Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).

Оглавление

введение 3
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета 4
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления 14
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления 36
заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблема формирования бюджета г.Тюмени.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

В таблице 2.2. содержится перечень расходов местных бюджетов состоящий из наименований, разбитых по группам.

Таблица 2.2.

Структура исполнения расходной части бюджета города Тюмени за 2005, тыс.руб

Код

раз­дела

Наименование разделов, подразделов

Утвержденный план на 2005 год

Уточненный план на 2005 год

Исполнено за 2005 год

 

 

 

 

 

Всего

 

Текущие расходы

Бюджет разви­тия

Всего

 

Текущие расходы

Бюджет разви­тия

Всего

 

Текущие расходы

Бюджет разви­тия

0106

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

311656

 

311656

 

 

 

325838

 

325838

 

 

 

325814

 

325814

 

 

 

 

 

в том числе капитальные расходы

3825

 

3825

 

 

 

4912

 

4912

 

 

 

4906

 

4906

 

 

 

 

 

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

200

 

200

 

 

 

200

 

200

 

 

 

315

 

315

 

 

 

0500

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

167089

 

167089

 

 

 

165466

 

165466

 

 

 

165288

 

165288

 

 

 

 

 

в том числе капитальные расходы

9373

 

9573

 

 

 

12874

 

12874

 

 

 

12873

 

12873

 

 

 

 

 

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

395

 

395

 

 

 

395

 

395

 

 

 

352

 

352

 

 

 

0700

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА     И СТРОИТЕЛЬСТВО

в том числе капитальные расходы

24086

 

1138

 

22948

 

30781

 

1138

 

29643

 

23978

 

1137

 

22841

 

 

 

22948

 

 

 

22948

 

29643

 

 

 

29643

 

22841

 

 

 

22841

 

 

080

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И

РЫБОЛОВСТВО

0

0

 

804

804

 

803

803

 

1000

 

 

ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

 

101539

 

 

10153

 

 

 

 

10306

 

10306

 

 

 

 

103054

 

 

103054

 

 

0

100

Автомобильный транспорт

72540

72540

0

72862

72862

0

72862

72862

 

1005

Прочие виды транспорта

10750

10750

 

10428

10428

 

10428

10428

 

1007

Информатика

18249

18249

 

19776

19776

 

19764

19764

 

 

в том числе капитальные расходы

2894

2894

 

 

4896

4896

 

 

4725

4725

 

 

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

 

 

 

 

 

4112

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

4112

 

 

 

 

 

4112

 

 

 

 

 

 

3764

 

 

 

 

 

3764

 

1200

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ —ХОЗЯЙСТВО

920135

 

920135

 

0

 

983976

 

983976

 

0

954182

 

954182

 

0

 

1201

Жилищное хозяйство

234879

234879

 

254902

254902

 

242420

242420

 

1202

Коммунальное хозяйство

643311

643311

 

678034

678034

 

661070

661070

 

1203

 

Прочие структуры и мероприятия жилищно-коммунального хозяйства

41945

 

41945

 

 

 

 

51040

 

51040

 

 

 

50692

 

50692

 

 

 

 

том числе капитальные расходы

129575

 

129575

 

 

 

180113

 

180113

 

 

 

161939

 

161910

 

 

 

1300

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

13928

 

13928

 

0

 

20196

 

20196

 

0

 

20195

 

20195

 

0

 

1302

 

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

11499

 

11499

 

 

 

17767

 

.   17767

 

 

 

17766

 

17766

 

 

 

1304

 

Государственная противопожарная служба

2429

 

2429

 

 

 

2429

 

2429

 

 

 

2429

 

2429

 

 

 

 

 

в том числе капитальные расходы

0

 

0

 

 

 

66

 

66

 

 

 

66

 

66

 

 

 

1400

ОБРАЗОВАНИЕ

1567908

1567908

0

1657266

1657266

0

1642037

1642037

0

1401

Дошкольное образование

479798

479798

 

510516

510516

 

506756

506756

 

1402

Общее образование

1006070

1006070

 

1050597

1050597

 

1040747

1040747

 

1404

 

Среднее профессиональное образование

6801

 

6801

 

 

 

5499

 

5499

 

 

 

5385

 

5385

 

 

 

1407

 

Прочие расходы в области образования

75239

 

75239

 

 

 

90654

 

90654

 

 

 

89149

 

89149

 

 

 

 

 

в том числе капитальные расходы

73925

 

73925

 

 

 

134015

 

134015

 

 

 

124726

 

124726

 

 

 

 

 

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

59708

 

59708

 

 

 

59708

 

59708

 

 

 

53181

 

53181

 

 

1500

 

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

72052

 

72052

 

 

 

75051

 

75051

 

 

 

74560

 

74560

 

 

 

 

 

в том числе капитальные расходы

11717

 

11717

 

 

 

12140

 

12140

 

 

 

11914

 

11914

 

 

 

 

 

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

2495

 

4 2495

 

 

2495

 

2495

 

 

1918

 

1918

 

 

1600

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

5600

 

5600

 

 

 

5724

 

5724

 

 

 

3723

 

3723

 

 

 

1700

 

1701 1703

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

449269

 

437756 11513

449269

 

437756 11513

0

 

488658

 

476610

12048

488658

 

476610

12048

0

 

479987

 

467952

12035

479987

 

467952

12035

0

 

 

 

в том числе капитальные расходы

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

41874

 

 

 

 

 

 

106648

41874

 

 

 

 

 

 

106648

 

 

54336

 

 

 

 

 

 

106648

54336

 

 

 

 

 

 

106648

 

 

48946

 

 

 

 

 

 

104162

48946

 

 

 

 

 

 

104162

 

 

1800

1801 1802

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Учреждения социального обеспечения

Социальная помощь

283968

 

57043 8458

 

283968

 

57043 8458

0

 

304342

 

59856 9826

304342

 

59856 9826

0

 

297625

 

58390 9723

297625

 

58390 9723

0

 

1803 1806

 

Молодежная политика Прочие мероприятия в области социальной политики

7228

 

211239

7228

 

211239

 

 

10903

 

223757

10903

 

223757

 

 

10826

 

218686

10826

 

218686

 

 

 

 

 

В том числе капитальные расходы

 

40

 

40

 

 

 

493

 

493

 

 

 

493

 

493

 

 

 

Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

 

 

 

 

 

5209

 

 

 

 

 

5209

 

 

 

 

 

 

 

5209

 

 

 

 

 

5209

 

 

 

 

 

 

 

4713

 

 

 

 

 

4713

 

 

1900

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

1170

 

1170

 

 

 

3137

 

3137

 

 

 

2885

 

2885

 

 

 

3000

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

72638

72638

0

64842

64842

0

60339

60339

0

3001

Резервный фонд

65194

65194

 

45621

45621

 

22632

22632

 

3002

Проведение выборов

9025

9025

 

8848

8848

 

8848

8848

 

3003

 

Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)

-34241

-34241

 

-34241

-34241

 

-13633

-13633

 

3004

 

Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов

32660

 

32660

 

 

 

44614

 

44614

 

 

 

42492

 

42492

 

 

 

 

 

в том числе капитальные расходы

0

 

0

 

 

 

14683

 

14683

 

 

 

12617

 

12617

 

 

 

Итого расходов

3991038

3968090

22948

4229147

4199504

29643

4154470

4131629

22841

 

 

в том числе капитальные расходы

296371

 

273423

 

22948

 

448171

 

418528

 

29643

 

406046

 

383205

 

22841

 

 

 

Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленные на содержание учреждений

178767

 

178767

 

0

 

178767

 

178767

 

0

 

168405

 

168405

 

0

 

ВСЕГО РАСХОДОВ:

 

4169805

 

4146857

 

22948

 

4407914

 

4378271

 

29643

 

4322875

 

4300034

 

22841

 


 

Проанализировав бюджет г.Тюмени за 2005 год можно сделать вывод о том, что бюджет выполнен с профицитом на 100, 6%.

Доход 4 350 405 тыс. руб. – Расход 4 322 875 тыс. руб. = 27530 тыс. руб.

Своевременно и в полном объеме профинансированы все бюджетополучатели. При этом сохранился приоритет на финансирование социальной сферы, расходы на которую составили 297625 тыс.руб. Своевременно выплачивались зарплата, пенсии, пособия, проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений.

Высокий бюджет позволяет больше средств тратить на образование, здравоохранение и культуру.

 

2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления

 

Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населению - быть обеспеченными бюджетными услугами.

В соответствии с Уставом Тюменской области г. Тюмень является административным центром области.

Законом Тюменской области «Об административном центре Тюменской области», принятом в 2001 году определены: статус административного центра, полномочия органов местного самоуправления г. Тюмени и органов государственной власти Тюменской области, а также порядок финансирования расходов г. Тюмени, обусловленных наличием у г. Тюмени статуса административного центра.

Расходы      г.Тюмени,      обусловленные      наличием      статуса административного центра области, финансируются за счет средств областного бюджета путем предоставления бюджету города с субсидий,   которые   отдельной статьей предусматриваются   в   законе Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В случае необходимости по согласованию с Администрацией г. Тюмени могут быть предусмотрены иные формы финансирования расходов Тюмени,  обусловленных  наличием статуса административного  центра области.

Финансовое    положение   г.    Тюмени    в   значительной    степени отличается   от   финансового   положения   остальных      муниципальных образований области, т.к. по сути г. Тюмень является городом-донором.

Так удельный вес доходов и расходов бюджета г. Тюмени в общей сумме   доходов   и   расходов   бюджетов   муниципальных   образований составил в 2003г. -69% и 62%, в 2004г. - по 59%, в 2005г. - 58% и 57%.

Бюджет г. Тюмени от консолидированного бюджета Тюменской области, включающего областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, составил в 2003г. - 15%, в 2004г. - 12% и в 2005г. - 9%. [17, С.17]

Снижение доли бюджета г. Тюмени в консолидированном бюджете области и в бюджетах муниципальных образований говорит о том, что действующая в Тюменской области модель межбюджетных отношений ориентирована преимущественно  на выравнивание доходов  бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными местных бюджетов.

Основными  положениями,   на  которых  строятся  межбюджетные отношения в Тюменской области, являются:

- передача регулирующих доходов в местные бюджеты без закрепления их на долговременной основе;

- разграничение    расходных    полномочий,    находящихся в совместном ведении и государственных полномочий между областным и местными бюджетами;

- применение единых сценарных условий при планировании параметров бюджета, с корректировкой на местные условия муниципальных образований;

- распределение    финансовой    помощи    для    выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и средств на выполнение передаваемых им государственных полномочий.

Формирование бюджета г. Тюмени, целевых программ происходит сверху   вниз   -   органы   государственной   власти   области   фактически определяют    параметры    бюджета    города,    осуществляя   расчеты    и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов и перечень расходов, передаваемых из областного бюджета. Таким образом, права местных органов власти в течение последних лет постоянно сужаются. Обязанность выполнения предписанных сверху нормативов расходов  практически  не оставляет местным  органам   власти   г. Тюмени   никакой  свободы   в  отношении формирования расходной части своего бюджета.

Оптимизация   межбюджетных   отношений,   прежде   всего,  должна проходить по пути наращивания собственной доходной базы местных бюджетов   (в   конкретном   случае   бюджета   г.Тюмени),   сокращения встречных  финансовых  потоков  и уменьшения зависимости  бюджета города от областного бюджета. Однако собственные доходы г.Тюмени т.е. закрепленные (полностью или частично) на постоянной основе, составили в доходах бюджета города за 2003г. - 56,7% (1279554 тыс.руб.), за 2004г. -(2,1% (160054тыс.руб.) и за 2005г. - 39,0% (1620558 тыс.руб.). [17, С.18]

В 2004 году Законом РФ от 20.08.2004 №  120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» изменилось содержание понятия собственные доходы бюджета, а понятие регулирующих налогов и сборов вообще ушло из понятийного аппарата бюджетного и налогового законодательства. [3]

Так в соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса (в редакции Закона РФ от 20.08.2004 № 120-ФЗ) к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Кроме того, вышеуказанным законом глава 16 Бюджетного кодекса РФ изменила свое название с «Межбюджетные отношения» на «Межбюджетные трансферты», соответственно изменилось и ее содержание. В частности к формам бюджетного регулирования теперь относятся лишь различные виды финансовой помощи. [17, С.20]

Принципиально важное значение имеет необходимость закрепления за    местными    бюджетами    таких    доходных    источников,    которые обеспечивали бы стабильное поступление доходов. Вот почему в местном налогообложении      основной      упор      должен      быть      сделан поимущественные и подоходные налоги. В этой связи в первую очередь следует   передать    в    местную   компетенцию    налог   на   имущество предприятий. Местным не только по форме, но и по существу стал налог на землю, его нужно полностью зачислять в местные бюджеты После замены земельного налога и налога на имущество физических ли налогом на недвижимость его сделали местным налогом, отнюдь не региональным, как это установлено в Налоговом кодексе. Местный характер должны,  очевидно, носить и некоторые налоги потребителей, в частности акцизы на отдельные товары.

Укреплению финансовой базы органов местного самоуправление способствовало бы расширение перечня местных налогов, в том числе передача в их ведение единого налога на вмененный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государ­ства и местного самоуправления.

С экономической точки зрения бюджет является совокуп­ностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собствен­ность государства и муниципальных образований денежные средст­ва — финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществ­ления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Бюджетные расходы в зависимости от их экономического со­держания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Рос­сийской Федерации.

Местные бюджеты являются составляющей бюджетной системы РФ и несут большую нагрузку, связанную с социально-экономическим развитием территорий. В расходах бюджета города Тюмени подавляющую часть составляют отчисления на социально-культурные учреждения, учреждения здравоохранения и образования — 50%, 25% составляют дотации по жилищно-коммунальному хозяйству и 25% дорожное хозяйство В отличие от прошлых лет, в Закон введена норма, устанавливающая, что орган финансового контроля Администрации Тюмени или контрольный орган Законодательного Собрания вправе осуществлять ревизию местного бюджета муниципального образования, получающего финансовую помощь из бюджета Тюменской области, а также осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджета Тюменской области. Очень важным стратегическим шагом повышения доходности муниципального образования является привлечение внешних инвестиций в экономику города, в том числе и за счет реформирования механизма межбюджетных отношений.

Проанализировав бюджет г.Тюмени за 2005 год можно сделать вывод о том, что бюджет выполнен с профицитом на 100, 6%.

Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. Расходы      г.Тюмени,      обусловленные      наличием      статуса административного центра области, финансируются за счет средств областного бюджета путем предоставления бюджету города с субсидий Финансовое    положение   г.    Тюмени    в   значительной    степени отличается   от   финансового   положения   остальных      муниципальных образований области, т.к. по сути г. Тюмень является городом-донором.  Так удельный вес доходов и расходов бюджета г. Тюмени в общей сумме   доходов   и   расходов   бюджетов   муниципальных   образований составил в 2003г. -69% и 62%, в 2004г. - по 59%, в 2005г. - 58% и 57%.

Формирование бюджета г. Тюмени, целевых программ происходит сверху   вниз   -   органы   государственной   власти   области   фактически определяют    параметры    бюджета    города,    осуществляя   расчеты    и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов и перечень расходов, передаваемых из областного бюджета.

Оптимизация   межбюджетных   отношений,   прежде   всего,  должна проходить по пути наращивания собственной доходной базы местных бюджетов   (в   конкретном   случае   бюджета   г.Тюмени),   сокращения встречных  финансовых  потоков  и уменьшения зависимости  бюджета города от областного бюджета.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ. М.: «ЭКМОС», 2004.

2. Закон Тюменской области от 29.12.05 №  267-33 « О бюджете Тюменской области на 2006 год».

3.        Закон РФ от 20.08.2004 №  120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».

4. Федеральный Закон от 25.09.97 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», (ред. от 09.07.99 № 159-ФЗ).

5.        Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2005 год» с прило­жениями. М.: Библиотечка РГ, 2004.

6.        Отчет об исполнении бюджета города Тюмени за 2005 год. – Приложение к решению Тюменской городской Думы от 28.01.06 № 201.

7.        Решение Тюменской городской Думы от 26.01.2006. № 201 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета г. Тюмени за 2005 год»

8.                  Аксентьев В.А., Науменко Е.Е. Методика формирования бюджета с учетом факторов устойчивого развития // Эффективность управления реформированием бюджетного производства, 2005. – 384с.

Информация о работе Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования