Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

бюджетная система исправл..docx

— 281.85 Кб (Скачать)

Построение и функционирование бюджетной системы страны основывается на принципах бюджетной системы. В Российской Федерации перечень этих принципов определяется Бюджетным Кодексом Российской Федерации (Часть вторая Бюджетная система Российской Федерации, Раздел I Бюджетное устройство Российской Федерации, Глава 5 Принципы бюджетной системы Российской Федерации). Все принципы представлены на рисунке 1.2 [13, с.22].

Принцип единства бюджетной  системы предполагает единство бюджетного законодательства и санкций за его  нарушение, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, единство бюджетной классификации, порядка  формирования доходов бюджетов и  осуществления расходов и др.


Рис. 1.2 Принципы бюджетной системы РФ

 

Сущность принципа разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов между бюджетами бюджетной  системы РФ заключается в закреплении  в соответствии с законодательством  источников финансирования дефицита бюджета, доходов и расходов по уровням  бюджетной системы за соответствующим  бюджетом; а также в определении  полномочий за органами государственной  власти по исполнению доходной и расходной  частей бюджетов.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно:

  • обеспечивать сбалансированность и эффективность бюджетов;
  • осуществлять бюджетный процесс;
  • устанавливать налоги и сбора, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующий бюджет и др.

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований заключается в определении  полномочий органов субъектов РФ и местного самоуправления.

Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что  они должны обязательно отражаться в соответствующем бюджете в  полном объеме.

Сущность принципа сбалансированности бюджета заключается в соответствии объема расходов сумме доходов и  источников финансирования дефицита бюджета.

Принцип результативности и  эффективности использования бюджетных  средств означает достижение цели при  использовании минимального количества средств или достижение максимального  результата при использовании заданного  количества ресурсов.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает невозможность увязки определенных расходов бюджета с конкретными  доходами и источниками покрытия дефицита бюджета.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование  в средствах массовой информации проектов бюджетов, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

Принцип достоверности бюджета  означает реалистичность расчета расходной  и доходной частей бюджета, а также  надежность показателей прогноза социально-экономического развития.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает назначение бюджетных средств конкретному получателю на определенные цели.

Сущность принципа подведомственности расходов бюджетов заключается в  возможности получения бюджетных  средств распорядителем или получателем  только от одного главного распорядителя  бюджетных средств или распорядителя, при условии включения в перечень подведомственных им получателей или  распорядителей.

Принцип единства кассы предусматривает осуществление  всех кассовых операций по поступлению  или расходованию средств с единого  счета бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

.

 

 

 

 

2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ

 

Доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. (таблица 2.1) [11, с.8].

                                                                                                       Таблица 2.1

                    Структура доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.

Доходы федерального бюджета, в том числе

2008 год 

2009 год

2010 год

Сумма, млрд. руб

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб

Уд. вес, %

Сумма, млрд. руб

Уд. вес, %

Нефтегазовые доходы

2383,1

35,9

2351,9

31,5

2348,3

29,0

Доходы без учета нефтегазовых доходов

4261,3

64,1

5113,5

68,5

5741,7

71,0

Налог на прибыль организаций

533,38

8,0

583,76

7,8

636,28

7,9

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

1404,1

21,1

1914,5

25,6

2206,5

27,3

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

888,97

13,4

1029,8

13,8

1182,5

14,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

36,57

0,6

39,5

0,5

37,31

0,5

Государственная пошлина, сборы

32,24

0,5

34,5

0,5

36,56

0,5

Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

435,79

6,6

496,36

6,6

562,8

7,0

Целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей

1,3

0,0

2,1

0,0

2,7

0,0

Прочие доходы

929,04

14,0

1013,1

13,6

1077

13,3

Итого

6644,4

100

7465,5

100,0

8090

100,0





Как свидетельствуют данные таблицы 2.1, доходы федерального бюджета в 2008 году составили 6644,4 млрд. рублей. По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организации, таможенные пошлины. На их долю приходится примерно 85 % от общего объема доходов бюджета [11, с.9].

Так же, на протяжении периода с 2008 по 2010 годы основную часть поступлений в федеральный бюджет составляют доходы без учета нефтегазовых доходов, которые составляют 64,1 % (4261,3 млрд. руб., в 2009 году – 68,5%, 5113,5 млрд. руб., в 2010 году – 71%, 5741,7 млрд. руб.). В то время как нефтегазовые доходы в перспективе стремятся к снижению: с 35,9% в 2008 году (2383,1 млрд. руб.) до 29% к 2010 году (2348,3 млрд. руб.).

Основным фактором существенного  снижения доходов федерального бюджета  по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в  экономике страны (для примера: 20,7% в 2006 году до 14,9% в 2010 году).

В результате замедления темпов роста добычи и экспорта нефти  и газа по сравнению с темпами  роста ВВП, прогнозируемого снижения цен на нефть до 50 долл. США/бар. в 2010 году и сохраняющегося в среднесрочной перспективе укрепления реального курса рубля нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились (с 8,1% ВВП в 2007 году до 5,2% ВВП в 2010 году). При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 45% в 2006 году до 29% в 2010 году. Можно отметить, что при формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти. Самый большой объем доходов в 2008 году принесли вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (15% от общих доходов).

Статья «Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ» имеет самое большое положительное  отклонение – 4,5% и характеризуется  устойчивым ростом показателей (2008г. – 21%, 2009 – 25%, 2010г. – 27%).

Аналогичная ситуация наблюдается  по статье «Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ», где рост суммы  доходов на протяжении трехлетнего  периода определен с 888,97 до 1182,5млрд. руб. (13 и 15% соответственно).

Статьи «Государственная пошлина, сборы» и «Налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами» схожи по показателям  и динамике – незначительное отрицательное  отклонение (-0,02%, при сумме доходов 36% и удельном весе 0,5%).

Изменение основных показателей  макроэкономического прогноза в  целом привело к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета оказали влияние следующие факторы:

-рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;

-изменение объемов импорта  – на 144,2 млрд. рублей;

-увеличение прибыли прибыльных  предприятий, объема производства  и реализации подакцизной продукции,  объема добычи полезных ископаемых  и прочих объемных показателей  – на 115,1 млрд. рублей;

-изменение структуры  объемных показателей – на 6,8 млрд. руб.;

-изменение экспортных  цен на газ природный – на 2,3 млрд. руб..

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

-изменения цены на  нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;

-изменения объемов экспорта  – на 9,7 млрд. рублей;

-снижения курса рубля  по отношению к доллару США  – на 6,2 млрд. рублей.

В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета  увеличились на 156,7 млрд. рублей.

Доля доходов федерального бюджета в ВВП в 2008 году составила 19,14% и по сравнению с 2007 годом снизилась на 1,24 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства – на 0,67% к ВВП, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов – на 0,57% к ВВП.

Таким образом, можно сделать вывод, что в перспективе произошло снижение удельного веса нефтегазовых доходов в общей структуре доходов и в отношении к ВВП. В то время как ненефтегазовые доходы в трехлетний период выросли с 64% до 71% в общей сумме доходов.

Рассмотрим республиканский бюджет Республики Татарстан по доходам за 2008-2010 годы (таблица 2.2) [19].

                                                                                                                     Таблица 2.2

                         Доходы бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

факт.

млрд. руб

уд.вес

в %

факт.

млрд. руб

уд.вес

в %

факт.

млрд. руб

уд.вес

в %

I Доходы, в том числе:

89,8

78,23

59,64

57,75

58,8

56,91

Налоговые

80,7

89,92

57,04

95,96

57,2

96,12

Неналоговые

9,1

10,12

2,6

4,44

1,6

3,44

II Безвозмездные перечисления

24,98

21,77

43,6

42,25

29,5

28,15

Всего доходов

114,78

100,00

103,24

100,00

88,3

100,00


 

Из таблицы 2.2 видно, что в доходах бюджета Республики Татарстан значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 78,23% в 2008 г. до 56,91% на 2010 г.

Данные таблицы 2.2 проиллюстрированы  рисунком 2.1:

Несмотря на то, что в 2010 году в сравнении с 2009-м более  чем в два раза сократятся поступления  из федерального бюджета, бюджет Республики Татарстан (за счет ожидаемого роста  поступлений по собственным доходам) на 2010 год утвержден почти на уровне плана бюджета 2009 года.

 

 

Рис.2.1 Динамика доходов республиканского бюджета Республики Татарстан за 2008-2010 годы

 

Из таблицы  2.2 видно, что в доходах бюджета Республики Татарстан значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 78,23% в 2008 г. до 56,91% на 2010 г. В налоговых доходах по плану в 2010 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета Республики Татарстан занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Основной  объем поступлений налоговых  доходов в 2008-2010 году администрировали Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (94,67%), Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (5,32%).

Налог на прибыль  организаций является основным налоговым  доходом в бюджете Республики Татарстан. Удельный вес его составляет почти 50% от общей суммы всех налоговых  поступлений.

В 2008 году налог  на прибыль организаций поступил в республиканский бюджет в сумме 29,87 млрд. рублей, что больше уровня 2007 года на 29%, в 2009 году - 24,6 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступление  налога снизилось на 14,9 млрд. рублей, или на 38 процентов. Основная доля снижения налога, или 67%, приходится на крупнейших налогоплательщиков и составляет 9,5 млрд. рублей.

Высокие темпы  прироста в 2008 году имел налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц в 2009 году поступил в бюджет Республики Татарстан в сумме 18,5 млрд. рублей, что на 2,96 млрд.рублей больше, чем в прошлом году. В структуре налоговых доходов бюджета НДФЛ составлял 25,38% в 2008 году и 27,24% в 2009 году.

 Следующим  по значимости является налог  на имущество организаций. или 1,08 млрд. рублей.  году и 27,24% в 2009 год. В 2009 году поступления данного налога составили 9,13 млрд.рублей, что на 3,03 млрд.рублей больше, чем в предыдущем году. Показатели по этому налогу напрямую связаны с развитием бизнеса в Республике. Поскольку объектом обложения по данному налогу являются основные средства организации, то по его объему можно судить, насколько крупные предприятия работают на территории Татарстана.

Информация о работе Бюджетная система