Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;
- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура 5
2. Анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ 14
3. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы РФ 20
4. Реформирование бюджетной системы РФ 30
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

бюджетная система исправл..docx

— 281.85 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

1.Понятие,  сущность бюджетной системы РФ  и ее структура 5

2. Анализ  формирования доходной базы бюджетов  бюджетной системы РФ 14

3. Анализ  состава и структуры расходов  бюджетов бюджетной системы РФ 20

4. Реформирование  бюджетной системы РФ 30

Заключение 35

Список использованных источников 38

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством  инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота  бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих  различные аспекты бюджетной  сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному  финансированию тех или иных отраслей. Так же достаток бюджетных средств  позволяет государству принимать  активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня, поскольку бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны  не только занимающих высокие посты  экономистов и политиков, но и  рядовых граждан.

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной  системы Российской Федерации, доходов и расходов бюджета.

В рамках данных направлений  предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структуру;

- провести анализ формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ;

- исследовать состав и структуру расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

- выявить основные направления реформирования бюджетной системы РФ.

Объектом исследования являются основополагающие характеристики бюджетной системы.

Предмет исследования - доходная и расходная часть федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Татарстан и бюджета муниципального образования города Казань за 2008–2010 годы.

Информационную и методологическую основу курсовой работы составили нормативно – правовые акты, труды отечественных специалистов М.В. Романовского, В.Г. Александрова, Г.Б. Поляка и других, а также аналитические данные из СМИ и Интернет.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

 

1.Понятие, сущность бюджетной системы РФ и ее структура

 

Бюджет занимает центральное  место в финансовой системе РФ и обеспечивает выполнение задач  и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, выступает  действенным механизмом финансовой политики государства.

Бюджет - это реальная основа осуществления политики государства.

Бюджетное устройство и проблемы его функционирования являются основным вопросом государственной политики. Бюджетная система - главное звено  в процессе воздействия государства  на реальный сектор экономики. Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, совершенствование  материально-технической базы общественного  воспроизводства.

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные  вопросы формирования и использования  бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система [8, с. 9].

Бюджетное устройство есть организация бюджетной системы, что предполагает структурное построение ее элементов, их взаимосвязь. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием местного самоуправления. Бюджетное  устройство обусловливает формы  и методы взаимоотношений органов  власти в процессе бюджетной деятельности. Бюджетное устройство Российской Федерации  предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое  обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета [14, с.13].

Таким образом, бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов [10, с.176].

Необходимо отметить, что  бюджетное устройство определяется устройством государства. Если государство  федеративное, то бюджетная система  трехуровневая, а если государство  унитарное, то двухуровневая.

До 1991 г. в СССР существовал  Государственный бюджет, в который  входил союзный бюджет и государственные  бюджеты союзных республик. Государственный бюджет СССР включал в себя около 50 тыс. бюджетов, в том числе союзный бюджет, 15 республиканских бюджетов союзных республик, 20 республиканских бюджетов автономных республик, 8 бюджетов автономных областей, 10 бюджетов автономных округов, 134 областных и краевых бюджета, 1999 городских, 3644 районных, 3700 бюджетов городских поселков и 41 тыс. бюджетов сельских Советов народных депутатов [13, с.118]. Бюджет нижестоящего уровня включался в бюджет вышестоящего уровня. Эта система существовала с 1924 г. и была закреплена Конституцией СССР.

В 1991 г. произошли коренные изменения в существующей бюджетной  системе в связи с образованием самостоятельного суверенного Российского  государства, начался процесс создания бюджетной системы, основанной на федеративных, демократических началах. Приняты  важные документы: Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. и Постановление первого съезда народных депутатов "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР". 31 октября 1990 г. принят Закон "О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году", который определил принцип формирования бюджетов в Российской Федерации.

Важным этапом явилось  принятие Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г.  Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., которые закрепили трехуровневую бюджетную систему РФ.

В ходе преобразований был  упразднен Государственный бюджет СССР. В результате общегосударственный  денежный фонд был разделен более  чем на 53 тыс. самостоятельных бюджетов, составивших бюджетную систему трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Федерации, бюджеты муниципальных образований [6, с.6]. Данное положение явилось следствием осуществления в стране политических и экономических реформ, становлением суверенитета республик.

Понятие бюджетной системы  Российской Федерации закреплено в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ [2]. Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы  Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) относятся:

- федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

- бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в  том числе бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и  сельских поселений.

По своей структуре, с  одной стороны, бюджет - это форма  образования и расходования ресурса  денежных средств, а с другой - это  смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства. Структура бюджетной системы представлена на рисунке 1.1 [13, с.17].

 

Рис. 1.1 Структура бюджетной системы РФ

 

Федеральный бюджет РФ представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего его перераспределения и использования  для реализации целей государственной  политики.

Бюджетом субъекта РФ (региональным бюджетом) называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов  РФ и совместного ведения РФ и  субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный  бюджет, объединяя все бюджетные  показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательного утверждаемых бюджетов субъектов федерации и  федерального бюджета, консолидированный  бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственного бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство  получает в распоряжение часть чистого  дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов  и пр.). В результате перераспределения  в бюджет поступает часть прибыли  предприятий и хозяйственных  организаций различных форм собственности.

Основными функциями бюджета  являются:

- распределительная функция  бюджета проявляется в формировании  и использовании централизованных  фондов денежных средств по  уровням государства;

- перераспределительная функция ВВП проявляется в принудительном изъятии части ВВП, созданного в процессе общественного производства – примерно 20% в настоящее время, и перераспределении этих ресурсов по уровням бюджетной системы посредством использования субвенций, субсидий, дотаций, ссуд;

- регулирующая функция  включает в себя стимулирование  или дестимулирование определенных сфер деятельности, отраслей экономики через налоговые доходы и бюджетные расходы;

- социальная функция проявляется  в поддержке населения, учреждений  образования, здравоохранения, культурной  и жилищно-коммунальной сфер;

- функция планирования  включает в себя определение  бюджетной политики, целей, задач  и выбора путей их достижения; разграничение полномочий и предметов  ведения между органами власти  всех уровней бюджетной системы;  разработку конкретных мероприятий,  обеспечивающих исполнение бюджета  в интересах реализации бюджетной  политики;

- функция организации  представляет собой определение  бюджетного устройства и бюджетной  классификации; порядка составления,  рассмотрения, утверждения и исполнения  бюджетов; критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы  бюджетов и соответствующих потребностям  и задачам бюджетной политики;

- контрольная функция  проявляется в своевременном  и правильном перечислении средств в бюджет и внебюджетные фонды, а также контроль за эффективным использованием средств согласно их целевому назначению.

Информация о работе Бюджетная система