Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;
Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Акцизы в 2008 году составили 7,48% (3,64 млрд. рублей) от общей суммы налоговых доходов, то в 2009 году - 9,87% (7,4 млрд. рублей). Доля налогов и сборов за пользование природными ресурсами к 2009 году увеличилась с 7,32% до 8,31%.
В консолидированный бюджет Татарстана в 2010 году поступило налогов на доходы физических лиц в объеме 31,3 млрд. руб., в бюджет Татарстана – 18,8 млрд. руб. Поступления налога на прибыль в 2010 году – 17,6 млрд. руб. (ставка налога – 18%).Кроме того налога на имущество организаций поступило 8,6 млрд. руб., налога на имущество физических лиц – 0,4 млрд. руб., налога на транспортные средства – 1,8 млрд. руб., земельного налога – 3,7 млрд. руб., акцизов – 7,7 млрд. руб.
Исполнение бюджета города Казани по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета города, возврат излишне уплаченных в бюджет города сумм доходов и учет сумм доходов бюджета города и составление отчетности о доходах бюджета города.
Проанализируем исполнение бюджета муниципального образования г. Казани за 2008-2010 годы (таблица 2.3) [19].
Анализ исполнения бюджета муниципального образования г. Казани за 2008-2010 годы, млн. руб.
Статьи бюджета |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 к 2008 (+,-) |
Доходы – всего |
17076,5 |
13862,9 |
16807,0 |
-269,5 |
Расходы - всего |
18360,8 |
18795,6 |
25664,0 |
+7303,2 |
Профицит (+), дефицит (-) |
-1284,3 |
-4932,7 |
-8857,0 |
- |
За прошедшие годы бюджет муниципального образования г. Казани в 2008 году по доходам составил 17076,5 млн. руб., в 2009 году 13862,9 млн. руб., в 2010 году 16807,0 млн. руб., что на 269,5 млн. руб., или на 1,6% ниже уровня 2008 года.
В бюджет города за 2008 - 2010 годы поступили собственные доходы и финансовая помощь из республиканского и федерального бюджетов. Положительные результаты по сбору доходов в бюджет были обеспечены не за счет усиления налоговой нагрузки на предприятия, а за счет наращивания налогооблагаемой базы, роста собираемости и улучшения качества администрирования доходов бюджета.
В бюджет города за 2010 год поступило 16 млрд. 807 млн. рублей, из которых 54,4% составляют собственные доходы (9 млрд. 151 млн. рублей), и 45,6% - финансовая помощь из республиканского и федерального бюджетов (7 млрд. 656 млн. рублей). Характеризуя исполнение бюджета, необходимо отметить, что в 2010 году доходы города возросли на 21,3% по сравнению с 2009 годом. За 2010 год в бюджет города Казани поступила финансовая помощь в объеме 7 млрд. 653 млн.рублей. Город дополнительно получил средства на капремонт многоквартирных домов, субсидии молодым семьям на приобретение жилья, на строительство дорог, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, социально-культурной сферы и др.
Таким образом, в настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступления. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов.
Основное место в структуре доходов федерального бюджета РФ, республиканского бюджета РТ и бюджета муниципального образования города Казани занимают налоговые поступления.
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ
Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели [8, с.34].
Расходы федерального бюджета за 2008 - 2010 гг.
Расходы федерального бюджета |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
1.Общегосударственные вопросы |
828,78 |
12,61 |
899,84 |
12,08 |
963,1 |
11,90 |
2. Национальная оборона |
509,1 |
7,75 |
566,74 |
7,61 |
596,19 |
7,37 |
3.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
521,84 |
7,94 |
642,61 |
8,62 |
693,51 |
8,57 |
4.Национальная экономика |
702,32 |
10,69 |
789,62 |
10,60 |
528,55 |
6,53 |
5.Жилищно-коммунальное хозяйство |
54,56 |
0,83 |
56,29 |
0,76 |
51,86 |
0,64 |
6.Охрана окружающей среды |
9,33 |
0,14 |
10,21 |
0,14 |
10,96 |
0,14 |
7. Образование |
307,19 |
4,68 |
313,64 |
4,21 |
339,85 |
4,20 |
8.Культура, кинематография, СМИ |
83,81 |
1,28 |
73,01 |
0,98 |
67,58 |
0,84 |
9.Здравоохранение, физическая культура и спорт |
211,69 |
3,22 |
245,22 |
3,29 |
295,36 |
3,65 |
Продолжение таблицы 3.1
Расходы федерального бюджета |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес, % | |
10. Социальная политика |
270,86 |
4,12 |
342,67 |
4,60 |
396,54 |
4,90 |
11.Межбюджетные трансферты |
2281,56 |
34,73 |
2423,12 |
32,52 |
2720,97 |
33,63 |
12.Условно утвержденные расходы |
0,00 |
186,3 |
2,50 |
404,5 |
5,00 | |
13.Секретные статьи расходов |
789,26 |
12,01 |
901,87 |
12,10 |
1021 |
12,62 |
Итого |
6570,3 |
100,00 |
7451,15 |
100,00 |
8089,97 |
100,00 |
Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 570,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7451,15 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 8089,97 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и 103,5 %.
Сразу можно выделить самую весомую долю федеральных расходов – межбюджетные трансферты: на 2008 год их удельный вес составил 34,7% (2281,6 млрд. руб.), в 2009 году произошел незначительный рост суммы межбюджетных трансфертов, но сокращение их доли в общем объеме расходов (32,5%, 2423,1 млрд. руб.), на 2010 – рост и суммы, и удельного веса по сравнению с 2009 годом (33,6%, 2720,7 млрд. руб.). Кстати, по разделу «Межбюджетные трансферты» наблюдается самое большое отрицательное отклонение при сравнении данных 2008 и 2009 годов (-2,2%). Для стимулирования органов власти субъектов Российской Федерации в улучшении показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов начиная с 2008 года предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых будет осуществлено на основе оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Не произошло изменение по удельному весу в общем объеме расходов раздела «Охрана окружающей среды» (0,14% в общей сумме расходов на протяжении 3 лет).
По разделу «Образование» наблюдается устойчивый рост суммы расходов (с 307,19млрд. руб. до 339,85млрд. руб.) при незначительном снижении удельного веса с 4,7% до 4,2%).
В 2008 - 2010 годах продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование». Целью политики в сфере образования на этот период является ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составили в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году - 21,1 млрд. рублей.
По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» наблюдается незначительный, но устойчивый рост как суммы расходов, так и удельного веса (с 211,69 до 295,36 млрд. руб., при росте уд. веса с 3,2 до 3,7%). В среднесрочной перспективе продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008 - 2010 годы является повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составили в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году - 91,5 млрд. рублей.
В целом за 3 года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличились на 337 и 369 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику - на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт - на 68 млрд. руб. (33%), на образование - на 63 млрд. руб. (23%).
Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2008-2010 годы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
В федеральном бюджете за данный период обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.
В таблице 3.2 представлена динамика и структура расходов бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы [19].
Структура расходов Республики Татарстан за 2008-2010 годы
Статьи |
2008 |
% |
2009 |
% |
2010 |
% |
Расходы всего, в том числе |
119,044 |
99,5 |
86,551 |
80,8 |
100,2 |
83,59 |
Общегосударственные вопросы |
5,77 |
3,8 |
1,96 |
1,2 |
2,23 |
2,01 |
Национальная оборона |
1,9 |
0,25 |
1,8 |
0,01 |
1,306 |
0,98 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
4,379 |
4,18 |
2,52 |
2,31 |
3,27 |
2,58 |
Национальная экономика |
44,218 |
37 |
25,924 |
24,59 |
40,264 |
32 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,48 |
0,8 |
0,11 |
0,08 |
2,32 |
1,02 |
Охрана окружающей среды |
4,28 |
4,1 |
2,9 |
2,2 |
2,26 |
1,16 |
Образование |
1,9 |
0,85 |
1,3 |
0,73 |
2,78 |
1,95 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
2,947 |
1,95 |
1,83 |
1,24 |
2,76 |
1,25 |
Здравоохранение и спорт |
8,374 |
8,5 |
7,251 |
8,87 |
7,4 |
6,9 |
Социальная политика |
10,213 |
9,07 |
5,103 |
5,17 |
11,03 |
10,01 |
Межбюджетные трансферты |
34,583 |
29 |
35,853 |
34,4 |
24,58 |
23,73 |