Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).
введение 3
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета 4
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления 14
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления 36
заключение 40
Список использованной литературы
15
содержание
введение
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления
заключение
Список использованной литературы
введение
Актуальность темы курсовой работы. В условиях объективных сложностей прогнозирования макроэкономической ситуации в РФ качество бюджетного формирования требует радикального улучшения: это, прежде всего, реальная оценка прогнозной инфляции в условиях присутствия до сих пор естественных монополий при несовершенстве структуры экономики и низком качестве технической подготовки проектов бюджета на всех уровнях. Подготовка и реализация закона о монетаризации льгот, исполненного в госплановских традициях, разгоняет инфляцию на статистически ощутимые величины и обеспечивает растущее социальное напряжение в обществе.
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).
Предмет курсовой работы - бюджетная система.
Объект исследования - г.Тюмень.
Методологической базой для написания курсовой работы послужили труды следующих авторов: Васильева В.И., Лексина В.Н., Лушина С.И., Парыгиной В.А., Ческидовой М., Швецова А.Н. и других.
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета
Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. При этом сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств. [1, С.131.]
С экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Напротив, как юридическая категория бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет-план), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет-закон). При этом такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений. При этом все бюджеты в России составляются в форме годовых бюджетов — на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря). В целом — при нормальном функционировании государственной машины — бюджет утверждается и вступает в силу перед началом года, на который простирается его действие. Однако на практике так происходит не всегда, достаточно вспомнить бюджетные коллизии первой половины 1990-х годов.
Бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции: 1) распределительно-
Значение распределительно-
Как можно увидеть, перечисленные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Кроме того, поскольку наука о бюджетной деятельности развивается в рамках науки финансовой, она тесно взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения российского права и экономической мысли, а следовательно, указанные функции реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории.
Под внебюджетными фондами понимаются форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. Бюджеты и внебюджетные фонды могут существовать только в правовой форме, т.е. в виде разработанных в соответствии с методологией бюджетного планирования и принятых в установленной законодательством процедуре нормативных правовых актов.
К настоящему времени предложены самые различные классификации видов бюджетов и внебюджетных фондов, которые, в свою очередь, базируются на различных критериях. Причем показательно — наиболее распространенным критерием выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы Российской Федерации. Исходя из такого критерия, как правило, различают:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты и бюджеты местных внебюджетных фондов.
Можно привести основные особенности выделяемых исходя из отнесения к тому или иному уровню бюджетной системы видов бюджетов.
Федеральный бюджет принимается в особой, установленной Бюджетным кодексом РФ процедуре в форме ежегодного федерального закона.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. [18, С.29-30]
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Многочисленные местные бюджеты составляют важное звено бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время бюджеты муниципальных образований принимаются: в форме нормативно-правовых актов представительных (законодательных) органов местного самоуправления — городскими советами депутатов, местными думами и т.д.; сходом граждан.
Рассматривая виды бюджетных фондов, нельзя не остановиться на проблемах консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Под консолидированным бюджетом Российской Федерации понимается совокупность федерального бюджета и консолидированных бюджетов ее субъектов.
В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта РФ – это бюджет конкретного субъекта плюс свод всех бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта.
Основным критерием эффективности бюджетной деятельности являются достаточность бюджетов и отсутствие бюджетного дефицита (превышение расходов бюджета над его доходами). В то же время основным индикатором эффективности бюджетирования выступают не столько показатели бюджетов различных уровней, сколько соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета страны.
Вместе с тем необходимо понимать, что дефицит бюджета для большинства стран — нормальное явление (разумеется, пока оно не приобретает непосильных для страны размеров). Главное — не допускать превышения дефицитом разумных пределов. По сути, эффективность бюджетирования зиждется на правильном использовании механизмов управления бюджетным дефицитом. Органами, осуществляющими такое социальное управление, являются исполнительные органы государства (как правило, правительство и министерство финансов, а в некоторых странах еще и президент с Центробанком), которые должны руководствоваться следующими основными принципами:
— объемы публичных долгов всегда должны быть известны органу управления бюджетным дефицитом (правительству, министерству финансов и т.д.) и подлежать учету;
— все расходы государства должны носить открытый и прозрачный характер. Если орган управления (правительство, министерство финансов и т.д.) не знает об истинных объемах осуществляемых расходов, эффективное управление дефицитом невозможно;
— все доходы государства также должны носить открытый и прозрачный характер;
— недопустимы расходы, осуществление которых в текущем бюджетном году не является неоспоримо необходимым;
— недопустимы скрытая девальвация национальной валюты и соответственно скрытая денежная эмиссия;
— недопустимо использование источников покрытия дефицита бюджета, неэффективность которых доказана опытом предыдущих лет; — внешние заимствования могут выступать источниками (финансирования дефицита только в случае крайней необходимости и когда все другие источники уже исчерпаны. [18, С.33-34]
Последний принцип обусловлен в первую очередь тем, ч го в отличие от использования внутренних источников иностранные заимствования носят не только экономический (финансовый), но и политический характер, а значит, во многих случаях могут стать рычагами иностранного политического влияния, как правило существенно расходящегося с национальными интересами государства. По сути, чрезмерное увлечение иностранными заимствованиями не только снижает политический вес государства на внешнеполитической арене, оно может даже привести к фактической зависимости внешней политики этого государства от позиций государств-кредиторов. Особенно пагубной такая ситуация может оказаться для стран с неразвитой политически системой, высоким уровнем коррупции и, как следствие, — со слабой экономикой.
Таким образом, при внешнем заимствовании провоцируется двоякая ситуация. С одной стороны, все новыми кредитами государство-заемщик загоняется во все большие долги, по, с другой стороны, так как полученные по таким кредитам денежные средства по большей части фактически разворовываются политической элитой, они не могут использоваться для целей снижения уровня бюджетной недостаточности. Как следствие, несмотря на формально существенные денежные вливания и крупные по местным меркам займы, не создается внутренних предпосылок к улучшению ситуации в части дефицита бюджета, наоборот, он увеличивается за счет новых долгов. При этом политические элиты через систему принимаемых валютных и таможенных нормативно-правовых актов фактически обеспечивают юридическую беспрепятственность вывоза собственных капиталов из страны, уводя украденные тем или иным образом иностранные заемные средства как от национального налогообложения, так и в целом из национальной экономики. В силу «полудемократичности» таких режимов постепенно происходит поэтапная ротация политических элит. А вновь приходящие к власти элиты находят национальное финансовое хозяйство в совершенно расстроенном состоянии, однако в силу относительной скоротечности своего «мига власти» (времени пребывания у власти) не заинтересованы в проведении глобальных реформ, которые были бы направлены на изменение устоявшейся ситуации. Напротив, им выгодно законсервировать ситуацию, чтобы тоже поучаствовать во «всеобщем обогащении» узкого круга «лиц, припавших устами к ресурсам и национальным богатствам». Естественно, что рассматриваемая ситуация абсолютно устраивает и государство-донора. По сути, оплачивая в форме межгосударственных кредитов алчность конкретных представителей местных политических элит, такое государство получает порой неограниченный доступ к экономическим и политическим (внешнеполитическим) ресурсам зависимого государства.
Финансирование дефицитов бюджетов в Российской Федерации разделяется на внутренние и внешние источники.
Внутренние источники: поступления средств от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам; бюджетные кредиты; продажа акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности; продажа земельных участков; изменение остатков средств внебюджетных фондов и бюджетов; государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Внешние источники: получение кредитов от иностранных государств и международных организаций; рассрочка платежей по ранее полученным кредитам; реализация внешних облигационных займов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам, Лондонскому клубу кредиторов, по коммерческой задолженности, по облигациям внутреннего государственного валютного займа, по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфином России за счет средств Центробанка.
Информация о работе Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования