Финансы местных органов власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:31, реферат

Краткое описание

В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества в ст. 4, посвященной экономическим основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Введение 

       Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и  условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся  система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

       Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической  и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

       Так, Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в ст. 9 финансовые ресурсы  органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

       В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах –  участниках Содружества в ст. 4, посвященной  экономическим основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами.

       Подобный  подход получил свое отражение в  российском законодательстве при регулировании  этих вопросов.

       Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" в гл. V закрепляет финансово-экономическую основу местного самоуправления. 
 
 

1. Экономическая основа  местного самоуправления 

       Экономическую основу местного самоуправления в соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляют:

    • муниципальная собственность;
    • местные финансы;
    • имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;
    • иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

       Состав  муниципальной собственности определен  Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 29 этого Закона, сюда входят:

    • средства местного бюджета;
    • муниципальные внебюджетные фонды;
    • имущество органов местного самоуправления;
    • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
    • муниципальные предприятия и организации;
    • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
    • муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
    • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
    • другое движимое и недвижимое имущество.

       В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

       Органы  местного самоуправления, как это  предусмотрено ст. 132 Конституции  Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В соответствии с законом они вправе:

    • передавать объекты этой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;
    • сдавать в аренду;
    • отчуждать, совершать с имуществом иные сделки;
    • устанавливать условия использования земель;
    • определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности;
    • определять в договорах и соглашениях условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов.

       Органы  местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

       Отношения органов местного самоуправления с  предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчиненности.

       Органы  местного самоуправления:

    • определяют цели, условия и порядок их деятельности;
    • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;
    • утверждают их уставы;
    • назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций;
    • заслушивают отчеты об их деятельности.

       Отношения органов местного самоуправления с  предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом.

       Органам местного самоуправления предоставлено право:

    • выступать муниципальным заказчиком на выполнение работ по: благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры и т. д. с использованием собственных материальных и финансовых средств;
    • осуществлять в интересах населения внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законом.
 

2. Финансовая основа  местного самоуправления 

       2.1. Местные финансы. 

       Финансовую  основу местного самоуправления составляют местные финансы, т. е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:

    • средства местного бюджета;
    • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
    • другие финансовые средства.

       В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных  образований.

       Бюджетный кодекс Российской Федерации относит  местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10). Под бюджетом муниципального образования (с. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации) понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 

       2.2. Доходы местных  бюджетов. 

       Доходы  местных бюджетов регулируются Федеральным  законом "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:

    • собственных доходов;
    • поступлений от регулируемых доходов.

       Доходная  часть может также включать финансовую помощь в различных формах и средства по взаимным зачетам.

       Рассмотрим  детально доходную часть местных бюджетов:

       1. Местные налоги и сборы установлены ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу;
    • налог на наследование или дарение;
    • местные лицензионные сборы.

       2. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

       1) доходы от приватизации и реализации  муниципального имущества;

       2) не менее 10% доходов от приватизации  государственного имущества, находящегося  на территории муниципального  образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

       3) доходы от сдачи в аренду  муниципального имущества, включая  аренду нежилых помещений, и  муниципальных земель;

       4) платежи за пользование недрами  и природными ресурсами, установленные  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       5) доходы от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

       6) штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации;

       7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       8) не менее 50% налога на имущество  предприятий (организаций);

       9) подоходный налог с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

       3. К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

       Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.

       К указанным долям относятся:

       1) часть подоходного налога с  физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;

       2) часть налога на прибыль организаций  в пределах не менее 5% в среднем  по субъекту Российской Федерации;

       3) часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

       4) часть акцизов на спирт, водку  и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

       5) часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

Информация о работе Финансы местных органов власти