Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Цель – подробный анализ и изучение местных финансов.
К задачам работы относятся: изучение основных понятий, необходимых для подробного рассмотрения темы; рассмотрение состава и роли местных финансов в финансовой системе России; анализ основных тенденций развития местных финансов; рассмотрение бюджета города Волгограда, его динамику и основные тенденции развития; ознакомление с системой внебюджетных фондов и их ролью в местном бюджете; анализ проблем местных органов самоуправления.
Введение с.2
1. Экономическое содержание и роль местных финансов с.4
2. Бюджет Волгограда с.9
3. Местные внебюджетные фонды с.15
4. Современные проблемы финансов органов с.18
самоуправления
Заключение с.22
Список литературы с.24
За I квартал 2012 г. доходы консолидированного бюджета области и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составили 18,4 млрд. рублей, расходы профинансированы в объеме 19,3 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы увеличились на 279 млн. рублей или на 1,5%, расходы на 2090 млн. рублей или на 12,1% (рис.2 прилож.)
Важным для муниципальных бюджетов является принцип самостоятельности, который реализуется через соответствующие права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе:
-самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования и эффективно использовать средства бюджета, определять источники финансирования дефицита бюджета;
-устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджет;
-недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии по расходам бюджетов;
-недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, и некоторые другие.7
Доходы Волгоградского бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения. Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов:
-налоговые и неналоговые;
-законодательно закрепленные (без определения срока) и полученные от субъекта Федерации в порядке межбюджетного регулирования, целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.
Налоговые доходы местных бюджетов включают: налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов; отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от деятельности муниципальных организаций; административных платежей; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; безвозмездных перечислений.
За январь-март 2012 года на территории Волгоградской области мобилизовано налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области на сумму 13,1 млрд. рублей, в том числе:
- в собственно областной бюджет – 9,2 млрд. рублей (доля в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета области – 70,4%),
-в местные бюджеты – 3,9 млрд. рублей (29,6%).
По сравнению с январем-мартом 2011 года поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области снизились на 1,1 %, в том числе в собственно областной бюджет выросли на 0,5%, в местные бюджеты снизились на 4,7 %.
По основным доходным источникам темпы роста в январе-марте 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года составили:
-по налогу на прибыль организаций – 106%,
-по налогу на доходы физических лиц – 110,5%,
-по акцизам – 123,5%,
-по налогам на совокупный доход – 121,8%.
В структуре консолидированного бюджета Волгоградской области наибольший удельный вес в январе-марте 2012 года занимают: налог на доходы физических лиц (35,4%), налог на прибыль организаций (28,8%), акцизы (10,9%), налоги на совокупный доход (6%) (рис.3 прилож.)
Состав расходов муниципальных бюджетов отличен от расходов федерального бюджета, так как в муниципальные бюджеты не включаются направления расходования средств, являющиеся прерогативой центрального органа власти (расходы на национальную оборону, безопасность государства, международную деятельность и др.). Особенности содержания расходов местных бюджетов определяются задачами местного самоуправления по обеспечению социально-экономического развития муниципального образования, повышению качества жизни проживающего на его территории населения.
В целом расходы бюджета Волгограда, как и других муниципальных образований, включают следующие основные группы:
• расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
• расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга.
В 2012 году в расходах на дорожное хозяйство в проекте бюджета запланировано 6,6 млрд. рублей, на газификацию - 2,3 млрд. рублей.
В ближайшие три года бюджетная политика Волгоградской области определяется как общегосударственными процессами, так и стратегическими целями развития региона. Перспективная динамика региональных экономических процессов представлена в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года. В этом документе обозначены направления движения по наиболее важным и актуальным проблемам социально-экономического развития региона.
Бюджет Волгоградской области на 2012-2014 годы должен основываться на стратегических ориентирах развития региона и содержать оценку реальных возможностей для увеличения расходов по приоритетным направлениям на региональном и муниципальном уровне, прежде всего, на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры. Исходя из этого, необходимо определить систему действий по следующим направлениям:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Волгоградской области. В среднесрочной перспективе необходимо стремиться к снижению дефицита бюджета, сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне. В 2014 году дефицит бюджета должен составлять не более 5 процентов относительно доходов без учета безвозмездных поступлений.
2. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение качества жизни населения, посредством совершенствования системы стратегического планирования.
3. Нацеленность бюджетной системы на достижение конкретных результатов. Сегодня Администрация Волгоградской области активно решает вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, рассматривая эту деятельность как стратегически важную в ближайшей и среднесрочной перспективе. Необходимо уделять максимум внимания совершенствованию бюджетного процесса, переходу бюджетного планирования от управления затратами к управлению результатами.
4. Совершенствование системы управления государственной собственностью Волгоградской области. Необходимо предусматривать в расходных обязательствах бюджетов средства на обновление, восстановление основных фондов, используемых государственными и муниципальными организациями.
5. Использование инструментов поддержки инвестиционной и инновационной деятельности. В 2012-2014 годах инвестиционная политика Волгоградской области, также как и в предыдущие годы, будет направлена на улучшение инвестиционного климата в регионе
3. Местные внебюджетные фонды
Внебюджетные социально-страховые фонды – институты, создаваемые для реализации важнейшей общественной задачи – защиты населения от социальных рисков. Цель данных фондов – реализация важнейших социальных гарантий: государственное пенсионное обеспечение, оказание бесплатной медицинской помощи, выплаты во время отпуска по беременности и родам, а также защита от социальных рисков, которые неизбежно сопровождают трудовую деятельность, – поддержка в сфере занятости, в случае потери трудоспособности и т.д.
Социальные
внебюджетные фонды – самостоятельные
финансово-кредитные
Внебюджетные
фонды местных органов
Контроль
целевого использования
В связи с расширением для местных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации таких средств, направляемых на финансирование общерегиональных мероприятий стало образование внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Внебюджетные фонды органов местного самоуправления могут формироваться за счет следующих источников:
– добровольных
взносов юридических и
– доходов от аукционов;
– доходов от местных займов;
– доходов от продажи объектов городской, районной коммунальной собственности, доходов от продажи населению квартир и домов относящихся к коммунальной собственности;
– доходов от ценных бумаг, приобретенных за счет городских и районных фондов;
– платы за регистрацию и перерегистрацию предприятий всех форм собственности;
– штрафов за загрязнение окружающей среды, установленных местными советами, в зависимости от нанесенного ущерба, предприятиями всех форм собственности;
– и другие.
Для управления
фондом может создаваться
Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направлены на расходы, связанные:
– со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;
– с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;
– с перерасходами установленных смет и нормативов.
Создание местных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, укреплению местных финансов, способствует более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов регионов и т.п.
Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
4. Современные проблемы финансов
органов местного самоуправления
На сегодняшний день существует множество проблем в управлении региональными финансами. Далее приведен перечень основных проблем с путями их решения.
В настоящее время в России отсутствует единая система оценки финансовых (налоговых) потенциалов субъектов Федерации и муниципальных образований, а следовательно, и их минимальной бюджетной потребности. И это несмотря на тот факт, что неравномерность экономического развития территорий в России – одна из самых высоких в мире.8
Без достоверных данных, характеризующих налоговые потенциалы, равно как и суммарные финансовые потоки между центром и субъектами Федерации и муниципальными образованиями, практически невозможно формирование взвешенной региональной экономической политики, соответствующей современным требованиям и политической обстановке. Это ведет к бесконтрольности расходования бюджетных средств и ухудшает экономическое положение в стране.
Серьезные
недостатки в федеральном законодательстве
о местном самоуправлении мешают
развитию финансовых основ муниципальных
образований. Отсутствует четкое распределение
прав и обязанностей местного самоуправления
в бюджетной сфере, объективный механизм
распределения бюджетных доходов и выравнивания
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований. Следует отметить, что инфраструктурное
обеспечение бюджетной системы имеется
только в крупных административно-
На сегодняшний день существует множество недостатков в управлении региональными финансами, поэтому далее приведен перечень конкретных проблем:
1.Сохраняется
недостаточно высокий объем