8 278 417,9 |
25,4 |
125,4 |
8.2 Общее образование |
63 607 119,0 |
72 017 499,1 |
+8 410 380,1 |
13,2 |
113,2 |
8.3 Внешкольное воспитание и обучение |
6 067 173,0 |
7 322 671,1 |
+1 255 498,1 |
20,7 |
120,7 |
8.4 Прочие расходы в области образования |
2 418 480,9 |
2 979 303,0 |
+560 822,1 |
23,2 |
123,2 |
9 Социальная политика |
13 332 280,8 |
15 896 322,3 |
+2 564 041,5 |
19,2 |
119,2 |
10 Итого расходов |
326 305 600,2 |
410 305 538,6 |
+83 999 938,4 |
25,7 |
125,7 |
10.1 Заработная плата рабочих и служащих |
114 782 906,7 |
130 454 723,7 |
+15 671 817,0 |
13,7 |
113,7 |
10.2 Начисления на заработную плату |
38 356 926,2 |
44 050 072,7 |
+5 693 146,5 |
14,8 |
114,8 |
10.3 Медикаменты и перевязочные средства |
4 911 797,7 |
5 943 786,4 |
+1 031 988,7 |
21,0 |
121,0 |
10.4 Продукты питания |
7 802 650,5 |
14 171 724,2 |
+6 369 073,7 |
81,6 |
181,6 |
10.5 Оплата коммунальных услуг |
16 728 485,7 |
18 190 278,5 |
+1 461 792,8 |
8,7 |
108,7 |
10.6 Оплата потребления тепловой энергии |
7 614 305,0 |
8 064 884,5 |
+450 579,5 |
5,9 |
105,9 |
10.7 Оплата потребления газа |
7 835,5 |
12 607,7 |
+4 772,2 |
60,9 |
160,9 |
10.8 Оплата потребления электрической энергии |
2 634 586,7 |
3 442 469,6 |
+807 882,9 |
30,7 |
130,7 |
10.9 Прочие коммунальные услуги |
6 452 264,0 |
6 670 316,7 |
+218 052,7 |
3,4 |
103,4 |
10.10 Прочие расходы |
19 494,5 |
-19 494,5 |
0,0 |
0,0 | |
10.11 Субсидии государственным организациям |
14 797 300,7 |
16 886 496,2 |
+2 089 195,5 |
14,1 |
114,1 |
10.12 Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг) |
15 097 058,4 |
22 334 162,0 |
+7 237 103,6 |
47,9 |
147,9 |
10.13 Прочие субсидии |
5 061 142,5 |
4 887 766,7 |
-173 375,8 |
3,4 |
96,6 |
10.14 Трансферты населению |
13 144 363,9 |
13 171 531,0 |
+27 167,1 |
0,2 |
100,2 |
10.15 Капитальное строительство |
14 744 753,4 |
23 666 562,3 |
+8 921 808,9 |
60,5 |
160,5 |
10.16 Капитальные трансферты |
3 735 568,6 |
4 371 081,9 |
+635 513,3 |
17,0 |
117,0 |
11 Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов внутри страны |
– |
6 863 268,6 |
+6 863 268,6 |
– |
– |
12 Возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, предоставленных внутри страны |
– |
-1 615 158,2 |
-1 615 158,2 |
– |
– |
Профицит (+), Дефицит (-) |
-2 796 988,2 |
+10 140 065,0 |
+12 937 053,2 |
– |
– |
Структура основных статей расходов представлена на рисунке 2 и в таблице 4.
Удельный вес данных статей в общей сумме расходов составляет 96,6 % в 2009 году и 95,4 % в 2008 году.
Наибольший удельный вес в структуре расходов имеет образование – 30%. Это объясняется реализацией в 2009 году государственных программ. В рамках реализации мероприятий по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» выделены средства на установку автоматической пожарной сигнализации и проведение капитальных ремонтов.
Рисунок 2 – Структура расходной части бюджета города за 2009 год
по отдельным статьям
На финансирование учреждений здравоохранения в 2009 году выделено 113 204 371,0 тыс. р., темп роста к уровню 2008 года составил 116,2 %. Финансирование расходов по отрасли производилось исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя, который на 2009 год был установлен в размере 253,1 тыс. р. (минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя области установлен в размере 416,3 тыс. р.).
Отдельные статьи расходов |
Удельный вес в сумме расходов, % | |
2008 год |
2009 год | |
Общегосударственные расходы |
4,7 |
5,6 |
Жилищные и коммунальные услуги |
21,4 |
25,0 |
Здравоохранение |
29,9 |
27,6 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
3,2 |
4,5 |
Образование |
32,1 |
30,0 |
Социальная политика |
4,1 |
3,9 |
В состав расходов на отрасль «Здравоохранение» были включены расходы на финансирование следующих государственных программ: Программа развития здравоохранения города Могилева и Могилевского района на 2007-2010 годы; Программа демографической безопасности города Могилева на 2007-2010 годы; Программа возрождения и развития села Могилевской области на 2005-2010 годы; Программа по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц в городе Могилеве на 2007-2010 годы, программа проведения реконструкции, переоснащения и текущего ремонта учреждений здравоохранения, расположенных на территории Могилевского района на 2006-2010 годы. В рамках программы по техническому переоснащению лечебно-профилактических отделений, оказывающих кардиологическую помощь жителям города Могилева и Могилевского района, направлено более 2,7 млрд. р.
Информация о работе Местные бюджеты как финансовая база местных органов власти