Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

бюджетная система исправл..docx

— 281.85 Кб (Скачать)

Далее более подробно рассмотрим направления бюджетных реформ.

Реформа межбюджетных отношений (2003-2005г.г.) – это разделение уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходных источников и, что самое важно, полномочий по их регулированию. Основные нововведения данного направления:

- в соответствии с реформой местного самоуправления вводится два уровня местных бюджетов – бюджетная система РФ становится четырехуровневой;

- устанавливаются четкие правила разграничения расходных обязательств;

- существенно расширяется финансовая самостоятельность субнациональных властей (за счет налоговой автономии);

- законодательно закрепляются новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов

Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 г.г.) - переход к среднесрочному финансовому планированию при существенном расширении полномочий «линейных» министерств  и их переориентации на достижение конкретных и измеримых результатов. Реализация этой реформы осуществляется в соответствии с Концепцией Правительства  РФ по пяти направлениям:

- реформа бюджетной классификации и бюджетного учета (приближение к международным стандартам);

- переход к среднесрочному финансовому планированию – составление 3летнего финансового плана;

- оценка и планирование результативности бюджетных расходов;

- эксперимент по внедрению среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат (СБОР);

- изменение порядка рассмотрения бюджетов (3 чтения).

Реформа бюджетной сети (2005-2008 г.г.) - самая сложная часть бюджетной  реформы, подразумевающая реорганизацию  бюджетных учреждений, «микродецентрализацию» управления общественными финансами, «разгосударствление» производства значительной части бюджетных услуг. Предполагаются следующие новации:

- ужесточение использования бюджетными учреждениями бюджетных средств;

- реорганизация бюджетных учреждений и создание новых организационно-правовых форм (автономные учреждения и автономные некоммерческие организации);

- нормативно-подушевое финансирование бюджетный учреждений и выполнение государственного (муниципального) задания.

Бюджетные реформы предполагалось завершить к 2008 году, но в силу ряда причин на сегодняшний день они носят  незавершенный характер, а их итоги - промежуточны. Однако можно говорить об определенных результатах, по нашему мнению, к ним относятся:

- бюджет сегодня перестал быть источником макроэкономической нестабильности;

- повысилась объективность и прозрачность распределения финансовой помощи;

- макроуровень- 4хуровневая бюджетная система РФ, наличие «жестких» бюджетных ограничений, выравнивание субъектов РФ и муниципальных образований только по формулам;

- мезоуровень - постепенный переход на 3хлетний бюджет (без учета кризиса), в муниципальных образованиях и бюджетных учреждениях практикуется распределение денежных средств по результатам;

- микроуровень - нормативно-подушевое финансирование в некоторых бюджетных учреждениях, постепенный их перевод на новые организационные формы – автономные учреждения и автономные некоммерческие организации.

Таким образом, бюджетные  реформы России нельзя назвать законченными, сегодня продолжают реформироваться  и модифицироваться наиболее значимые аспекты.

Говоря о результатах  реформ, пусть даже и промежуточных, нельзя воспринимать их односторонне. Каждое положение обнажает целый  пласт других проблем, зачастую не связанных  со сферой управления общественными  финансами. Мы видим несколько причин негативных результатов реализации бюджетных реформ:

- ни экономическая система России, ни система государственного управления и общество не готовы к предполагаемым новациям, да и вообще к системе оценивания по результатам (об этом также свидетельствует и итоги административной реформы России);

- российская экономическая ситуация – нестабильна, поэтому не может предоставить необходимых, устойчивых условий для проведения реформ;

- в России нет должной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить наименее болезненное и затратное проведение реформы бюджетного сектора. Сегодня проводимые реформы значительно обгоняют технические возможности информационных систем, которые должны поддерживать данный процесс. Особенно отстают возможности систем с точки зрения предоставления данных, необходимых для эффективного анализа, измерения результатов и внедрения системы подотчетности;

- отсутствует опыт измерения и управления достигнутыми результатами, т.е. выяснение того, что необходимо сделать для повышения эффективности деятельности. Особенно большое значение приобретает подотчетность, прозрачность и др.;

- российской законодательство также несовершенно в данной области, оно не может предоставить необходимых механизмов реализации планируемых нововведений и гарантий их исполнения.

Но, не смотря на все негативные аспекты, можно сделать весьма положительный вывод: бюджетные реформы - одна из важнейших предпосылок для повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора. Бюджетные преобразования делают более открытой и прозрачной финансовую отчетность, мобилизуют участников бюджетного процесса и позволяют оценивать эффективность деятельности исходя из результатов работы.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступления. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов.

Основное место в структуре  доходов федерального бюджета РФ, республиканского бюджета РТ и бюджета  муниципального образования города Казани занимают налоговые поступления.

При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Динамика структуры доходов  и расходов консолидированного бюджета  Российской Федерации за 2008-2010 годы свидетельствую о высокой степени  централизации доходных источников вместе с высокой степенью децентрализации  фактических расходов, включая значительный объем полномочий совместного ведения органов власти различного уровня, что может привести к снижению самостоятельности региональных органов власти. Кроме того, за рассмотренный период наблюдается увеличение объёма межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов. Существующая модель распределения межбюджетных трансфертов (как и модель межбюджетных отношений в целом) способна отчасти решить задачу выравнивания финансовой обеспеченности территорий, но не способна стимулировать экономическое развитие территорий. Региональные органы власти при такой системе не только не заинтересованы в наиболее эффективном использовании собственных возможностей, но ориентированы на иждивенческую модель поведения.

Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной  сферы, федеральных государственных  служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение  уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых  на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.

Современной бюджетная система  России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения  деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания  граждан Российской Федерации.

Преобразования бюджетной  системы Российской Федерации на сегодняшний день крайне необходимы. Они должны вестись по следующим  направлениям:

- формирование сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;

- переход к целевым финансовым трансфертам территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;

- отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Российской Федерации;

- законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

Все это в совокупности способно значительно усовершенствовать  бюджетную систему Российской Федерации особенно в отношении формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. Тем не менее, такое обновление, являясь чрезвычайно важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь внутрибюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных «внешних» бюджетных отношений, т.е. отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования – с населением и предприятиями. Следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт-Издат, 2011.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.08.2011.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 147-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.08.2011.
  4. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 г. [Электронный ресурс]: Закон РТ Закон РТ от 30.07.2009 N 36-ЗРТ // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.08.2011.
  5. О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов [Электронный ресурс]: Закон РТ от 20.12.2008 г., № 124-ЗРТ // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.08.2011.
  6. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2008 год. [Электронный ресурс]: Решение казанской городской думы от 23.04.2009 г., № 6-30 // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.08.2011.
  7. О бюджете муниципального образования города Казани за 2010 год и на плановый период 2011, 2012 годов. [Электронный ресурс]: Решение казанской городской думы от 17.11.2009 г., № 13-36 // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.08.2011.
  8. Александров В.Г. Бюджетная система российской Федерации: учебник / Александров В.Г. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
  9. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  10. Богетич Ж. Влияние мирового финансового кризиса на экономику России / Ж.Богетич// Депозитариум. - 2009. - № 2.
  11. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008 – 2010 годах // Финансы. - 2011. - № 9. - с. 8 -12.
  12. Жилина Е.А. Значение бюджетных реформ в структурной трансформации системы государственного управления России / Е.А. Жилина // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2011. - № 2 (2).
  13. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: учебник / А.С.Нешитой. – М.: «Дело и Сервис», 2009.
  14. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / Романовский М.В., Врублевская О.В. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
  15. http://www.minfin.ru – Министерство финансов Российской федерации, официальный сайт.
  16. http://www.budgetrf.ru – Бюджетная система Российской Федерации, официальный сайт.
  17. http://www..ach.gov.ru – Счетная палата Российской Федерации, официальный сайт.
  18. http://www.pfrf.ru/ - Пенсионный фонд Российской Федерации, официальный сайт.
  19. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, официальный сайт.

Информация о работе Бюджетная система