Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).
введение 3
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета 4
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления 14
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления 36
заключение 40
Список использованной литературы
В таблице 2.2. содержится перечень расходов местных бюджетов состоящий из наименований, разбитых по группам.
Таблица 2.2.
Структура исполнения расходной части бюджета города Тюмени за 2005, тыс.руб
Код раздела | Наименование разделов, подразделов | Утвержденный план на 2005 год | Уточненный план на 2005 год | Исполнено за 2005 год
| |||||||||
|
| Всего
| Текущие расходы | Бюджет развития | Всего
| Текущие расходы | Бюджет развития | Всего
| Текущие расходы | Бюджет развития | |||
0106
| ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ | 311656
| 311656
|
| 325838
| 325838
|
| 325814
| 325814
|
| |||
| в том числе капитальные расходы | 3825
| 3825
|
| 4912
| 4912
|
| 4906
| 4906
|
| |||
| Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 200
| 200
|
| 200
| 200
|
| 315
| 315
|
| |||
0500
| ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | 167089
| 167089
|
| 165466
| 165466
|
| 165288
| 165288
|
| |||
| в том числе капитальные расходы | 9373
| 9573
|
| 12874
| 12874
|
| 12873
| 12873
|
| |||
| Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 395
| 395
|
| 395
| 395
|
| 352
| 352
|
| |||
0700
| ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО в том числе капитальные расходы | 24086
| 1138
| 22948
| 30781
| 1138
| 29643
| 23978
| 1137
| 22841
| |||
| 22948
|
| 22948
| 29643
|
| 29643
| 22841
|
| 22841
| ||||
080 | СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО | 0 | 0 |
| 804 | 804 |
| 803 | 803 |
| |||
1000
| ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |
101539
|
10153
|
|
10306 |
10306
|
|
103054
|
103054
|
0 | |||
100 | Автомобильный транспорт | 72540 | 72540 | 0 | 72862 | 72862 | 0 | 72862 | 72862 |
| |||
1005 | Прочие виды транспорта | 10750 | 10750 |
| 10428 | 10428 |
| 10428 | 10428 |
| |||
1007 | Информатика | 18249 | 18249 |
| 19776 | 19776 |
| 19764 | 19764 |
| |||
| в том числе капитальные расходы | 2894 | 2894 |
| 4896 | 4896 |
| 4725 | 4725 |
| |||
| Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
4112 |
12 |
|
4112 |
4112 |
|
3764 |
3764 |
| |||
1200
| ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ —ХОЗЯЙСТВО | 920135
| 920135
| 0
| 983976
| 983976
| 0 | 954182
| 954182
| 0
| |||
1201 | Жилищное хозяйство | 234879 | 234879 |
| 254902 | 254902 |
| 242420 | 242420 |
| |||
1202 | Коммунальное хозяйство | 643311 | 643311 |
| 678034 | 678034 |
| 661070 | 661070 |
| |||
1203
| Прочие структуры и мероприятия жилищно-коммунального хозяйства | 41945
| 41945
|
| 51040
| 51040
|
| 50692
| 50692
|
| |||
| том числе капитальные расходы | 129575
| 129575
|
| 180113
| 180113
|
| 161939
| 161910
|
| |||
1300
| ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | 13928
| 13928
| 0
| 20196
| 20196
| 0
| 20195
| 20195
| 0
| |||
1302
| Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций | 11499
| 11499
|
| 17767
| . 17767
|
| 17766
| 17766
|
| |||
1304
| Государственная противопожарная служба | 2429
| 2429
|
| 2429
| 2429
|
| 2429
| 2429
|
| |||
| в том числе капитальные расходы | 0
| 0
|
| 66
| 66
|
| 66
| 66
|
| |||
1400 | ОБРАЗОВАНИЕ | 1567908 | 1567908 | 0 | 1657266 | 1657266 | 0 | 1642037 | 1642037 | 0 | |||
1401 | Дошкольное образование | 479798 | 479798 |
| 510516 | 510516 |
| 506756 | 506756 |
| |||
1402 | Общее образование | 1006070 | 1006070 |
| 1050597 | 1050597 |
| 1040747 | 1040747 |
| |||
1404
| Среднее профессиональное образование | 6801
| 6801
|
| 5499
| 5499
|
| 5385
| 5385
|
| |||
1407
| Прочие расходы в области образования | 75239
| 75239
|
| 90654
| 90654
|
| 89149
| 89149
|
| |||
| в том числе капитальные расходы | 73925
| 73925
|
| 134015
| 134015
|
| 124726
| 124726
|
| |||
| Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 59708
| 59708
|
| 59708
| 59708
|
| 53181
| 53181
|
| |||
1500
| КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ | 72052
| 72052
|
| 75051
| 75051
|
| 74560
| 74560
|
| |||
| в том числе капитальные расходы | 11717
| 11717
|
| 12140
| 12140
|
| 11914
| 11914
|
| |||
| Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 2495
| 4 2495
|
| 2495
| 2495
|
| 1918
| 1918
|
| |||
1600 | СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 5600
| 5600
|
| 5724
| 5724
|
| 3723
| 3723
|
| |||
1700
1701 1703 | ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Здравоохранение Физическая культура и спорт | 449269
437756 11513 | 449269
437756 11513 | 0
| 488658
476610 12048 | 488658
476610 12048 | 0
| 479987
467952 12035 | 479987
467952 12035 | 0
| |||
| в том числе капитальные расходы Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 41874
106648 | 41874
106648 |
| 54336
106648 | 54336
106648 |
| 48946
104162 | 48946
104162 |
| |||
1800 1801 1802
| СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Учреждения социального обеспечения Социальная помощь | 283968
57043 8458
| 283968
57043 8458 | 0
| 304342
59856 9826 | 304342
59856 9826 | 0
| 297625
58390 9723 | 297625
58390 9723 | 0
| |||
1803 1806
| Молодежная политика Прочие мероприятия в области социальной политики | 7228
211239 | 7228
211239 |
| 10903
223757 | 10903
223757 |
| 10826
218686 | 10826
218686 |
| |||
| В том числе капитальные расходы |
40 |
40 |
|
493 |
493 |
|
493 |
493 |
| |||
| Кроме того, расходы, производимые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
5209 |
5209 |
|
5209 |
5209 |
|
4713 |
4713 |
| |||
1900
| ОБСЛУЖИВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА | 1170
| 1170
|
| 3137
| 3137
|
| 2885
| 2885
|
| |||
3000 | ПРОЧИЕ РАСХОДЫ | 72638 | 72638 | 0 | 64842 | 64842 | 0 | 60339 | 60339 | 0 | |||
3001 | Резервный фонд | 65194 | 65194 |
| 45621 | 45621 |
| 22632 | 22632 |
| |||
3002 | Проведение выборов | 9025 | 9025 |
| 8848 | 8848 |
| 8848 | 8848 |
| |||
3003
| Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды) | -34241 | -34241 |
| -34241 | -34241 |
| -13633 | -13633 |
| |||
3004
| Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов | 32660
| 32660
|
| 44614
| 44614
|
| 42492
| 42492
|
| |||
| в том числе капитальные расходы | 0
| 0
|
| 14683
| 14683
|
| 12617
| 12617
|
| |||
| Итого расходов | 3991038 | 3968090 | 22948 | 4229147 | 4199504 | 29643 | 4154470 | 4131629 | 22841 | |||
| в том числе капитальные расходы | 296371
| 273423
| 22948
| 448171
| 418528
| 29643
| 406046
| 383205
| 22841
| |||
| Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленные на содержание учреждений | 178767
| 178767
| 0
| 178767
| 178767
| 0
| 168405
| 168405
| 0
| |||
ВСЕГО РАСХОДОВ:
| 4169805
| 4146857
| 22948
| 4407914
| 4378271
| 29643
| 4322875
| 4300034
| 22841
|
Проанализировав бюджет г.Тюмени за 2005 год можно сделать вывод о том, что бюджет выполнен с профицитом на 100, 6%.
Доход 4 350 405 тыс. руб. – Расход 4 322 875 тыс. руб. = 27530 тыс. руб.
Своевременно и в полном объеме профинансированы все бюджетополучатели. При этом сохранился приоритет на финансирование социальной сферы, расходы на которую составили 297625 тыс.руб. Своевременно выплачивались зарплата, пенсии, пособия, проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений.
Высокий бюджет позволяет больше средств тратить на образование, здравоохранение и культуру.
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления
Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населению - быть обеспеченными бюджетными услугами.
В соответствии с Уставом Тюменской области г. Тюмень является административным центром области.
Законом Тюменской области «Об административном центре Тюменской области», принятом в 2001 году определены: статус административного центра, полномочия органов местного самоуправления г. Тюмени и органов государственной власти Тюменской области, а также порядок финансирования расходов г. Тюмени, обусловленных наличием у г. Тюмени статуса административного центра.
Расходы г.Тюмени, обусловленные наличием статуса административного центра области, финансируются за счет средств областного бюджета путем предоставления бюджету города с субсидий, которые отдельной статьей предусматриваются в законе Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год. В случае необходимости по согласованию с Администрацией г. Тюмени могут быть предусмотрены иные формы финансирования расходов Тюмени, обусловленных наличием статуса административного центра области.
Финансовое положение г. Тюмени в значительной степени отличается от финансового положения остальных муниципальных образований области, т.к. по сути г. Тюмень является городом-донором.
Так удельный вес доходов и расходов бюджета г. Тюмени в общей сумме доходов и расходов бюджетов муниципальных образований составил в 2003г. -69% и 62%, в 2004г. - по 59%, в 2005г. - 58% и 57%.
Бюджет г. Тюмени от консолидированного бюджета Тюменской области, включающего областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, составил в 2003г. - 15%, в 2004г. - 12% и в 2005г. - 9%. [17, С.17]
Снижение доли бюджета г. Тюмени в консолидированном бюджете области и в бюджетах муниципальных образований говорит о том, что действующая в Тюменской области модель межбюджетных отношений ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными местных бюджетов.
Основными положениями, на которых строятся межбюджетные отношения в Тюменской области, являются:
- передача регулирующих доходов в местные бюджеты без закрепления их на долговременной основе;
- разграничение расходных полномочий, находящихся в совместном ведении и государственных полномочий между областным и местными бюджетами;
- применение единых сценарных условий при планировании параметров бюджета, с корректировкой на местные условия муниципальных образований;
- распределение финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и средств на выполнение передаваемых им государственных полномочий.
Формирование бюджета г. Тюмени, целевых программ происходит сверху вниз - органы государственной власти области фактически определяют параметры бюджета города, осуществляя расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов и перечень расходов, передаваемых из областного бюджета. Таким образом, права местных органов власти в течение последних лет постоянно сужаются. Обязанность выполнения предписанных сверху нормативов расходов практически не оставляет местным органам власти г. Тюмени никакой свободы в отношении формирования расходной части своего бюджета.
Оптимизация межбюджетных отношений, прежде всего, должна проходить по пути наращивания собственной доходной базы местных бюджетов (в конкретном случае бюджета г.Тюмени), сокращения встречных финансовых потоков и уменьшения зависимости бюджета города от областного бюджета. Однако собственные доходы г.Тюмени т.е. закрепленные (полностью или частично) на постоянной основе, составили в доходах бюджета города за 2003г. - 56,7% (1279554 тыс.руб.), за 2004г. -(2,1% (160054тыс.руб.) и за 2005г. - 39,0% (1620558 тыс.руб.). [17, С.18]
В 2004 году Законом РФ от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» изменилось содержание понятия собственные доходы бюджета, а понятие регулирующих налогов и сборов вообще ушло из понятийного аппарата бюджетного и налогового законодательства. [3]
Так в соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса (в редакции Закона РФ от 20.08.2004 № 120-ФЗ) к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Кроме того, вышеуказанным законом глава 16 Бюджетного кодекса РФ изменила свое название с «Межбюджетные отношения» на «Межбюджетные трансферты», соответственно изменилось и ее содержание. В частности к формам бюджетного регулирования теперь относятся лишь различные виды финансовой помощи. [17, С.20]
Принципиально важное значение имеет необходимость закрепления за местными бюджетами таких доходных источников, которые обеспечивали бы стабильное поступление доходов. Вот почему в местном налогообложении основной упор должен быть сделан поимущественные и подоходные налоги. В этой связи в первую очередь следует передать в местную компетенцию налог на имущество предприятий. Местным не только по форме, но и по существу стал налог на землю, его нужно полностью зачислять в местные бюджеты После замены земельного налога и налога на имущество физических ли налогом на недвижимость его сделали местным налогом, отнюдь не региональным, как это установлено в Налоговом кодексе. Местный характер должны, очевидно, носить и некоторые налоги потребителей, в частности акцизы на отдельные товары.
Укреплению финансовой базы органов местного самоуправление способствовало бы расширение перечня местных налогов, в том числе передача в их ведение единого налога на вмененный доход.
заключение
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.
С экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства — финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.
Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Местные бюджеты являются составляющей бюджетной системы РФ и несут большую нагрузку, связанную с социально-экономическим развитием территорий. В расходах бюджета города Тюмени подавляющую часть составляют отчисления на социально-культурные учреждения, учреждения здравоохранения и образования — 50%, 25% составляют дотации по жилищно-коммунальному хозяйству и 25% дорожное хозяйство В отличие от прошлых лет, в Закон введена норма, устанавливающая, что орган финансового контроля Администрации Тюмени или контрольный орган Законодательного Собрания вправе осуществлять ревизию местного бюджета муниципального образования, получающего финансовую помощь из бюджета Тюменской области, а также осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджета Тюменской области. Очень важным стратегическим шагом повышения доходности муниципального образования является привлечение внешних инвестиций в экономику города, в том числе и за счет реформирования механизма межбюджетных отношений.
Проанализировав бюджет г.Тюмени за 2005 год можно сделать вывод о том, что бюджет выполнен с профицитом на 100, 6%.
Межбюджетные отношения - один из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства. Расходы г.Тюмени, обусловленные наличием статуса административного центра области, финансируются за счет средств областного бюджета путем предоставления бюджету города с субсидий Финансовое положение г. Тюмени в значительной степени отличается от финансового положения остальных муниципальных образований области, т.к. по сути г. Тюмень является городом-донором. Так удельный вес доходов и расходов бюджета г. Тюмени в общей сумме доходов и расходов бюджетов муниципальных образований составил в 2003г. -69% и 62%, в 2004г. - по 59%, в 2005г. - 58% и 57%.
Формирование бюджета г. Тюмени, целевых программ происходит сверху вниз - органы государственной власти области фактически определяют параметры бюджета города, осуществляя расчеты и обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов и перечень расходов, передаваемых из областного бюджета.
Оптимизация межбюджетных отношений, прежде всего, должна проходить по пути наращивания собственной доходной базы местных бюджетов (в конкретном случае бюджета г.Тюмени), сокращения встречных финансовых потоков и уменьшения зависимости бюджета города от областного бюджета.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ. М.: «ЭКМОС», 2004.
2. Закон Тюменской области от 29.12.05 № 267-33 « О бюджете Тюменской области на 2006 год».
3. Закон РФ от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».
4. Федеральный Закон от 25.09.97 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», (ред. от 09.07.99 № 159-ФЗ).
5. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2005 год» с приложениями. М.: Библиотечка РГ, 2004.
6. Отчет об исполнении бюджета города Тюмени за 2005 год. – Приложение к решению Тюменской городской Думы от 28.01.06 № 201.
7. Решение Тюменской городской Думы от 26.01.2006. № 201 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета г. Тюмени за 2005 год»
8. Аксентьев В.А., Науменко Е.Е. Методика формирования бюджета с учетом факторов устойчивого развития // Эффективность управления реформированием бюджетного производства, 2005. – 384с.
Информация о работе Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования