Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем формирования бюджета.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России;
- исследовать и проанализировать финансово-экономическую основу формирования бюджета муниципального образования (на примере г.Тюмени).
введение 3
1. место и роль бюджета муниципального образования в бюджетной системе России
1.1. Экономическая сущность бюджета 4
1.2. Основы формирования доходов бюджетов в условиях местного самоуправления 14
1.3. Проблемы финансирования расходов местных бюджетов 19
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета 26
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета 32
2.3. Межбюджетные отношения на уровне субъекта органов местного самоуправления 36
заключение 40
Список использованной литературы
2. финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования (Тюмени)
2.1. Особенности формирования доходной части бюджета
Местные бюджеты являются составляющей бюджетной системы РФ и несут большую нагрузку, связанную с социально-экономическим развитием территорий. В настоящее время состояние местных бюджетов служит индикатором социально-экономического развития и требует глубокого аналитического изучения.
В материальном аспекте как государственный, так и местные бюджеты, представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления [10, С.130].
Рассмотрим местный бюджет на примере бюджета города Тюмени. Бюджет города на 2004 год по доходам составил 4 млрд. 109 млн. 111 тыс. рублей, по расходам в размере 4 млрд. 111млн. 640 тыс. рублей. В нашем случае расходы превышают доходы бюджета на 2 млн. 529 тыс. рублей [17, С.30]. Следует говорить, что бюджет принят с дефицитом.
В расходах бюджета нашего города подавляющую часть составляют отчисления на социально-культурные учреждения, учреждения здравоохранения и образования — 50%, 25% составляют дотации по жилищно-коммунальному хозяйству и 25% дорожное хозяйство [17, С.14].
Огромную роль играет Тюменская область (ее предприятия как главный инвестор бюджета города Тюмени. Поскольку около половины бюджетных денег города — это финансовая помощь области, в частности грамотных и рациональных действий губернатора С.С. Собянина.[8, С.224]
Местные бюджеты представляют собой часть консолидированного бюджета Российской Федерации и сосредотачивают около 50% бюджетных средств субъектов Федерации. Местные бюджеты пополняются за счет местных, а также части федеральных и региональных налогов и сборов. Из федерального бюджета в местные финансовые средства поступают целевым и адресным порядком, по узкому кругу муниципальных образований: федеральные субвенции и дотации — закрытым административно-
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 26.04.2001 № 160 (с последующими изменениями и дополнениями), на основании статей 27. 59 Устава города Тюмени Тюменская городская Дума утвердила исполнение бюджета г. Тюмени за 2005 год по доходам в сумме 4 350 405 тыс. руб.
«Муниципальным образованиям в соответствии с федеральными законами и законами Тюменской области обеспечивается минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов». В таблице 2.1. содержится перечень источников доходов местных бюджетов из наименований, разбитых согласно бюджетной классификации по группам (налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления). Эти доходные источники предлагается именовать закрепленными сроком на три года. В Комитете финансов Тюменской области существует оценка суммарных поступлений в местные бюджеты доходов от этих источников в 2005 году (по данным Комитета финансов).[6]
Таблица 2.1.
Структура исполнения доходной части бюджета города Тюмени за 2005, тыс.руб.
Код БК
| Вид дохода
| Утвержденный план на 2005 год
| Уточненный план на 2005 год
| Исполнено за 2005 год
|
1000000 | НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 966 753 | 1 966 753 | 2 026 201 |
1010000 | НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ | 1 114898 | 1 114898 | 1 129614 |
1010100 | Налог на прибыль организаций | 242 364 | 242 364 | 286 808 |
1010200 | Налог на доходы физических лиц | 872 534 | 872 534 | 842 806 |
1010201-1010204 | Налог на доходы физических лиц | 849 766 | 849 766
| 816.669
|
1010205
| Налог на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей | 22768
| 22768
| 26 137
|
1020000
| НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, УСЛУГИ, ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ | 99213
| 99213
| 54021
|
1020200
| Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации | 59 497
| 59497
| 27 945
|
1020400 | Лицензионные и регистрационные сборы | 486 | 486 | 11 |
1020700
| Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) | 39230
| 39230
| ,26065
|
1030000 | НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 197 808 | 197 808 | 263 762 |
1030110
| Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации | 108 854
| 108854
| 140947
|
1030200
| Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 88954
| 88954
| 1228,15
|
1040000 | НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 326 506 | 326506 | 323 525 |
1040100 | Налог на имущество физических лиц | 22004 | 22004 | 21 232 |
1040200 | Налог на имущество организаций | 302 706 | 302 706 | 300594 |
1040300
| Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения | 1 796
| 1 796
| 1 699
|
1050000 | ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 180919 | 180919 | 192 045 |
1050300 | Налог на добычу полезных ископаемых | 523 | 523 | 957 |
1050500 | Водный налог | 14 289 | 14289 | 15717 |
1050700 | Земельный налог | 166 107 | 166 107 | 175353 |
1400000 | ПРОЧИЕ НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ | 47409 | 47409 | 63 234 |
1400100 | Государственная пошлина | 20919 | 20919 | 26917 |
1400500 | Местные налоги и сборы | 26490 | 26490 | 36901 |
2000000 | НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 334 044 | 334 044 | 357 930 |
2010000
| Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 304 127
| 304 127
| 327 246
|
из них: |
|
|
|
|
2010202 | Арендная плата за земли городов и поселков | 125709 | 125 709 | 141,155 |
2070000 | Штрафные санкции, возмещение ущерба | 25477 | 25477 | 21 125 |
2090000 | Прочие неналоговые доходы | 4440 | 4440 | 9559 |
| Итого: | 2 300 797 | 2 300 797 | 2384131 |
3020100
| Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 6677
| 6677
| 6677
|
3020200
| Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 1 421 550
| 1 534 472
| 1 522941
|
3020300 | Средства, получаемые по взаимным расчетам | 31588 | 147 388 | 147 388 |
3020400
| Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 106850
| 116237
| 115933
|
5000000
| Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 178767
| 178767
| 173335
|
| Всего доходов: | 4 046 229 | 4 284 338 | 4 350 405 |
04000
| Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 106753 | 106753 | 118763 |
Как и на всех уровнях бюджета создан фонд финансовой поддержки, если у муниципальных образований имеется «расчетный дефицит», т.е. прогнозируемые суммы поступления доходов в местные бюджеты меньше расчетной суммы минимально необходимых расходов, то муниципальные образования получают в 2006 году средства из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований. Перечисление денежных средств из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований планируется в 2006 году производить с 15 по 20 число текущего месяца, исходя из процента каждого муниципального образования в фонде финансовой поддержки, согласно приложению 12 Закона о бюджете и в соответствии с фактическим поступлением доходов в предшествующем месяце в бюджет Тюменской области за счет ежемесячных поступлений от сумм доходных источников. Фонд финансовой поддержки местных бюджетов согласно статье 10 Закона формируется за счет 55 процентов от сумм доходных источников, а именно: Налога на рекламу; Госпошлины.
В отличие от 2004-2005 года, когда применялся индивидуально-заявительный порядок оказания финансовой помощи местным бюджетам, в 2006 г. в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», распределение средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в Тюменской области будет осуществляться по фиксированной формуле. [4]
Регулирование бюджетных правоотношений происходит на основании статьи 12 Закона «О бюджете Тюменской области на 2006 г.», с рекомендацией органам местного самоуправления: в целях увеличения доходов местных бюджетов и сохранения заинтересованности органов, налагающих штрафные санкции за административные правонарушения, в повышении собираемости штрафов, предусмотреть в местных бюджетах направление средств на укрепление материально-технической базы указанных органов. [2]
В отличие от прошлых лет, в Закон введена норма, устанавливающая, что орган финансового контроля Администрации Тюмени или контрольный орган Законодательного Собрания вправе осуществлять ревизию местного бюджета муниципального образования, получающего финансовую помощь из бюджета Тюменской области, а также осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджета Тюменской области. Как и в прошлые годы, муниципальное образование вправе получать из бюджета Тюменской области беспроцентные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения местных бюджетов. Бюджетные ссуды предоставляются за счет поступлений в бюджет Тюменской области от доходных источников, указанных в приложении 11 к Закону.
В декабре 2005 года Законодательным Собранием Тюменской области был принят Закон Тюменской области «О бюджете Тюменской области на 2006 год». Таким образом, для местных бюджетов муниципальных образований законодательно определены:
источники доходов местных бюджетов муниципальных образований Тюменской области в 2006 году;
нормативы минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов;
минимально необходимые расходы местных бюджетов;
доля дотационных муниципальных образований в Фонде финансовой поддержки;
порядок перечисления средств из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований, сформированного в бюджете Тюменской области. [2]
Все каналы пополнения доходов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше оплата труда населения, тем выше размер подоходного налога и единого социального налога; чем выше прибыль предприятий, тем выше уровень налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости и, как следствие, доходы населения, возможности для реализации социальных программ.
Для увеличения доходности бюджета целесообразно разрабатывать концепции управления доходностью, что требует выявление целей и приоритета, определения путей их достижения.
Доходность муниципального образования является интегральной характеристикой, все компоненты которой составляют одно целое. Анализ структуры доходности позволяет увидеть, как ухудшение ситуации в одних сферах и секторах экономики стимулирует подъем в других, какие компоненты доходности недостаточны и как их можно улучшить, а на какие нецелесообразно тратить усилия.
В связи с этим сутью концепции оперативного управления доходностью муниципального образования является постоянный анализ, сочетание и дополнение различных компонентов доходности, воздействия на них прямыми и косвенными методами, их переструктуризация в зависимости от складывающейся ситуации и влияния экзогенных факторов.
Поскольку в настоящее время в местном бюджете соединены разные доходы не по каналам доходности, по ним трудно восстановить полную картину и выявить «слабые места» в управлении. В целях увеличения доходности необходимо рассматривать обособленно каждый канал поступления, определить его базу и конкретизировать, кто осуществляет контроль и каким образом получает доход.
Для эффективного управления доходной частью бюджета необходимо учитывать специфические особенности объекта, то есть муниципального образования, а также сложившиеся механизмы межбюджетных отношений, от которых зависит успех экономической стабилизации территории.
Администрация города должна поддерживать стагнирующие предприятия прежде всего не финансовыми, а организационно-правовыми методами, совместно рассматривать бизнес-планы предприятий для обеспечения адресной конструктивной поддержки. Для некоторых предприятий возможен муниципальный заказ, обеспеченный бюджетными средствами, если продукция необходима для нужд города.
Очень важным стратегическим шагом повышения доходности муниципального образования является привлечение внешних инвестиций в экономику города, в том числе и за счет реформирования механизма межбюджетных отношений.
Таким образом, повышение эффективности управления доходной частью местного бюджета возможно на основе реализации следующих концептуальных направлений:
— эффективное управление муниципальной собственностью, в том числе недвижимостью на основе ее полной инвентаризации;
— активизация деятельности хозяйствующих субъектов;
— организация муниципального заказа на конкурсной основе:
— привлечение инвестиций, создание службы инвестиционного маркетинга;
— правовое регулирование земле- и недропользования:
— оздоровление муниципальных финансов путем разграничения оценки объективных (нормативных) потребностей местного бюджета в финансовых ресурсах, разделение доходных источников и определение форм и критериев бюджетного выравнивания между местным бюджетом и бюджетами верхнего уровня. [12, С.81]
2.2. Анализ исполнения расходной части бюджета
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому, согласно пункту 1 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 26.04.2001 № 160 (с последующими изменениями и дополнениями), на основании статей 27.59 Устава города Тюмени Тюменская городская Дума утвердила исполнение бюджета г. Тюмени за 2005 год по расходам в сумме 4 322 875 тыс. руб.. в том числе: бюджет текущих расходов - 4 300 034 тыс. руб., бюджет развития - 22 841 тыс. руб., средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленные на содержание учреждений, - 168 405 тыс. руб. [6]
Информация о работе Финансово-экономическая основа формирования бюджета муниципального образования