Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Цель – подробный анализ и изучение местных финансов.
К задачам работы относятся: изучение основных понятий, необходимых для подробного рассмотрения темы; рассмотрение состава и роли местных финансов в финансовой системе России; анализ основных тенденций развития местных финансов; рассмотрение бюджета города Волгограда, его динамику и основные тенденции развития; ознакомление с системой внебюджетных фондов и их ролью в местном бюджете; анализ проблем местных органов самоуправления.
Введение с.2
1. Экономическое содержание и роль местных финансов с.4
2. Бюджет Волгограда с.9
3. Местные внебюджетные фонды с.15
4. Современные проблемы финансов органов с.18
самоуправления
Заключение с.22
Список литературы с.24
1. Экономическое содержание и роль местных финансов с.4
2. Бюджет Волгограда
3. Местные внебюджетные фонды с.15
4. Современные проблемы финансов органов с.18
самоуправления
Заключение с.22
Список литературы с.24
Приложение
Введение
Темой данного реферата являются местные финансы, их содержание и структура, а также роль в бюджетной системе страны.
Цель – подробный анализ и изучение местных финансов.
К задачам работы относятся: изучение основных понятий, необходимых для подробного рассмотрения темы; рассмотрение состава и роли местных финансов в финансовой системе России; анализ основных тенденций развития местных финансов; рассмотрение бюджета города Волгограда, его динамику и основные тенденции развития; ознакомление с системой внебюджетных фондов и их ролью в местном бюджете; анализ проблем местных органов самоуправления.
Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и призванным обеспечить удовлетворение его потребностей в общественных благах. Органы местного самоуправления, как отмечал один из основателей отечественной муниципальной теории академик Л.К. Велихов, принимают на себя по уполномочию местного населения и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач.1
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, принятой странами – членами Совета Европы в 1985 г., люди, проживающие компактно на одной территории и нуждающиеся в определенных услугах, должны иметь демократические органы, которые представляли бы их интересы. Местное самоуправление рассматривается как демократический институт, орган негосударственного типа, отражающий интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах.
С позиции достижения наилучших экономических результатов общественной деятельности рациональное распределение ответственности будет заключаться в том, чтобы доверить местным органам власти ту часть ее, которая ограничивается данной территорией, имея в виду, что центральному правительству и органам власти субъекта федерации надлежит нести ответственность только за те виды деятельности, которые влияют на развитие экономики региона и государства в целом.
Несмотря на то, что в разных странах круг полномочий различных уровней управления существенно различается, в последнее время во многих из них сформировалась некоторая общая тенденция, заключающаяся в постепенном расширении полномочий низших эшелонов власти, прежде всего в сфере финансов, децентрализации ответственности по предоставлению общественных услуг населению. Данная тенденция связана с задачами повышения эффективности расходования государственных средств, более полного учета интересов населения, укрепления общественных демократических институтов.
Разделение обязанностей между различными эшелонами власти, передача и закрепление соответствующих полномочий определяют потребности властных структур в финансовых ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий. Таким образом, возникает объективная необходимость формирования финансовой основы местного самоуправления.
1. Экономическое содержание и роль местных финансов
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. В отличие от федеральных финансов местные финансы обеспечивают удовлетворение общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной ее части, объединенной границами конкретного муниципального образования.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Поскольку местное самоуправление должно отражать интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах, и обеспечить удовлетворение этих потребностей, основные задачи муниципальной деятельности связаны с повышением качества жизни населения муниципального образования, оказанием муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти. При этом под муниципальными услугами понимается весь комплекс услуг, носящих местный характер, т.е. жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, торговые, образовательные, социальные, культурные и иные услуги, осуществляемые в привязке к месту жительства. К муниципальным услугам также относят обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение экологического и санитарного благосостояния в границах муниципального образования.2
В этом плане муниципальные финансы можно определить как формирование и использование денежных доходов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.
Успешность реализации задач муниципальной деятельности зависит от достаточности финансовой основы органов местного самоуправления, уровня развития финансового потенциала территории и эффективности управления местными финансовыми ресурсами. Органы местной власти несут ответственность за решение всех вопросов местного значения, хотя управляют непосредственно только собственными финансовыми ресурсами. Финансы частных юридических и физических лиц не находятся в ведении муниципальных властных структур, однако они являются объектом управления, объектом муниципальной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования муниципальных заказов и т.д.
Местные финансы включают:
-муниципальный бюджет,
-муниципальные внебюджетные фонды,
-муниципальный кредит,
-государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,
-финансы муниципальных унитарных предприятий.3
Существуют и другие классификации местных финансов (рис.1 прилож.)
Наиболее
значительная доля финансовых ресурсов
муниципальных образований
Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.
В современных условиях важной составляющей муниципальных финансов является муниципальный кредит. В странах с развитой рыночной экономикой роль заемных средств в реализации задач социально-экономического развития муниципальных образований достаточно велика. Привлечение заемных ресурсов осуществляется в форме выпуска муниципальных ценных бумаг и банковских кредитов.4
В России, как и во многих зарубежных странах, расширение использования заемных средств связано с усилением ответственности нижестоящих уровней управления за предоставление общественных услуг населению, развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов. Крупные муниципальные образования создают собственные схемы привлечения муниципальных кредитов, используемых на финансирование как инвестиционных, так и текущих расходов. Ключевое значение при выборе заемных источников финансирования муниципальной деятельности имеет определение реальной потребности в заемных средствах и источников их погашения.
Элементами
местных финансов являются финансы
муниципальных унитарных
Предприятия и организации других форм собственности (иных видов подчинения) участвуют в формировании муниципальных финансов через образование целевых фондов, используемых на жилищно-коммунальное строительство, содержание хозяйственной и финансовой инфраструктуры, ведомственных объектов, финансирование различных муниципальных программ.
Финансовые ресурсы муниципального образования включают централизованные и децентрализованные средства. В состав централизованных ресурсов входят налоговые и неналоговые платежи и сборы, децентрализованных – прибыль предприятий, амортизационные отчисления, кредитные ресурсы, денежные доходы населения.
Децентрализация бюджетной системы
России в 90-х гг. привела к серьёзному
перераспределению бюджетных
2. Бюджет Волгограда
Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 14) бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местный бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования». 5
В 2010-2011 годах бюджет Волгоградской области имел ярко выраженный антикризисный характер. Особое внимание уделялось оптимизации бюджетных расходов и безусловному выполнению всех принятых мер социальной поддержки.
Следует отметить, что формирование и исполнение областного бюджета происходило в условиях продолжающегося изменения нормативной и законодательной базы.
2010 год
можно назвать «переломным», регион
перенастроился на движение
Важным принципом, актуальным для муниципальных образований, является сбалансированность бюджета. Это означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6
Объем доходов бюджета текущего года - 59 млрд рублей, из которых безвозмездные поступления - 9,7 млрд рублей. Их сумма сократилась почти в два раза по сравнению с 2011 годом. В 2013 году, прогнозируют финансисты, ситуация еще усугубится – доходы будут равны 58,9 млрд рублей. В итоге размер дефицита будет вновь, как и в этом году, максимально возможным – 15% от доходной части бюджета. Предельный объем государственного долга Волгоградской области на 2012 год - 24 млрд. рублей, на 2013 год – 27 млрд. рублей.