Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;
Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Как видно из таблицы 3.2, наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан за 2008 год занимают расходы по разделам «Национальная экономика» – 37% и «Межбюджетные трансферты» – 29%.
Исполнение расходов бюджета РТ в 2008 году осуществлялось неравномерно. Расходы по разделу «Охрана окружающей среды» в основном исполнены на осуществление государственных функций в области охраны окружающей среды, обеспечение выполнения функций аппарата Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и реализацию республиканских целевых программ (Программа природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2008 год – 187 млн. рублей и Программа капитальных вложений Республики Татарстан на 2008 год – 15 млн. рублей).
По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» расходы составили 2 млрд. 947 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составили подразделы «Культура» – 60,5% и «Периодическая печать и издательства» – 15,3%.
По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» расходы исполнены в объеме 8 млрд. 374 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составили подразделы «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта» – 65,62% и «Физическая культура и спорт» – 17,8%.
По разделу «Социальная политика» расходы исполнены в объеме 10 млрд. 213 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составил подраздел «Социальное обеспечение населения» – 73,9%.
По подразделу «Пенсионное обеспечение» отражены средства, направляемые на денежные доплаты к пенсиям государственных служащих Республики Татарстан, в сумме 197 млн. рублей. По подразделу «Социальное обслуживание населения» расходы исполнены в объеме 912 млн. рублей. По подразделу «Социальное обеспечение населения» расходы исполнены в объеме 7 млрд. 546 млн. рублей. По подразделу «Охрана семьи и детства» расходы бюджета Республики Татарстан исполнены в сумме 747 млн. рублей. По подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» расходы исполнены в объеме 809 млн. рублей.
По разделу «Межбюджетные трансферты» расходы исполнены в объеме 34 млрд. 583 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов раздела составили подразделы «Субсидии бюджетам муниципальных образований» – 56,3% и «Субвенции бюджетам муниципальных образований» – 25,1%. По подразделу «Дотации бюджетам муниципальных образований» расходы исполнены в объеме 1 558 655,7 тыс. рублей. По подразделу «Субсидии бюджетам муниципальных образований» расходы исполнены в объеме 19 млрд. 488 млн. рублей. По подразделу «Субвенции бюджетам муниципальных образований» расходы исполнены в объеме 8 млрд. 665 млн. рублей или 99,8% от бюджетных назначений. По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» расходы исполнены в объеме 790 млн. рублей. В целом по разделу «Межбюджетные трансферты» не исполнены утвержденные Законом о бюджете на 2008 год расходы на общую сумму 134 млн. рублей.
Кассовые расходы бюджета республики за 9 месяцев 2009 года составили 86 млрд. 551 млн. рублей или 80,8% от годового показателя.
В структуре произведенных
расходов бюджета Республики Татарстан
наибольший удельный вес составили
расходы по разделам «Межбюджетные
трансферты» – 34,4%, «Национальная
экономика» – 24,59%, наименьший – «Образование»
– 0,73% и «Национальная оборона» – 0,
По разделу «Национальная экономика» расходы исполнены в сумме 25 млрд. 924 млн. рублей или в 2 раза выше годовых назначений, в том числе по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы составили 12 млрд. 496 млн. рублей, что в 2,9 раза выше годового показателя, из них расходы на предоставление субсидий в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы» – 11 млрд. 402 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 7 млрд. 646 млн. рублей).
По разделу «Жилищно-
По разделу «Социальная политика» подразделу «Охрана семьи и детства» расходы составили 813 млн. рублей или 128,9% от годового показателя, что в основном связано с освоением средств по целевой статье «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» – 216 млн. рублей. Указанные расходы в законе о бюджете на 2009 год не предусмотрены и производились за счет целевых средств, поступивших из федерального бюджета.
По разделу «
Низкий уровень исполнения расходов по данному разделу объясняется отсутствием в отчетном периоде потребности в средствах на обслуживание государственного долга республики, а также механизмом отражения расходов, произведенных за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан (плановый показатель отражается в указанном разделе, а фактические расходы – в расходах бюджетополучателей в других разделах согласно целям получения).
Анализ исполнения расходов бюджета Республики Татарстан за 2009 год показал, что исполнение расходов осуществляется неравномерно.Существенный рост расходов в основном связан с освоением средств, предусмотренных на строительство объектов Универсиады и Программы дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года расходы бюджета республики 2009 года увеличились на 5 млрд. 990 млн. рублей или на 7,8%.
По сравнению с уровнем 2008 года расходы увеличились:
– по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – на 65,9% или на 3 млрд. 714 млн. рублей в основном ввиду освоения федеральных средств, направленных на строительство и реконструкцию объектов Универсиады 2013 года в Казани;
– по разделу «Социальная политика» – на 48,6% или на 3 млрд. 440 млн. рублей за счет роста расходов на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения;
– по разделу «Национальная экономика» – на 17,8% или на 3 млрд. 923 млн. рублей за счет роста расходов на реализацию Программы дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2009–2011 годы, а также программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы»;
– по разделу «Межбюджетные трансферты» – на 2,4% или на 627 млн. рублей в основном за счет роста объемов трансфертов, передаваемых Фонду обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (в 2008 году расходы на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения производились по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»).
Наибольшее снижение расходов наблюдается по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 82,8% или на 3 млрд. 767 млн. рублей в связи с учетом средств на реализацию программы «Государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» в текущем году на специальном внебюджетном счете.
Расходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2010 году составила 100,2 млрд. руб. В структуре произведенных расходов бюджета Республики Татарстан наибольший удельный вес составили расходы по разделам «Межбюджетные трансферты» – 23,73%, «Национальная экономика» – 32%, наименьший – «Охрана окружающей среды» – 1,16 % и «Национальная оборона» – 0,98% [20.С318].
Бюджет города Казани по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета города с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Расходы бюджета муниципального
образования г. Казани составили
в 2008 году 18360,8 млн. руб., в 2009 году 18795,6 млн.
руб., в 2010 году 25664,0 млн. руб., увеличение
в 2010 году по сравнению с 2008 году на
7303,2 млн. руб., или на 39,7%. По всем трем
годам наблюдается дефицит
Рис.3.1 Анализ бюджета муниципального образования г. Казани за 2008-2010 годы
Расходы бюджета Казани за 2010 год на 36,5% превысили расходы 2009 года, и на 40,5% - расходы 2005 года – года празднования 1000-летия столицы РТ.
Расходная часть бюджета города Казани за 2010 год исполнена на 98,7%. Расходы бюджета составили 25 млрд. 664 млн. рублей, что на 36,5% больше, чем в 2009 году, и на 40,5% больше, чем в 2005 году.
Бюджет города в 2008-2010 году сохранил свою социальную направленность. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета (без учета расходов, осуществленных за счет бюджетного кредита) составляют расходы на социальную сферу - 52,7% или 8 млрд. 782 млн. рублей в 2010 году. Из них на образование - 6 млрд. 430 млн.рублей (38,6%); здравоохранение, физкультуру и спорт – 1 млрд. 509 млн.рублей (9%). Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (в том числе капремонт жилья) составили 2 млрд. 890 млн.рублей в 2010 году.
Таким образом, при анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы свидетельствую о высокой степени централизации доходных источников вместе с высокой степенью децентрализации фактических расходов, включая значительный объем полномочий совместного ведения органов власти различного уровня, что может привести к снижению самостоятельности региональных органов власти. Кроме того, за рассмотренный период наблюдается увеличение объёма межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов. Существующая модель распределения межбюджетных трансфертов (как и модель межбюджетных отношений в целом) способна отчасти решить задачу выравнивания финансовой обеспеченности территорий, но не способна стимулировать экономическое развитие территорий. Региональные органы власти при такой системе не только не заинтересованы в наиболее эффективном использовании собственных возможностей, но ориентированы на иждивенческую модель поведения.
Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.
С 2000 года в России началась новая «эпоха» реформирования. Постепенно все сферы жизнедеятельности подвергаются изменениям; на лицо яркие трансформации в судебной системе, системе государственного и муниципального управления. Развитие и жизнедеятельность каждой страны напрямую зависит от ее финансового благополучия. Состояние финансовой системы напрямую отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране. Поэтому серьезные улучшения в ней возможны только как результат общего прогресса в экономике, политическом устройстве и административной структуре общества. Говоря о России необходимо отметить, что с 2000 года наблюдается улучшение положения в стране, и эти сдвиги должны быть учтены в организации общественных финансов. Российская бюджетная сфера – одна из самых слабых и нестабильных, она очень подвержена влиянию других сфер и лоббистских группировок. На сегодняшний день уже полным ходом реализуется одна из важнейших реформ – бюджетная реформа.
Суть бюджетных реформ - сместить акценты бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств. К ним относятся Министерство финансов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, Федеральное Казначейство, распорядители бюджетных средств и т.д.
Примечательно отметить логику проводимых реформ – это 3 уровня реформирования бюджетной системы России:
- макроуровень: Федерация - субъекты РФ – местное самоуправление (т.е. реформа межбюджетных отношений)
- мезоуровень: Правительство - финансовые органы - министерства (т.е. реформа бюджетного процесса)
- микроуровень: министерства - службы – учреждения (т.е. реструктуризация бюджетной сети).
Бюджетные реформы России проводятся по пути «оптимальной децентрализации», чьи принципы и концепции были заимствованы из европейского опыта современного реформирования сферы управления общественными финансами. Данная концепция предполагает создание устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых и общественно значимых результатов.