Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).

Оглавление

введение 3
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета 4
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления 14
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления 36
заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблема формирования бюджета г.Тюмени.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

 

2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)

2.1. Особенности формирования доходной части бюджета

 

Местные бюджеты являются составляющей бюджетной системы РФ и несут большую нагрузку, связанную с социально-экономическим развитием территорий. В настоящее время состояние местных бюджетов служит индикатором социально-экономи­ческого развития и требует глубокого аналитического изучения.

В материальном аспекте как государственный, так и местные бюджеты, представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образова­ния денежный фонд, который находится в распоряжении соответ­ствующих органов государственной власти или местного само­управления [10, С.130].

Рассмотрим местный бюджет на примере бюджета города Тюмени. Бюджет города на 2004 год по доходам составил 4 млрд. 109 млн. 111 тыс. рублей, по расходам в размере 4 млрд. 111млн. 640 тыс. рублей. В нашем случае расходы превышают доходы бюджета на 2 млн. 529 тыс. рублей [17, С.30]. Следует говорить, что бюджет принят с дефицитом.

В расходах бюджета нашего города подавляющую часть составляют отчисления на социально-культурные учреждения, учреждения здравоохранения и образования — 50%, 25% составляют дотации по жилищно-коммунальному хозяйству и 25% дорожное хозяйство [17, С.14].

Огромную роль играет Тюменская область (ее предприятия как главный инвестор бюджета города Тюмени. Поскольку около половины бюджетных денег города — это финансовая помощь области, в частности грамотных и рациональных действий губернатора С.С. Собянина.[8, С.224]

Местные бюджеты представляют собой часть консолидиро­ванного бюджета Российской Федерации и сосредотачивают около 50% бюджетных средств субъектов Федерации. Местные бюд­жеты пополняются за счет местных, а также части федеральных и региональных налогов и сборов. Из федерального бюджета в мест­ные финансовые средства поступают целевым и адресным порядком, по узкому кругу муниципальных образований: федеральные субвенции и дотации — закрытым административно-территориальным образованиям, федеральные субвенции  в рамках федеральных целевых программ — по решению социально-экономических,  инвестиционных или экологических проблем  конкретных городов. На примере бюджета города Тюмени и полученных дан­ных из перечня целевых программ на 2005 год, было выделено средств в размере 210 тыс. рублей [5].

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 26.04.2001 № 160 (с последующими изменениями и дополнениями), на основании статей 27. 59 Устава города Тюмени Тюменская городская Дума утвердила исполнение бюджета г. Тюмени за 2005 год по доходам в сумме 4 350 405 тыс. руб.

«Муниципальным образованиям в соответствии с федеральными законами и законами Тюменской области обеспечивается минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов». В таблице 2.1. содержится перечень источников доходов местных бюджетов из наименований, разбитых согласно бюджетной классификации по группам (налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления). Эти доходные источники предлагается именовать закрепленными сроком на три года. В Комитете финансов Тюменской области существует оценка суммарных поступлений в местные бюджеты доходов от этих источников в 2005 году (по данным Комитета финансов).[6]

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Структура исполнения доходной части бюджета города Тюмени за 2005, тыс.руб.

 

Код БК

 

Вид дохода

 

Утвержден­ный план на 2005 год

 

Уточненный план на 2005 год

 

Исполнено за 2005 год

 

1000000

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 966 753

1 966 753

2 026 201

1010000

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ

1 114898

1 114898

1 129614

1010100

Налог на прибыль организаций

242 364

242 364

286 808

1010200

Налог на доходы физических лиц

872 534

872 534

842 806

1010201-1010204

Налог на доходы физических лиц

849 766

849 766

 

816.669

 

1010205

 

Налог на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей

22768

 

22768

 

26 137

 

1020000

 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ

99213

 

99213

 

54021

 

1020200

 

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации

59 497

 

59497

 

27 945

 

1020400

Лицензионные и регистрационные сборы

486

486

11

1020700

 

Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет)

39230

 

39230

 

,26065

 

1030000

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

197 808

197 808

263 762

1030110

 

Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации

108 854

 

108854

 

140947

 

1030200

 

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

88954

 

88954

 

1228,15

 

1040000

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

326 506

326506

323 525

1040100

Налог на имущество физических лиц

22004

22004

21 232

1040200

Налог на имущество организаций

302 706

302 706

300594

1040300

 

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

1 796

 

1 796

 

1 699

 

1050000

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

180919

180919

192 045

1050300

Налог на добычу полезных ископаемых

523

523

957

1050500

Водный налог

14 289

14289

15717

1050700

Земельный налог

166 107

166 107

175353

1400000

ПРОЧИЕ НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

47409

47409

63 234

1400100

Государственная пошлина

20919

20919

26917

1400500

Местные налоги и сборы

26490

26490

36901

2000000

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

334 044

334 044

357 930

2010000

 

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

304 127

 

304 127

 

327 246

 

из них:

 

 

 

 

2010202

Арендная плата за земли городов и поселков

125709

125 709

141,155

2070000

Штрафные санкции, возмещение ущерба

25477

25477

21 125

2090000

Прочие неналоговые доходы

4440

4440

9559

 

Итого:

2 300 797

2 300 797

2384131

3020100

 

Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

6677

 

6677

 

6677

 

3020200

 

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1 421 550

 

1 534 472

 

1 522941

 

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам

31588

147 388

147 388

3020400

 

Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

106850

 

116237

 

115933

 

5000000

 

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

178767

 

178767

 

173335

 

 

Всего доходов:

4 046 229

4 284 338

4 350 405

04000

 

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

106753

106753

118763


 

Как и на всех уровнях бюджета создан фонд финансовой поддержки, если у муниципальных образований имеется «расчетный дефицит», т.е. прогнозируемые суммы поступления доходов в местные бюджеты меньше расчетной суммы минимально необходимых расходов, то муниципальные образования получают в 2006 году средства из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований. Перечисление денежных средств из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований планируется в 2006 году производить с 15 по 20 число текущего месяца, исходя из процента каждого муниципального образования в фонде финансовой поддержки, согласно приложению 12 Закона о бюджете и в соответствии с фактическим поступлением доходов в предшествующем месяце в бюджет Тюменской области за счет ежемесячных поступлений от сумм доходных источников. Фонд финансовой поддержки местных бюджетов согласно статье 10 Закона формируется за счет 55 процентов от сумм доходных источников, а именно: Налога на рекламу; Госпошлины.

В отличие от 2004-2005 года, когда применялся индивидуально-заявительный порядок оказания финансовой помощи местным бюджетам, в 2006 г. в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», распределение средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в Тюменской области будет осуществляться по фиксированной формуле. [4]

Регулирование бюджетных правоотношений происходит на основании статьи 12 Закона «О бюджете Тюменской области на 2006 г.», с рекомендацией органам местного самоуправления: в целях увеличения доходов местных бюджетов и сохранения заинтересованности органов, налагающих штрафные санкции за административные правонарушения, в повышении собираемости штрафов, предусмотреть в местных бюджетах направление средств на укрепление материально-технической базы указанных органов. [2]

В отличие от прошлых лет, в Закон введена норма, устанавливающая, что орган финансового контроля Администрации Тюмени или контрольный орган Законодательного Собрания вправе осуществлять ревизию местного бюджета муниципального образования, получающего финансовую помощь из бюджета Тюменской области, а также осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджета Тюменской области. Как и в прошлые годы, муниципальное образование вправе получать из бюджета Тюменской области беспроцентные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения местных бюджетов. Бюджетные ссуды предоставляются за счет поступлений в бюджет Тюменской области от доходных источников, указанных в приложении 11 к Закону.

В декабре 2005 года Законодательным Собранием Тюменской области был принят Закон Тюменской области «О бюджете Тюменской области на 2006 год». Таким образом, для местных бюджетов муниципальных образований законодательно определены:

   источники  доходов местных бюджетов муниципальных образований Тюменской области в 2006 году;

   нормативы минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

   минимально необходимые расходы местных бюджетов;

   доля дотационных муниципальных образований в Фонде финансовой поддержки;

   порядок перечисления средств из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований, сформированного в бюджете Тюменской области. [2]

Все каналы пополнения доходов взаимосвязаны и взаимообусловлены. На­пример, чем выше оплата труда населения, тем выше размер подоходного налога и единого социального налога; чем выше прибыль предприятий, тем выше уро­вень налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости и, как следствие, доходы населения, возможности для реализации социальных программ.

Для увеличения доходности бюджета целесообразно разрабатывать концепции управления доходностью, что требует выявление целей и приоритета, определения путей их достижения.

Доходность муниципального образования является интегральной характеристи­кой, все компоненты которой составляют одно целое. Анализ структуры доходности позволяет увидеть, как ухудшение ситуации в одних сферах и секторах экономики стимулирует подъем в других, какие компоненты доходности недостаточны и как их можно улучшить, а на какие нецелесообразно тратить усилия.

В связи с этим сутью концепции оперативного управления доходностью муници­пального образования является постоянный анализ, сочетание и дополнение различ­ных компонентов доходности, воздействия на них прямыми и косвенными методами, их переструктуризация в зависимости от складывающейся ситуации и влияния экзо­генных факторов.

Поскольку в настоящее время в местном бюджете соединены разные доходы не по каналам доходности, по ним трудно восстановить полную картину и выявить «слабые места» в управлении. В целях увеличения доходности необходимо рассматривать обо­собленно каждый канал поступления, определить его базу и конкретизировать, кто осуществляет контроль и каким образом получает доход.

Для эффективного управления доходной частью бюджета необходимо учитывать специфические особенности объекта, то есть муниципального образования, а также сложившиеся механизмы межбюджетных отношений, от которых зависит успех эко­номической стабилизации территории.

Администрация города должна поддерживать стагнирующие предприятия прежде всего не финансовыми, а организационно-правовыми методами, совместно рассмат­ривать бизнес-планы предприятий для обеспечения адресной конструктивной поддер­жки. Для некоторых предприятий возможен муниципальный заказ, обеспеченный бюджетными средствами, если продукция необходима для нужд города.

Очень важным стратегическим шагом повышения доходности муниципального образования является привлечение внешних инвестиций в экономику города, в том числе и за счет реформирования механизма межбюджетных отношений.

Таким образом, повышение эффективности управления доходной частью местного бюджета возможно на основе реализации следующих концептуальных направлений:

— эффективное управление муниципальной собственностью, в том числе недви­жимостью на основе ее полной инвентаризации;

— активизация деятельности хозяйствующих субъектов;

— организация муниципального заказа на конкурсной основе:

— привлечение инвестиций, создание службы инвестиционного маркетинга;

— правовое регулирование земле- и недропользования:

— оздоровление муниципальных финансов путем разграничения оценки объек­тивных (нормативных) потребностей местного бюджета в финансовых ресурсах, раз­деление доходных источников и определение форм и критериев бюджетного выравни­вания между местным бюджетом и бюджетами верхнего уровня. [12, С.81]

 

2.2.  Анализ исполнения расходной части бюджета

 

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.  В  пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому, согласно пункту 1 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ру­ководствуясь Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 26.04.2001 № 160 (с последующими изменениями и дополнениями), на основании статей 27.59 Устава города Тюмени Тюменская городская Дума утвердила исполнение бюджета г. Тюмени за 2005 год по расходам в сумме 4 322 875 тыс. руб.. в том числе: бюджет текущих расходов - 4 300 034 тыс. руб., бюджет развития - 22 841 тыс. руб., средства, полученные от предпринима­тельской и иной приносящей доход деятельности и направленные на содержание учреждений, - 168 405 тыс. руб. [6]

Информация о работе Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования