Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;
Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Содержание
Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ
формирования доходной базы
3. Анализ
состава и структуры расходов
бюджетов бюджетной системы РФ
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Как известно, бюджет на всех
его уровнях играет огромную роль
в развитии и процветании государства,
продвижении научно-
В настоящее время существует
множество теорий, затрагивающих
различные аспекты бюджетной
сферы, начиная от способов его формирования
и заканчивая рекомендациями по преимущественному
финансированию тех или иных отраслей.
Так же достаток бюджетных средств
позволяет государству
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня, поскольку бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;
- исследовать состав и структуру расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- выявить основные направления реформирования бюджетной системы РФ.
Объектом исследования являются основополагающие характеристики бюджетной системы.
Предмет исследования - доходная и расходная часть федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Татарстан и бюджета муниципального образования города Казань за 2008–2010 годы.
Информационную и методологическую основу курсовой работы составили нормативно – правовые акты, труды отечественных специалистов М.В. Романовского, В.Г. Александрова, Г.Б. Поляка и других, а также аналитические данные из СМИ и Интернет.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе РФ и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, выступает действенным механизмом финансовой политики государства.
Бюджет - это реальная основа осуществления политики государства.
Бюджетное устройство и проблемы его функционирования являются основным вопросом государственной политики. Бюджетная система - главное звено в процессе воздействия государства на реальный сектор экономики. Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, совершенствование материально-технической базы общественного воспроизводства.
Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система [8, с. 9].
Бюджетное устройство есть организация бюджетной системы, что предполагает структурное построение ее элементов, их взаимосвязь. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием местного самоуправления. Бюджетное устройство обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности. Бюджетное устройство Российской Федерации предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета [14, с.13].
Таким образом, бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов [10, с.176].
Необходимо отметить, что бюджетное устройство определяется устройством государства. Если государство федеративное, то бюджетная система трехуровневая, а если государство унитарное, то двухуровневая.
До 1991 г. в СССР существовал Государственный бюджет, в который входил союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. Государственный бюджет СССР включал в себя около 50 тыс. бюджетов, в том числе союзный бюджет, 15 республиканских бюджетов союзных республик, 20 республиканских бюджетов автономных республик, 8 бюджетов автономных областей, 10 бюджетов автономных округов, 134 областных и краевых бюджета, 1999 городских, 3644 районных, 3700 бюджетов городских поселков и 41 тыс. бюджетов сельских Советов народных депутатов [13, с.118]. Бюджет нижестоящего уровня включался в бюджет вышестоящего уровня. Эта система существовала с 1924 г. и была закреплена Конституцией СССР.
В 1991 г. произошли коренные изменения в существующей бюджетной системе в связи с образованием самостоятельного суверенного Российского государства, начался процесс создания бюджетной системы, основанной на федеративных, демократических началах. Приняты важные документы: Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. и Постановление первого съезда народных депутатов "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР". 31 октября 1990 г. принят Закон "О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году", который определил принцип формирования бюджетов в Российской Федерации.
Важным этапом явилось принятие Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., которые закрепили трехуровневую бюджетную систему РФ.
В ходе преобразований был
упразднен Государственный
Понятие бюджетной системы Российской Федерации закреплено в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ [2]. Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) относятся:
- федеральный бюджет и
бюджеты государственных
- бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
- местные бюджеты, в
том числе бюджеты
- бюджеты городских и сельских поселений.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства. Структура бюджетной системы представлена на рисунке 1.1 [13, с.17].
Рис. 1.1 Структура бюджетной системы РФ
Федеральный бюджет РФ представляет
собой основной финансовый план государства,
через который мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для последующего
его перераспределения и
Бюджетом субъекта РФ (региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательного утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственного бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и пр.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Основными функциями бюджета являются:
- распределительная функция
бюджета проявляется в
- перераспределительная функция ВВП проявляется в принудительном изъятии части ВВП, созданного в процессе общественного производства – примерно 20% в настоящее время, и перераспределении этих ресурсов по уровням бюджетной системы посредством использования субвенций, субсидий, дотаций, ссуд;
- регулирующая функция
включает в себя
- социальная функция
- функция планирования
включает в себя определение
бюджетной политики, целей, задач
и выбора путей их достижения;
разграничение полномочий и
- функция организации
представляет собой
- контрольная функция
проявляется в своевременном
и правильном перечислении