Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).
введение 3
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета 4
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления 14
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления 36
заключение 40
Список использованной литературы
Достижению целей обеспечения эффективности бюджетирования во всем мире призвана способствовать система межбюджетных отношений, в том числе через оказание финансового содействия одного уровня бюджетной системы другому. Формы такого содействия различны: бюджетные ссуды, дотации, займы.
Под бюджетной ссудой понимается передача бюджетных средств другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В свою очередь, дотация отличается от ссуды тем, что это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих, расходов. Напротив, государственный или муниципальный заем (заимствование) всегда осуществляется на возмездной основе. При этом под таким заимствованием понимается передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с. уплатой процента (платы) на сумму займа.
Возникновению бюджетного дефицита чаше всего способствует наличие большого государственного долга, ибо это влечет за собой снижение эффективности межбюджетных отношений. Под государственным (или муниципальным) долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий I по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Основными формами публичного долга рассматриваемого вида являются:
- внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте;
- внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. [18, С.36]
Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценностей, обеспечение независимости и достойной России роли в мировом сообществе. Для реализации этих целей в 2002—2004 гг. должны быть решены многие социальные, макроэкономические, структурно-инвестиционные, конституциональные, финансовые и другие задачи:
Первая — преодоление послекризисного спада уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, повышения оплаты труда в соответствии с ростом его производительности, обеспечения эффективности уровня занятости трудоспособного населения.
Вторая — создание условий для достижения роста производства преимущественно на основе модернизации экономики и повышение ее эффективности. Необходимыми условиями являются защита прав собственности, наличие эффективной финансовой системы, способной перераспределять капитал, макроэкономическая стабильность, которая обеспечивает низкие положительные процентные ставки и удержание низкой инфляции, на основе реструктуризации соответствующих отраслей и формирования рынков на их продукцию и услуги. Важнейшим фактором повышения общей эффективности экономики является устранение диспропорций в системе относительных цен, снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти и домохозяйствами.
Третья — нормализация функционирования и воспроизводства производственно-
Четвертая — формирование институциональной среды, которая бы стимулировала экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики.
Пятая — неукоснительное выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики. В первую очередь это касается повышения эффективности расходования бюджетных средств, что особенно важно в условиях, когда увеличение непроцентных расходов затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.
Шестая — укрепление экономических основ федерализма, что подразумевает упрочение единого экономического пространства на основе приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в выполнении общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов (с учетом региональной специфики).
Седьмая — осуществление денежно-кредитной политики, направленной на поддержание возможно более низкого инфляционного фона, не подрывающей мотивации к сбережению и инвестированию; обеспечение предсказуемой динамики валютного курса, низких положительных процентных ставок, а также сбалансированности денежного предложения и спроса. Достижение реальных результатов по этим направлениям должно привести к сохранению положительных тенденций в экономике, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов бюджета и, в конечном итоге, к стабилизации и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации, в том числе и в региональном разрезе.
Обобщая материал, изложенный выше, можно отметить, что существует тесная взаимозависимость и опосредование между показателями социально-экономического развития и бюджетом территорий.
Следует сказать, что реализация самых значимых задач развития экономики, прогнозов по доходам и расходам бюджета возможна только при условии осуществления надлежащего контроля. И здесь можно обратиться к функции бюджета — контрольной.
Таким образом, бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает особое внимание к реальному обеспечению принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ, продолжению бюджетной реформы. Можно убедиться, что бюджетная реформа должна носить более системный характер, учитывать изменения, происшедшие в механизме перераспределения ВВП, осуществляемого, наряду с бюджетом, финансовым рынком и финансовыми посредниками, коммерческими банками, пенсионным фондом и другими финансовыми институтами.
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления
Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства — финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.
Под муниципальными доходами (т.е. под доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления. [18, С.297]
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных, дотаций, субсидий, субвенций, заемных средств. Доходы формируются также за счет поступлений от использования муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; ассигнований на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнований на финансирование реализации федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местного бюджета и других.
Под собственными доходами следует понимать виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами. Собственные доходы состоят из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации местные налоги и сборы (ст. 41 п. 2, ст. 61 Бюджетного кодекса РФ; ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления РФ»).
Местные налоги и сборы. Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 132) наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Перечень и ставки местных налогов и сборов установлены федеральным законодательством и, в соответствии с ним, законодательством субъектов Российской Федерации.
Местные налоги и сборы являются одним из перспективных источников формирования доходной части бюджета.
Налоговый кодекс РФ (ст. 15) называет следующие виды местных налогов и сборов: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
Это в значительной степени уменьшает число имеющихся источников доходов по сравнению с ныне действующим законодательством. Вопросы установления местных налогов и сборов стали чаще рассматриваться органами местного самоуправления. Это вызвано стремлением увеличить доходную часть местных бюджетов. Представительными органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы. [10, С.411]
Доля местных налогов в объеме местных бюджетов отдельных муниципальных образований составляет от 13,3 % (Екатеринбург) до 56,2% (Омск). [21,С.344] Объясняется это тем, что удельный вес трех доминирующих регулирующих источников доходов (налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость) снизился с 70% до 55%. И органы местного самоуправления вынуждены вводить местные налоги, чтобы удержать ситуацию. [10, С.411]
Более или менее эффективными являются три местных налога, касающиеся физических лиц: налог на имущество; земельный налог и регистрационный сбор за право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако эти налоги не решают проблему малодостаточности местных бюджетов.
Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджетов. Причем следует отметить, что в современной финансовой науке для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям. И одной из значимых является классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанного основания деления (классификации) различают три вида доходов бюджетов: неналоговые доходы бюджетов; налоговые доходы бюджетов; безвозмездные перечисления.
Нельзя не отметить, что состав каждого из указанных видов доходов и в целом критерии и принципы классификации видов государственных доходов (доходов бюджетов) в процессе эволюции финансовой науки (и науки финансового права) неоднократно становился предметом дискуссий.
Доходы местного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.
Налоговый кодекс РФ к собственным муниципальным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Одновременно Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в муниципальные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.
К неналоговым доходам муниципального бюджета относятся:
1. средства, получаемые от продажи регионального имущества;
2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за
сдачу во временное владение и пользование или во временное
пользование имущества, находящегося в собственности региона;
3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
4. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося
в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
5. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов
по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
Информация о работе Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования