Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

бюджетная система исправл..docx

— 281.85 Кб (Скачать)

Акцизы в 2008 году составили 7,48% (3,64 млрд. рублей) от общей суммы налоговых доходов, то в 2009 году  - 9,87% (7,4 млрд. рублей). Доля налогов и сборов за пользование  природными ресурсами к 2009 году увеличилась  с 7,32% до 8,31%. 

В консолидированный бюджет Татарстана в 2010 году поступило налогов на доходы физических лиц в объеме 31,3 млрд. руб., в бюджет Татарстана – 18,8 млрд. руб. Поступления налога на прибыль в 2010 году – 17,6 млрд. руб. (ставка налога – 18%).Кроме того налога на имущество организаций поступило 8,6 млрд. руб., налога на имущество физических лиц – 0,4 млрд. руб., налога на транспортные средства – 1,8 млрд. руб., земельного налога – 3,7 млрд. руб., акцизов – 7,7 млрд. руб.

Исполнение бюджета города Казани по доходам предусматривает  перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета города, возврат  излишне уплаченных в бюджет города сумм доходов и учет сумм доходов  бюджета города и составление  отчетности о доходах бюджета  города.

Проанализируем исполнение бюджета муниципального образования  г. Казани за 2008-2010 годы (таблица 2.3) [19].

 

                                                                                                             Таблица 2.3

Анализ исполнения бюджета  муниципального образования г. Казани за 2008-2010 годы, млн. руб.

Статьи бюджета

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 к 2008 (+,-)

Доходы – всего

17076,5

13862,9

16807,0

-269,5

Расходы - всего

18360,8

18795,6

25664,0

+7303,2

Профицит (+), дефицит (-)

-1284,3

-4932,7

-8857,0

-


 

За прошедшие годы бюджет муниципального образования г. Казани в 2008 году по доходам составил 17076,5 млн. руб., в 2009 году 13862,9 млн. руб., в 2010 году 16807,0 млн. руб., что на 269,5 млн. руб., или на 1,6% ниже уровня 2008 года.

В бюджет города за 2008 - 2010 годы поступили собственные доходы и финансовая помощь из республиканского и федерального бюджетов. Положительные результаты по сбору доходов в бюджет были обеспечены не за счет усиления налоговой нагрузки на предприятия, а за счет наращивания налогооблагаемой базы, роста собираемости и улучшения качества администрирования доходов бюджета.

 

В бюджет города за 2010 год поступило 16 млрд. 807 млн. рублей, из которых 54,4% составляют собственные  доходы (9 млрд. 151 млн. рублей), и 45,6% - финансовая помощь из республиканского и федерального бюджетов (7 млрд. 656 млн. рублей). Характеризуя исполнение бюджета, необходимо отметить, что в 2010 году доходы города возросли на 21,3% по сравнению с 2009 годом. За 2010 год в бюджет города Казани поступила  финансовая помощь в объеме 7 млрд. 653 млн.рублей. Город дополнительно получил средства на капремонт многоквартирных домов, субсидии молодым семьям на приобретение жилья, на строительство дорог, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, социально-культурной сферы и др.

Таким образом, в настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступления. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов.

Основное место в структуре  доходов федерального бюджета РФ, республиканского бюджета РТ и бюджета муниципального образования города Казани занимают налоговые поступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ состава  и структуры расходов бюджетов  бюджетной системы РФ

 

Расходы федерального бюджета  — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели [8, с.34].

 

                                                                                          Таблица 3.1

                     Расходы федерального бюджета за 2008 - 2010 гг.

Расходы федерального бюджета

2008 год 

2009 год

2010 год

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

1.Общегосударственные вопросы

828,78

12,61

899,84

12,08

963,1

11,90

2. Национальная оборона

509,1

7,75

566,74

7,61

596,19

7,37

3.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

521,84

7,94

642,61

8,62

693,51

8,57

4.Национальная экономика

702,32

10,69

789,62

10,60

528,55

6,53

5.Жилищно-коммунальное хозяйство

54,56

0,83

56,29

0,76

51,86

0,64

6.Охрана окружающей среды

9,33

0,14

10,21

0,14

10,96

0,14

7. Образование

307,19

4,68

313,64

4,21

339,85

4,20

8.Культура, кинематография, СМИ

83,81

1,28

73,01

0,98

67,58

0,84

9.Здравоохранение, физическая культура и спорт

211,69

3,22

245,22

3,29

295,36

3,65


Продолжение таблицы 3.1

Расходы федерального бюджета

2008 год 

2009 год

2010 год

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес, %

10. Социальная  политика

270,86

4,12

342,67

4,60

396,54

4,90

11.Межбюджетные  трансферты

2281,56

34,73

2423,12

32,52

2720,97

33,63

12.Условно  утвержденные расходы

 

0,00

186,3

2,50

404,5

5,00

13.Секретные  статьи расходов

789,26

12,01

901,87

12,10

1021

12,62

Итого

6570,3

100,00

7451,15

100,00

8089,97

100,00


 

Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 570,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7451,15 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 8089,97 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и 103,5 %.

Сразу можно выделить самую  весомую долю федеральных расходов – межбюджетные трансферты: на 2008 год  их удельный вес составил 34,7% (2281,6 млрд. руб.), в 2009 году произошел незначительный рост суммы межбюджетных трансфертов, но сокращение их доли в общем объеме расходов (32,5%, 2423,1 млрд. руб.), на 2010 – рост и суммы, и удельного веса по сравнению с 2009 годом (33,6%, 2720,7 млрд. руб.). Кстати, по разделу «Межбюджетные трансферты» наблюдается самое большое отрицательное отклонение при сравнении данных 2008 и 2009 годов (-2,2%). Для стимулирования органов власти субъектов Российской Федерации в улучшении показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов начиная с 2008 года предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых будет осуществлено на основе оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Не произошло изменение  по удельному весу в общем объеме расходов раздела «Охрана окружающей среды» (0,14% в общей сумме расходов на протяжении 3 лет).

По разделу «Образование»  наблюдается устойчивый рост суммы  расходов (с 307,19млрд. руб. до 339,85млрд. руб.) при незначительном снижении удельного  веса с 4,7% до 4,2%).

В 2008 - 2010 годах продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование». Целью политики в сфере образования на этот период является ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составили в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году - 21,1 млрд. рублей.

По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» наблюдается  незначительный, но устойчивый рост как  суммы расходов, так и удельного  веса (с 211,69 до 295,36 млрд. руб., при росте  уд. веса с 3,2 до 3,7%). В среднесрочной перспективе продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008 - 2010 годы является повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составили в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году - 91,5 млрд. рублей.

В целом за 3 года расходы  на национальную оборону и национальную безопасность увеличились на 337 и 369 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику - на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт - на 68 млрд. руб. (33%), на образование - на 63 млрд. руб. (23%).

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2008-2010 годы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

В федеральном бюджете за данный период обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

В таблице 3.2 представлена динамика и структура расходов бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы [19].

                                                                                                      Таблица 3.2

            Структура расходов Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Статьи

2008

%

2009

%

2010

%

Расходы всего, в том числе

119,044

99,5

86,551

80,8

100,2

83,59

Общегосударственные вопросы

5,77

3,8

1,96

1,2

2,23

2,01

Национальная оборона

1,9

0,25

1,8

0,01

1,306

0,98

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4,379

4,18

2,52

2,31

3,27

2,58

Национальная экономика

44,218

37

25,924

24,59

40,264

32

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,48

0,8

0,11

0,08

2,32

1,02

Охрана окружающей среды

4,28

4,1

2,9

2,2

2,26

1,16

Образование

1,9

0,85

1,3

0,73

2,78

1,95

Культура, кинематография и  средства массовой информации

2,947

1,95

1,83

1,24

2,76

1,25

Здравоохранение и спорт

8,374

8,5

7,251

8,87

7,4

6,9

Социальная политика

10,213

9,07

5,103

5,17

11,03

10,01

Межбюджетные трансферты

34,583

29

35,853

34,4

24,58

23,73

Информация о работе Бюджетная система